Возврат ошибочно излишне уплаченных денежных средств

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Возврат ошибочно излишне уплаченных денежных средств». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Однако материальные претензии работника и работодателя и после прекращения трудовых отношений будут относиться к компетенции мировых судей, если их сумма не превышает 500 минимальных размеров оплаты труда на момент обращения в суд, что в настоящее время составляет 300 тысяч рублей. Поэтому в приказном производстве не применяются сроки исковой давности и обращения в суд за защитой нарушенного права. В настоящей работе будут рассмотрены только дела, возникающие из трудовых отношений, рассматриваемые мировыми судьями.

Ошибочно полученные средства: как вернуть и учесть?

Ищем виновного

Первый вопрос, который обычно возникает при обнаружении на счете чужих денег: как и куда их вернуть? Ну или как минимум: нужно ли их вообще возвращать? ☺

Порядок осуществления возврата ошибочно перечисленных средств зависит от того, по чьей вине средства были перечислены не туда. А виновником тут может быть либо банк, участвовавший в осуществлении платежа, либо сам плательщик.

Если виноват банк. В таком случае после выявления ошибки банк обязан немедленно уведомить вас о ней, а также о том, что чужие средства необходимо вернуть (п.п. 32.3.1 ст. 32 Закона № 2346*, п. 2.36 Инструкции № 22**). Уведомление может быть направлено вам напрямую или через обслуживающий вас банк (п. 2.36 Инструкции № 22).

В течение трех рабочих дней с даты получения такого уведомления вы должны инициировать перевод эквивалентной суммы средств банку-нарушителю

Если средства не будут перечислены в трехдневный срок, кроме ошибочно поступившей суммы, придется уплатить еще и пеню — в размере 0,1 % этой суммы за каждый день, начиная со дня завершения ошибочного перевода до дня возврата средств включительно, но не более 10 % суммы ошибочного платежа (п. 35.2 ст. 35 Закона № 2346). Если же по какой-то причине вы вообще откажетесь возвращать средства в добровольном порядке, банк-виновник будет обращаться в суд (п. 32.8 ст. 32, п. 35.3 ст. 35 Закона № 2346, п. 2.37 Инструкции № 22).

Если виноват плательщик. В такой ситуации вы обязаны вернуть ошибочные деньги как безосновательно полученное имущество (ч. 1 ст. 1212 ГКУ). В какой срок необходимо осуществить такой возврат?

До недавних пор этот срок составлял пять дней. Это было предусмотрено ст. 6 Указа Президента Украины от 16.03.95 г. № 227/95, который утратил силу с 07.02.2019 г. Таким образом, на сегодня специальный для рассматриваемого случая срок возврата законодательно не установлен. Значит, начиная с 7 февраля при возврате средств, ошибочно перечисленных по вине плательщика, ориентироваться нужно на общий срок выполнения обязательства, установленный ч. 2 ст. 530 ГКУ7 календарных дней со дня предъявления требования.

Учтите: за пользование чужими деньгами начисляются проценты (ч. 2 ст. 1214 ГКУ). Поэтому если вы своевременно не осуществите возврат, то по требованию кредитора вам придется уплатить сумму долга с учетом установленного индекса инфляции за весь период просрочки и 3 % годовых от просроченной суммы (ч. 2 ст. 625 ГКУ). Такой вывод содержится в решении Хозяйственного суда г. Киева от 14.11.2018 г. по делу № 910/11787/18 (reyestr.court.gov.ua/Review/78047467) и такая позиция нашла поддержку в постановлении Верховного Суда от 10.04.2018 г. по делу № 910/10156/17 (reyestr.court.gov.ua/Review/73627931). Более того, иногда суды находят основания для начисления процентов не только согласно ст. 625 ГКУ, но и предусмотренные ч. 1 ст. 1048 ГКУ (см. определение ВССУ от 14.09.2016 г. по делу № 227/5688/14ц // reyestr.court.gov.ua/Review/61559125).

Правда, случаются и решения с противоположным выводом — например, постановление Киевского апелляционного хозсуда от 05.03.2018 г. по делу № 911/2785/17 (reyestr.court.gov.ua/Review/72598890). Там сказано, что в случае возврата безосновательно полученных средств обязанность должника уплатить сумму долга с учетом индекса инфляции и процентов годовых (согласно ч. 2 ст. 625 ГКУ) не возникает, поскольку такой возврат должник осуществляет не во исполнение взятых на себя денежных обязательств, а по другим обстоятельствам. Однако, на наш взгляд, затягивать с возвратом, уповая на такую позицию, не стоит.

Бухгалтерский учет

В бухучете ошибочные деньги предприятие-получатель показывает записью: Дт 311Кт 685. Соответственно, возврат отражаем обратной проводкой: Дт 685 — Кт 311. Если вам в связи с несвоевременным возвратом средств пришлось уплатить еще и пеню банку или инфляционные и 3 % годовых, эти суммы отправляются в состав прочих операционных расходов (п. 20 П(С)БУ 16 «Расходы»). На наш взгляд, отражать такие затраты нужно корреспонденцией: Дт 948Кт 685. Правда, Минфин в письме от 08.12.2004 г. № 31-04200-20-10/22572 для подобных расходов порекомендовал использовать субсчет 949.

Налог на прибыль

Поскольку поступление ошибочных денег и их возврат не проходят через счета учета доходов/расходов предприятия (а значит, не влияют на бухгалтерский финрезультат), такие операции не влияют и на налоговоприбыльный учет получателя.

Но если вы просрочили возврат средств и попали под санкции в виде пени банку или инфляционных и 3 % годовых, то такие выплаты, попав в бухрасходы, уменьшат финрезультат до налогообложения. Правда, высокодоходникам (и малодоходникам-добровольцам) придется увеличить финрезультат на сумму санкций, выплаченных в пользу:

— лиц, не являющихся плательщиками налога на прибыль (кроме физических лиц***);

*** Традиционно налоговики не распространяют это исключение на предпринимателей — плательщиков единого налога.

— прибыльщиков, начисляющих налог по ставке 0 % на основании п. 44 подразд. 4 разд. ХХ НКУ (п.п. 140.5.11 НКУ).

Единый налог

Суммы ошибочно полученных средств доходом, в принципе, не являются. Поэтому, на наш взгляд, в налогооблагаемый ЕН-доход их включать не нужно. Дополнительное подтверждение необлагаемости ошибочных сумм можно углядеть в п.п. 5 п. 292.11 НКУ. Он гласит: в состав налогооблагаемого дохода плательщиков единого налога (ЕН) не включаются суммы средств, которые единоналожники возвращают покупателям товаров (работ, услуг), если такой возврат происходит вследствие возврата товара, расторжения договора или по письму-заявлению о возврате средств. И хотя формально указанный подпункт на нашу ситуацию не распространяется (так как освобождает от ЕН-обложения только средства, возвращаемые покупателям), он подтверждает, что возвращаемым средствам в налогооблагаемом доходе не место. И если уж средства, полученные от реальных покупателей, не подлежат обложению ЕН, то об ошибочных деньгах и вовсе говорить нечего. В общем, мы считаем, что

единоналожник, получивший ошибочные деньги, не включает их сумму в базу для начисления ЕН

Причем независимо от того, возвращены они в установленный законом срок (либо в рамках отчетного периода) или нет.

Но налоговики с таким подходом не согласны. На вопрос о ЕН-обложении юрлицом средств, ошибочно зачисленных по вине банка, они отвечают так (см. 108.01.02 БЗ):

— если зачисление и возврат ошибочных денег произошли в одном отчетном периоде и в установленный 3-дневный срок, такие средства не включают в базу ЕН и не показывают в декларации плательщика ЕН;

— если возврат пришелся на следующий отчетный период и состоялся в установленный законодательством 3-дневный срок, то в периоде ошибочного получения средств нужно включить их сумму в налогооблагаемый доход плательщика ЕН. А в периоде, в котором осуществлен возврат, — осуществить перерасчет.

Если же 3-дневный срок нарушен, налоговики, по всей видимости, не видят оснований для перерасчета отраженного дохода. Во всяком случае, в указанной консультации они о такой ситуации вообще не упоминают.

Похожие разъяснения дают контролеры и в отношении единоналожников-физлиц (см. 107.04 БЗ). Правда, эта консультация касается и ошибочных средств, зачисленных по вине банка, и средств, зачисленных по ошибке плательщика. И в ней фискалы не привязываются к установленному законом сроку возврата, но все так же требуют учитывать период возврата ошибочных денег. Так, по их мнению:

— если зачисление и возврат средств происходят в одном отчетном периоде, ЕН-доход предприниматель не отражает;

— если же возврат осуществляется в следующем отчетном периоде, то в периоде получения ошибочных денег предприниматель должен отразить доход, а в периоде возврата может этот доход откорректировать.

Причем не отражать/откорректировать доход можно только при наличии письменного подтверждения ошибочности полученных денег (в частности, пояснения от учреждения банка/субъекта хозяйствования, осуществившего ошибочный платеж, о допущенной ошибке).

ФЛП на общей системе налогообложения

Объектом налогообложения физлиц-предпринимателей на общей системе налогообложения является чистый налогооблагаемый доход, т. е. разница между общим налогооблагаемым доходом (выручкой в денежной и неденежной формах) и документально подтвержденными расходами, связанными с хозяйственной деятельностью физлица-предпринимателя (п. 177.2 НКУ).

В нашем случае, т. е. когда предприниматель получает чужие деньги (например, по причине ошибки в реквизитах получателя или в сумме платежа), они не имеют ничего общего с выручкой от реализации. А значит,

ошибочные средства не включают в состав налогооблагаемого дохода предпринимателя и из них не удерживают НДФЛ

Кстати, соглашаются с этим и налоговики, которые в своих консультациях подчеркивают: если полученная физлицом-предпринимателем сумма средств была возвращена, то ее не включают в состав дохода субъекта хозяйствования (см. 104.04 БЗ). Но с возвратом поторопитесь.

Во-первых, хоть налоговики в упомянутой консультации об этом не говорят, на практике в качестве условия необложения чужих денег они вполне могут выдвигать те же требования, что и для единоналожников. То есть потребовать, чтобы поступление и возврат ошибочных денег произошли в одном отчетном периоде и/или с соблюдением установленного законом срока.

Во-вторых, если по причине задержки возврата вы попадете на пеню банку или инфляционные и 3 % годовых, указанные суммы нельзя будет включить в состав предпринимательских расходов. Наверняка налоговики будут отстаивать такой подход на том основании, что указанные расходы не включаются в перечень предпринимательских расходов, перечисленных в п. 177.4 НКУ. Так они поступают, например, с банковскими процентами по предпринимательским кредитам (см. письмо ГФСУ от 28.10.2015 г. № 1061/Г/99-99-17-02-02-14).

НДС

Объектом обложения НДС являются операции поставки товаров и услуг, место поставки которых расположено на таможенной территории Украины (п.п. «а» п. 185.1 НКУ). А вот средства, которые не связаны с взаимоотношениями поставочного характера, а получены ошибочно, под объект обложения НДС не подпадают. Поэтому,

на наш взгляд, при получении таких ошибочно перечисленных средств налоговые обязательства не возникают

Соответственно составлять налоговую накладную (НН) и регистрировать ее в ЕРНН при получении ошибочных «непоставочных» денег не нужно.

В принципе, согласны с этим и налоговики. Однако для неначисления НДС они традиционно выдвигают два дополнительных условия:

1) ошибочные денежные средства возвращены в установленный законом срок;

2) у плательщика нет договорных отношений с тем субъектом хозяйствования, который перечислил ошибочные деньги.

Соответствующее разъяснение в отношении средств, перечисленных в результате банковской ошибки, размещено в БЗ 101.04. Аналогичное разъяснение ранее действовало и в отношении средств, ошибочно перечисленных по вине плательщика (см. разъяснение из БЗ 101.06, утратившее силу с 07.02.2019 г., а также письма ГФСУ от 20.04.2018 г. № 1767/6/99-99-15-03-02-15/ІПК, ГУ ГФС в Днепропетровской обл. от 12.05.2017 г. № 151/ІПК/10/04-36-12-01-16, ГУ ГФС в г. Киеве от 21.02.2017 г. № 3805/10/26-15-12-01-18).

Правда, сейчас в связи с отменой пятидневного срока налоговики воздерживаются от подобных требований.

Сегодня на вопрос об НДС-обложении средств, ошибочно перечисленных по вине плательщика, они отвечают уклончиво (а точнее, не отвечают вовсе), ссылаясь на необходимость детального изучения ситуации, и рекомендуют получить по этому вопросу индивидуальную налоговую консультацию (см. БЗ 101.06). Так что, будут ли налоговики теперь требовать соблюдения общего семидневного срока, установленного ГКУ, пока не ясно.

Справедливости ради заметим, что есть и благоприятное для налогоплательщиков разъяснение, в котором налоговики, указывая на необложение НДС ошибочно полученных средств, вообще не вспоминают о сроках такого возврата (см. письмо ГФСУ от 15.03.2016 г. № 5575/6/99-99-19-03-02-15). Но мы не особо уповаем на него, поскольку оно имеет адресный характер и касается только тех, кто применяет кассовый метод начисления НДС.

Хотя, безусловно, допусловия от налоговиков надуманы.

Даже если ошибочные средства возвращены позже установленного срока или не возвращены вовсе, такое нарушение расценивается только как нарушение порядка проведения безналичных расчетов. И никак не может быть основанием для начисления налоговых обязательств, составления НН и регистрации ее в ЕРНН.

Да и наличие договорных отношений с контрагентом, ошибочно зачислившим деньги, тоже не повод для обложения НДС всех полученных от него сумм.

Еще раз повторим: если средства перечислены не в счет поставки товаров/услуг, НДС-обязательства начислять не нужно, а значит, и для составления НН оснований нет.

Не требуется начислять налог и в случае поступления от контрагента средств на основании договора поставки в завышенной сумме

Это же касается и поступления от покупателя повторной оплаты одних и тех же товаров.

Но! Тут важно, чтобы такую излишне уплаченную по договору сумму стороны не зачли в счет будущих поставок товаров (работ, услуг) по этому или по другому договору.

Иначе эта сумма действительно будет рассматриваться как предоплата со всеми вытекающими отсюда последствиями в виде НДС-обязательств, а также составления и регистрации НН. Подтверждением тому, что лишняя сумма была перечислена ошибочно, могут служить, например, договор поставки товаров/услуг, акты сверки взаиморасчетов, официальная переписка (письмо продавца с уведомлением о том, что на его счет поступил ошибочный платеж, письмо покупателя с требованием вернуть ошибочно уплаченные средства).

Предположим, между контрагентами заключен договор на поставку товаров на сумму 15000 грн., а покупатель ошибочно уплатил 150000 грн. В таком случае продавец должен выписать НН только на сумму 15000 грн., а излишек 135000 грн. вернуть покупателю без начисления НДС. При этом, для того чтобы налоговики не заставили начислить НДС на вершок в сумме 135000 грн., покупатель должен направить в адрес поставщика письмо с требованием вернуть ошибочно перечисленные средства, а поставщику желательно поторопиться и вернуть деньги с соблюдением 7-дневного срока.

Уплаченные в связи с просрочкой возврата пеню/проценты НДС не облагают (см. Обобщающую налоговую консультацию, утвержденную приказом ГНСУ от 06.07.2012 г. № 590).

РРО

А если ошибка допущена при осуществлении платежей, требующих применения РРО? То есть при наличных расчетах и расчетах банковской картой (эквайринг/интернет-эквайринг). Нужно ли проводить такие ошибочные поступления через РРО?

Нет, если такое ошибочное поступление не является оплатой за товары (работы, услуги), то проводить его через РРО не нужно

Ведь такое поступление не подпадает под определение расчетной операции. Подтверждают это и суды (см., например, постановление Киевского апелляционного админсуда от 20.07.2017 г. по делу № 810/2780/16 // reyestr.court.gov.ua/Review/67847185). Но ошибочность платежа и его непоставочный характер, конечно же, должны быть документально подтверждены.

Если не вернули

Может случиться так, что требование о возврате ошибочно полученных средств вам так и не поступит. В таком случае никакой ответственности за невозврат вам не грозит. Но как тогда поступать с этой задолженностью в учете? Можно ли ее списать?

До истечения срока исковой давности (ИД) для списания этой задолженности оснований нет. Какой срок ИД для нашего случая устанавливает ГКУ?

Тут действует общий срок ИД — 3 года. Но «с когда» начинать считать этот срок?

По обязательствам, сроки исполнения которых не определены или определены моментом требования, истечение ИД начинается со дня, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательства. Если должнику предоставляется льготный срок для исполнения такого требования, течение ИД начинается с истечением этого срока. Согласно ч. 2 ст. 530 ГКУ кредитор может потребовать исполнения обязательства в любое время. При этом должник обязан выполнить такое требование в течение 7 дней со дня его предъявления.

Таким образом, по сути, нет требования от кредитора — нет и начала истечения ИД. К таким выводам нас приводит и п. 4.2 постановления пленума ВХСУ от 29.05.2013 г. № 10. С другой стороны, исходя из постановления пленума ВХСУ от 17.12.2013 г. № 14 в «неопределенных» обязательствах срок ИД нужно отсчитывать со следующего дня после наступления даты выполнения обязательства — независимо от того, предъявлял кредитор требования или нет.

Учтите: если дело дойдет до списания задолженности, в периоде ее списания в размере такой задолженности у предприятия возникнет доход (Дт 685 — Кт 717). Корректировки финрезультата на сумму списанной кредиторки разд. III НКУ не предусматривает. Поэтому ее сумма увеличит и прибыльный объект налогообложения. У предприятий-единоналожников, не являющихся плательщиками НДС, сумма просроченной кредиторки тоже попадет в облагаемый доход (абзац третий п. 292.3 НКУ). А, по мнению налоговиков, ЕН-облагаемый доход возникнет и у единоналожников-НДСников (см. письмо ГФСУ от 22.02.2019 г. № 676/6/99-99-12-02-03-15/ІПК).

Источник: https://i.factor.ua/journals/nibu/2019/may/issue-42/article-44596.html

Ошибочно переведенные/зачисленные денежные средства: руководство к действию

Согласитесь, ошибочные платежи — не такое уж редкое явление для предприятия. То ли на текущий счет вдруг попали чужие деньги, то ли, наоборот, сами перечислили средства не тому получателю, а может, и банк что-то напутал. Как предприятию поступать в таких ситуациях? Какие налоговые последствия они влекут за собой? Ответы на эти вопросы — в предлагаемой статье.

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

ГKУ — Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

КоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-Х.

Закон о платежных системах — Закон Украины «О платежных системах и переводе средств в Украине» от 05.04.2001 г. № 2346-III.

Указ № 227 — Указ Президента Украины «О мерах по нормализации платежной дисциплины в народном хозяйстве Украины» от 16.03.95 г. № 227/95.

Инструкция № 22 — Инструкция о безналичных расчетах в Украине в национальной валюте, утвержденная постановлением Правления НБУ от 21.01.2004 г. № 22.

Ошибочный перевод средств: общие понятия

Порядок списания средств со счетов плательщиков и зачисления средств на счета получателей регулируется Законом о платежных системах и Инструкцией № 22 .

Так, в соответствии с п. 1.24 Закона о платежных системах под переводом средств понимается движение определенной суммы средств с целью ее зачисления на счет получателя или выдачи ему в наличной форме.

При этом ошибочным переводом считается движение определенной суммы средств, вследствие которого по вине банка или другого субъекта перевода происходит ее списание со счета ненадлежащего плательщика и/или зачисление на счет ненадлежащего получателя или выдача ему этой суммы в наличной форме.

В качестве ненадлежащего перевода рассматривается движение определенной суммы средств, вследствие которого по вине инициатора перевода, не являющегося плательщиком, происходит ее списание со счета ненадлежащего плательщика и/или зачисление на счет ненадлежащего получателя либо выдача ему суммы перевода в наличной или имущественной форме.

Схожее определение понятию «ошибочное списание/зачисление средств» дает и п. 1.4 Инструкции № 22 — это списание/зачисление средств, вследствие которого по вине банка или клиента происходит их списание со счета ненадлежащего плательщика и/или зачисление на счет ненадлежащего получателя.

В свою очередь, ненадлежащим плательщиком является лицо, со счета которого ошибочно или неправомерно перечислена сумма средств, а ненадлежащим получателем — лицо, которому без законных оснований зачислена сумма перевода на его счет или выдана ему в наличной форме ( пп. 1.32, 1.23 Закона о платежных системах ; п. 1.4 Инструкции № 22 ).

Итак, ошибочное списание/зачисление средств может произойти как по вине банка (например, в случае неправильного указания ответственным лицом банка реквизитов получателя или отправителя платежа), так и по вине предприятия-плательщика (также в связи с неправильным указанием в платежном документе реквизитов получателя).

Рассмотрим, как следует действовать в такой ситуации и какие налогово-бухгалтерские последствия при этом возникают.

Ошибочное зачисление средств по вине банка

Согласно ч. 1 ст. 1073 ГКУ при несвоевременном зачислении банком на счет клиента поступивших ему денежных средств, их безосновательном списании со счета клиента или нарушении распоряжения клиента о перечислении денежных средств с его счета, банк обязан немедленно после выявления нарушения зачислить соответствующую сумму на счет клиента или надлежащего получателя, уплатить проценты и возместить причиненные убытки, если иное не установлено законом.

При ошибочном зачислении суммы перевода на счет ненадлежащего получателя по вине банка следует руководствоваться порядком, прописанным в п.п. 32.3.1 Закона о платежных системах и в пп. 2.36, 2.37 Инструкции № 22 .

Так, банк после выявления своей ошибки незамедлительно обязан перечислить эту сумму получателю, которому в действительности предназначался платеж, за счет собственных средств . Иначе такой получатель будет иметь право в установленном законом порядке потребовать от банка-нарушителя, чтобы тот перечислил положенную сумму перевода за счет собственных средств и уплатил пеню в размере 0,1 % суммы просроченного платежа за каждый день просрочки начиная с даты завершения ошибочного перевода (сумма пени при этом не может превышать 10 % суммы перевода).

Одновременно банк, допустивший ошибку, обязан сразу после ее выявления уведомить ненадлежащего получателя (лично или через банк, который обслуживает этого получателя) об осуществлении ему ошибочного перевода и о необходимости возврата указанной суммы в течение трех рабочих дней с даты поступления такого уведомления ( п. 2.36 Инструкции № 22 ). Данное уведомление составляется по форме, приведенной в приложении 22 к Инструкции № 22 .

Банк, обслуживающий ненадлежащего получателя, получив указанное уведомление, должен передать его (в день получения, но не позднее следующего рабочего дня) ненадлежащему получателю под роспись или направить заказным письмом ( п. 2.37 Инструкции № 22 ).

С учетом ст. 35 Закона о платежных системах банк, направивший уведомление, в случае невозврата ненадлежащим получателем средств в течение установленного трехдневного срока имеет право потребовать от такого получателя возврата суммы перевода, а также уплаты пени в размере 0,1 % суммы просроченного платежа за каждый день начиная с даты завершения ошибочного перевода до дня возврата средств включительно (сумма пени не может превышать 10 % суммы перевода).

Если ненадлежащий получатель не возвращает средства добровольно, банк-нарушитель взыскивает их с него через суд.

Споры между банком-нарушителем и ненадлежащим получателем решаются в судебном порядке.

Банк, обслуживающий ненадлежащего получателя, не несет ответственность за своевременность подачи последним расчетного документа на возврат ошибочно зачисленных на его счет средств.

На то что средства, которые ошибочно зачислены на счет ненадлежащего получателя, должны быть возвращены им в сроки, установленные законодательством Украины, указывает и п. 2.35 Инструкции № 22 . За нарушение этого срока ненадлежащий получатель несет ответственность в соответствии с законодательством.

Заметим также: ст. 6 Указа № 227 установлено, что предприятия независимо от форм собственности должны возвращать ошибочно зачисленные на их счета средства в пятидневный срок . Этой же статьей предусмотрено применение штрафа к руководителю и главному бухгалтеру ненадлежащего получателя в случае невозврата им ошибочно полученных средств в пятидневный срок в размере двух не облагаемых налогом минимумов заработной платы . Однако взимание этого штрафа, имеющего административный характер, на практике не представляется возможным. Дело в том, что основным нормативным документом, определяющим виды административных правонарушений, порядок наложения и взыскания штрафов за них, а также размеры этих штрафов, является КоАП. А в нем нет упоминания о таком виде административного правонарушения, который приведен в ст. 6 Указа № 227 , не определены в нем и органы, уполномоченные рассматривать это правонарушение и налагать данный штраф. Кроме того, сейчас в законодательстве отсутствует понятие «не облагаемый налогом минимум заработной платы».

Так что ответственность за несвоевременный возврат средств, ошибочно полученных по вине банка, ненадлежащий получатель должен нести лишь по Закону о платежных системах .

Ошибочное зачисление средств по вине ненадлежащего плательщика

Если предприятие получило без законных оснований средства на свой текущий счет (стало их ненадлежащим получателем), оно обязано их вернуть. Данное требование следует из ч. 1 ст. 1212 ГКУ . Если этого не сделать, у ненадлежащего плательщика появятся основания для обращения в суд с иском о возврате имущества. Кроме обязанности вернуть имущество в натуре ( ст. 1213 ГКУ ), суд также может обязать ненадлежащего получателя возместить все доходы, которые были им получены или могли быть получены от имущества ( абзац первый ч. 1 ст. 1214 ГКУ ). При этом безосновательное получение или хранение денег влечет за собой необходимость начисления процентов за пользование ими в порядке, установленном ст. 536 ГКУ , на что указывает ч. 2 ст. 1214 ГКУ .

Напомним, что согласно ст. 536 ГКУ за пользование чужими денежными средствами должник обязан уплачивать проценты , размер которых устанавливается договором, законом или другим актом гражданского законодательства.

Поскольку в данном случае размер процентов за пользование чужими денежными средствами ни договором, ни законом не установлен , ст. 625 ГКУ предоставляет возможность ненадлежащему плательщику взыскать с ненадлежащего получателя, просрочившего исполнение денежного обязательства, сумму долга (т. е. сумму ошибочно зачисленных денежных средств) с учетом установленного индекса инфляции за все время просрочки, а также 3 % годовых от просроченной суммы .

Если ненадлежащий получатель возвратил ошибочно полученные средства с нарушением установленного срока без уплаты инфляционных и 3 % годовых, то у ненадлежащего плательщика есть право взыскать эти суммы с нарушителя в судебном порядке.

При этом нужно учесть, что срок возврата средств, ошибочно зачисленных по вине их собственника на чужой текущий счет, установлен ст. 6 Указа № 227 , где, как мы сказали выше, указано, что предприятия независимо от форм собственности должны возвращать в пятидневный срок ошибочно зачисленные на их счета средства.

Исходя из принципов определения и исчисления сроков, приведенных в главе 18 ГKУ , можно предположить, что речь здесь идет о календарных днях .

При выявлении фактов такого нарушения с руководителя предприятия и главного бухгалтера должен взиматься в Государственный бюджет Украины штраф в размере двух не облагаемых налогом минимумов заработной платы. Однако, как мы уже заметили выше, применение данного штрафа на практике не представляется возможным. Так что единственным проверенным способом борьбы с необязательными должниками остается обращение с иском в суд.

Налоговый и бухгалтерский учет ошибочных сумм у ненадлежащего получателя

Налог на прибыль. Если по вине банка на счет плательщика налога ошибочно зачислены суммы средств, которые будут возвращены этим плательщиком в следующем отчетном периоде , то, как разъясняют налоговики (см. консультацию в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2012, № 22, с. 8), такие суммы должны быть учтены данным плательщиком в составе прочих доходов на основании п. 135.5 НКУ . В то же время при условии возврата таких средств плательщик налога может на основании п. 140.2 НКУ осуществить перерасчет отраженных доходов .

Другими словами, если случится так, что ошибочно зачисленные средства будут возвращены предприятием в следующем отчетном периоде , ему придется сначала (в периоде зачисления на текущий счет) включить их в состав прочих доходов, отразив в строке 03.26 Приложения IД к строке 03 декларации по налогу на прибыль со знаком «+», а в дальнейшем (в периоде возврата) осуществить перерасчет этих доходов, заполнив ту же строку 03.26 Приложения IД, но уже со знаком «-», или подать уточняющий расчет. Такие рекомендации даны в консультации сотрудников налогового ведомства, размещенной в разделе 110.07.21 ЕБНЗ.

Если же зачисление и возврат средств, ошибочно поступивших на текущий счет плательщика налога, происходят в одном отчетном периоде , то здесь можно быть спокойным — такая операция, по мнению налоговиков, не отражается в его налоговом учете при условии своевременного возврата средств .

Данный вывод контролеров, очевидно, распространяется и на ситуацию, когда ошибочная сумма попадает на текущий счет предприятия по вине ненадлежащего плательщика.

Заметим: поскольку большинство плательщиков налога на прибыль начиная с 2013 года отчитываются по этому налогу один раз в год , то чаще всего поступление ошибочных сумм и их возврат банку или ненадлежащему плательщику будут происходить в рамках одного отчетного периода (года) , а значит, никаких последствий в налогово-прибыльном учете у ненадлежащего получателя таких сумм не будет .

Хотя, по нашему мнению, указанные средства в любом случае не могут считаться доходом , поскольку право собственности на эти средства не переходит к ненадлежащему получателю, они не являются оплатой товаров (работ, услуг) или другими подобными доходами.

Лишь в том случае, если банк или ненадлежащий плательщик не требуют возврата ошибочно зачисленных средств, а ненадлежащий получатель в нарушение требований ч. 1 ст. 1212 ГКУ не возвращает их, то эти средства должны рассматриваться как безвозвратная финансовая помощь ( п.п. 14.1.257 НКУ ) с отражением в составе доходов, подлежащих обложению налогом на прибыль, на основании п.п. 135.5.4 НКУ , да и то по истечении срока исковой давности , который в общем случае составляет 3 года ( ст. 257 ГКУ ).

И еще такой момент. Если в результате несвоевременного возврата ошибочно зачисленных средств ненадлежащему получателю пришлось уплатить банку пеню (в соответствии с п. 35.2 Закона о платежных системах ) или ненадлежащему плательщику сумму инфляционных и 3 % годовых (в соответствии со ст. 625 ГКУ ), то такие уплаченные суммы не попадают в налоговые расходы данного ненадлежащего получателя, поскольку являются штрафом ( п.п. 139.1.11 НКУ ). Об этом напоминает ГНСУ в письме от 21.01.2013 г. № 888/6/15-1415 .

Налог на добавленную стоимость. В соответствии с п. 185.1 НКУ объектом обложения НДС являются, в частности, операции по поставке товаров/услуг, место поставки которых расположено на таможенной территории Украины. При этом датой возникновения налоговых обязательств по поставке товаров/услуг считается дата, приходящаяся на налоговый период, в течение которого происходит какое-либо из событий, произошедшее ранее, в частности, дата зачисления средств от покупателя/заказчика на банковский счет плательщика налога в качестве оплаты товаров/услуг, подлежащих поставке ( п. 187.1 НКУ ).

То есть налоговые обязательства начисляются при наличии договорных отношений на предмет поставки товаров, предоставления услуг . А вот в отношении средств, поступивших на текущий счет предприятия ошибочно (не в оплату товаров/услуг), налоговые обязательства по НДС не возникают , поскольку в данном случае не предусматривается осуществление операции, которая является объектом налогообложения. К такому выводу пришли налоговики в консультации, размещенной в разделе 130.05 ЕБНЗ, выдвинув, правда, на этот счет дополнительное условие — средства, ошибочно поступившие на текущий счет по вине банка, ненадлежащий получатель обязан вернуть в установленные сроки (т. е. в течение трех рабочих дней с даты поступления уведомления банка-нарушителя, как это предусмотрено п. 35.1 Закона о платежных системах ).

Учитывая, что налоговые накладные составляются налогоплательщиком исключительно в момент возникновения налоговых обязательств по НДС ( п. 201.4 НКУ) , а в рассматриваемой ситуации (при получении ошибочных средств на текущий счет и их своевременном возврате) налоговые обязательства не начисляются, то отсутствует и необходимость в выписке налоговой накладной по такой операции .

Впрочем, на наш взгляд, не нужно начислять налоговые обязательства по НДС и соответственно составлять налоговые накладные также в ситуациях, когда:

— средства поступили ошибочно по вине ненадлежащего плательщика;

— средства поступили ошибочно от контрагента в рамках договорных отношений, не связанных с поставкой товаров/услуг;

— ошибочно полученные средства возвращены позднее установленного трехдневного срока или не возвращены вовсе (т. е. ни банк, ни ненадлежащий плательщик не требуют их возврата).

Все это потому, что операции с ошибочными платежами не подпадают под понятия «поставка товаров» и «поставка услуг», расшифрованные в пп. 14.1.191 и 14.1.185 НКУ, а значит, не являются объектом обложения НДС.

Кроме того, не требуется начисление НДС и в случае поступления от контрагента средств на основании договора поставки товаров/услуг в завышенной сумме (если стороны отдельно не договорились зачесть такую переплату в счет аванса по другому договору). Это же касается и поступления от покупателя повторной оплаты одних и тех же товаров/услуг .

То есть важно, чтобы такую излишне уплаченную по договору сумму стороны не зачисляли в счет будущих поставок товаров/услуг по этому или другому договору. Иначе данная сумма будет рассматриваться как предоплата со всеми вытекающими последствиями и тогда начисления налоговых обязательств по НДС по общему правилу не избежать.

Впрочем, налоговики заявляют, что при наличии между сторонами договорных отношений на предмет поставки товаров, предоставления услуг налоговые обязательства по НДС в отношении ошибочно полученных сумм начисляются их получателем на общих основаниях, установленных ст. 187 НКУ (см. консультацию, размещенную в разделе 130.05 ЕБНЗ).

Хотя, если в рассмотренной ситуации договор заключен не на конкретную операцию, а на определенный период, например на год, и стоимость товаров/услуг, которые должны поставляться в течение года, превышает 1200 грн., то продавцу придется составить налоговую накладную на всю полученную сумму, а после возврата излишне уплаченных средств составить расчет корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной.

Подтверждением тому, что лишняя сумма была перечислена ошибочно, могут служить договор поставки товаров/услуг, акты сверки взаиморасчетов, письмо продавца с уведомлением покупателя о том, что на его текущий счет поступил ошибочный платеж, письмо покупателя с требованием вернуть ошибочно уплаченные средства.

Что касается сумм инфляционных и 3 % годовых (в соответствии со ст. 625 ГКУ ), которые могут быть получены предприятием от ненадлежащего получателя в связи с несвоевременным возвратом последним ошибочных средств, то такие суммы, как являющиеся санкциями (мерами ответственности) за нарушение обязательств, не являются объектом обложения НДС (см. Обобщающую налоговую консультацию по включению в базу обложения налогом на добавленную стоимость и составу расходов средств, полученных как сумма штрафа за задержку оплаты или поставки товаров/услуг, утвержденную приказом ГНСУ от 06.07.2012 г. № 590 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 59, с. 12).

Единый налог. Как устанавливает ст. 292 НКУ , к доходу единоналожника относится доход, полученный в денежной (наличной и/или безналичной), а также материальной или нематериальной (определенной п. 292.3 НКУ ) форме.

При этом согласно п.п. 5 п. 292.11 НКУ в состав такого дохода не включаются, в частности, суммы средств (аванс, предоплата), которые возвращаются покупателю товара (работ, услуг) — плательщику единого налога и/или возвращаются плательщиком единого налога покупателю товара (работ, услуг), если такой возврат происходит вследствие возврата товара, расторжения договора или на основании письма-заявления о возврате средств.

По разъяснениям налоговиков (см. консультацию, размещенную в разделе 240.04 ЕБНЗ), если на текущий счет плательщика единого налога — юрлица по вине банка ошибочно зачислены средства, то при наличии уведомления банка-нарушителя об осуществлении ошибочного перевода и требования вернуть ему эквивалентную сумму средств данный единоналожник (ненадлежащий получатель), вернувший такую сумму ошибочных средств в установленные сроки в этом же отчетном (налоговом) периоде, не включает ее в состав своих доходов .

А вот если поступление ошибочных средств и их возврат произошли в разных отчетных периодах , то в этом случае контролеры предлагают в квартале поступления средств включить их в базу налогообложения, а в квартале, когда деньги будут возвращены, откорректировать ранее проведенные начисления (при условии получения ошибочных сумм за три или менее рабочих дней до окончания налогового (отчетного) периода ).

Судя по тому, что в указанной консультации особый акцент делается на своевременность возврата ошибочно полученных средств, их возврат с опозданием, вероятно, обернется для единоналожника необходимостью отражения дохода в любом случае (т. е. независимо от того, в одном отчетном периоде произошли зачисление и возврат средств или в разных). При этом допускаем, что налоговики не очень-то захотят соглашаться на последующую его корректировку.

В то же время в п.п. 5 п. 292.11 НКУ в отношении возвращаемых единоналожником сумм и невключения их в единоналожный доход вообще нет указания на период, поэтому мнение сотрудников налогового ведомства в этом случае нельзя считать безупречным.

Бухгалтерский учет. Суммы ошибочно полученных на текущий счет средств отражаются ненадлежащим получателем на субсчете 685 «Расчеты с прочими кредиторами».

Если в связи с несвоевременным возвратом им таких ошибочных средств были уплачены пеня банку или инфляционные и 3 % годовых ненадлежащему плательщику, то эти суммы включаются в состав прочих операционных расходов данного ненадлежащего получателя и отражаются по дебету субсчета 948 «Признанные штрафы, пени, неустойки» в корреспонденции с кредитом субсчета 685 «Расчеты с прочими кредиторами».

Налоговый и бухгалтерский учет ошибочных сумм у ненадлежащего плательщика

Иногда бывает, что по вине банка происходит ошибочное списание средств со счета ненадлежащего плательщика.

Допустив данную ошибку, банк обязан перечислить за счет собственных средств соответствующую сумму перевода на счет ненадлежащего плательщика, а также уплатить ему пеню в размере процентной ставки, установленной этим банком по краткосрочным кредитам , за каждый день начиная со дня ошибочного перевода до дня возврата суммы перевода на счет ненадлежащего плательщика, если иная ответственность не предусмотрена договором (см. п.п. 32.3.2 Закона о платежных системах и п. 2.38 Инструкции № 22 ).

Сами суммы ошибочно осуществленных переводов у ненадлежащего плательщика в налоговом учете не отражаются , а в бухгалтерском учете фиксируются на субсчете 377 «Расчеты с прочими дебиторами».

Полученная же от банка сумма пени включается таким ненадлежащим плательщиком в налоговый доход на основании п.п. 135.5.3 НКУ на дату ее фактического поступления ( п. 137.13 НКУ ), а в бухгалтерском учете — в составе прочих операционных доходов с отражением на субсчете 715 «Полученные штрафы, пени, неустойки».

В аналогичном порядке учитываются в налоговом и бухгалтерском учете ненадлежащего плательщика суммы инфляционных и 3 % годовых, уплаченные ему ненадлежащим получателем в случае несвоевременного возврата ошибочных средств.

Итак, подведем итог. Ошибочно зачисленные на текущий счет предприятия средства следует вернуть в такие сроки:

— если в ошибочном перечислении виновен банк — в течение трех рабочих дней с даты поступления уведомления этого банка-нарушителя об осуществлении ошибочного перевода ( ст. 35 Закона о платежных системах );

— если в ошибочном перечислении виновен ненадлежащий плательщик — в течение пяти дней со дня зачисления средств на текущий счет ненадлежащего получателя ( ст. 6 Указа № 227 ).

Соблюдение этих сроков убережет вас от нежелательных налоговых последствий, лишних финансовых потерь и возможных судебных разбирательств. Ведь не секрет, что порядочность по отношению к партнерам — залог успешного бизнеса.

Источник: https://buhgalter.com.ua/articles/podatky-ta-zbory/491276/

Министерство доходов и сборов

Донецкой Народной Республики

К сведению граждан, сдающих в аренду недвижимость: договора аренды подлежат обязательной регистрации в налоговых инспекциях по месту жительства.

На сегодняшний день многие сталкиваются с тем, что

Приказом Министерства доходов и сборов Донецкой Народной Республики

Таможенная служба Донецкой Народной Республики напоминает

Приказом Министерства доходов и сборов Донецкой Народной Республики

Телефон доверия

Телефон доверия
по вопросам коррупции

Департамента собственной безопасности Министерства доходов и сборов Донецкой Народной Республики

(071) 303-32-10

[email protected]

Дорожная карта

Кадровый резерв

Перечень бирж

Обобщающие консультации

Реестр решений о классификации товаров

Порядок к Приказу от 16.03.2020 №94

действий Министерства доходов и сборов Донецкой Народной Республики и его территориальных органов при уточнении невыясненных поступлений, возврате и зачете денежных средств физическим и юридическим лицам по налогам, сборам и другим обязательным платежам, администрируемым Министерством доходов и сборов

Донецкой Народной Республики

I. Общие положения

1.1. Порядок действий Министерства доходов и сборов Донецкой Народной Республики и его территориальных органов при уточнении невыясненных поступлений, возврате и зачете денежных средств физическим и юридическим лицам по налогам, сборам и другим обязательным платежам, администрируемым Министерством доходов и сборов Донецкой Народной Республики (далее — Порядок) определяет последовательность организации и осуществления действий Министерства доходов и сборов Донецкой Народной Республики (далее — Министерство) и его территориальных органов при уточнении сумм невыясненных поступлений, предусмотренных Порядком учета Республиканским казначейством Донецкой Народной Республики поступлений в бюджетную систему Донецкой Народной Республики и их распределения между бюджетами бюджетной системы Донецкой Народной Республики, утвержденным приказом Министерства финансов Донецкой Народной Республики от 08.10.2019 № 159, зарегистрированным в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 10.10.2019 под регистрационным № 3472 (далее – Порядок учета поступлений), а также при возврате и зачете излишне и/или ошибочно уплаченных (взысканных) сумм налогов, сборов и других обязательных платежей, закрепленных в качестве источников доходов бюджетов бюджетной системы Донецкой Народной Республики за Министерством доходов и сборов Донецкой Народной Республики и его территориальными органами.

1.2. Действие настоящего Порядка относительно зачета, возврата плательщикам излишне и/или ошибочно уплаченных (взысканных) сумм налогов, сборов и других обязательных платежей, зачисляемых в бюджеты бюджетной системы Донецкой Народной Республики, закрепленных в качестве источников доходов бюджетов бюджетной системы Донецкой Народной Республики за Министерством и его территориальными органами не распространяется на:

1.2.1. исполнение решений судов о бесспорном списании средств, ошибочно или излишне зачисленных (взысканных) в бюджеты бюджетной системы Донецкой Народной Республики;

1.2.2. перечисление ошибочно или излишне уплаченных (взысканных) сумм денежных средств в счет уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей другого плательщика.

II. Порядок действий при уточнении невыясненных поступлений

2.1. Работа с невыясненными поступлениями осуществляется по:

2.1.1. запросам на выяснение принадлежности платежа (далее – Запрос), полученным от Республиканского казначейства Донецкой Народной Республики (далее – Республиканское казначейство);

2.1.2. расчетным документам, отраженным на лицевом счете Министерства, но имеющим незаполненные или неверно заполненные плательщиком или банковским учреждением при формировании электронного платежного документа реквизиты платежного документа, которые невозможно однозначно определить для отражения в информационной системе органов доходов и сборов в карточках лицевых счетов конкретных налогоплательщиков;

2.1.3. расчетным документам, отсутствие которых в информационной системе органов доходов и сборов установлено при обращении плательщика.

2.2. Уточнение (выяснение) вида и принадлежности платежей, содержащихся в Запросе, осуществляется Министерством с привлечением, при необходимости, территориальных органов Министерства.

2.3. По результатам уточнения, Министерство, в порядке и сроки, установленные Порядком учета поступлений, формирует и направляет в Республиканское казначейство Уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа по форме, предусмотренной приложением 1 к Порядку учета поступлений (далее – Уведомление).

2.4. В случае поступления заявления плательщика о необходимости уточнения вида и принадлежности платежа по невыясненным поступлениям, зачисленным в бюджет, не отраженным в информационной системе органов доходов и сборов, которые выявлены при сверке расчетов с плательщиком по налогам, сборам и другим обязательным платежам, территориальный орган Министерства в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня получения письменного заявления плательщика, предоставляет в Министерство письменное обращение с приложением копий заявления плательщика и расчетного документа, подлежащего выяснению.

Министерство, в течение пяти рабочих дней со дня получения обращения от территориального органа Министерства, направляет письменное обращение с приложением копий заявления плательщика и расчетного документа, подлежащего выяснению, в Республиканское казначейство для получения Запроса. Уточнение таких платежей осуществляется в соответствии с Порядком учета поступлений.

2.5. Поступления по расчетным документам, которые отражены в информационной системе органов доходов и сборов, но при этом оформлены плательщиками с нарушением Правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов, страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Донецкой Народной Республики, утвержденных приказом Министерства финансов Донецкой Народной Республики от 15.11.2019 №184, зарегистрированным в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 22.11.2019 под регистрационным № 3557 (далее – Правила указания информации) (неправильно указан идентификационный код юридического лица – ИКЮЛ или регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика – РНУКН), и не могут быть однозначно идентифицированы сотрудниками Министерства и его территориальных органов для отражения в карточках лицевых счетов информационной системы органов доходов и сборов конкретных налогоплательщиков, также, по инициативе плательщика, подлежат уточнению. Уточнение осуществляется без последующего оформления и предоставления в Республиканское казначейство Уведомления. Министерством или его территориальным органом, на основании письменного заявления плательщика, проводится уточнение соответствующих реквизитов расчетного документа с целью отражения уточненных данных в информационной системе органов доходов и сборов.

III. Порядок действий при возврате и зачете денежных средств физическим и юридическим лицам по налогам, сборам и другим обязательным платежам

3.1. Зачет или возврат излишне и/или ошибочно уплаченных (взысканных) сумм налогов, сборов и других обязательных платежей осуществляется на основании письменного заявления плательщика, поданного в Министерство или территориальный орган Министерства в произвольной форме в течение 1095 дней со дня возникновения излишне и/или ошибочно уплаченной суммы.

3.2. Заявление на зачет или возврат излишне и/или ошибочно уплаченных (взысканных) сумм налогов, сборов и других обязательных платежей должно содержать направление перечисления средств:

3.2.1. на текущий счет плательщика в банковском учреждении или на карточный счет физического лица;

3.2.2. на погашение текущего денежного обязательства (задолженности) по иным налогам, сборам и другим обязательным платежам, администрируемым органами доходов и сборов;

3.2.3. наличными денежными средствами с аналитических счетов через кассу банковского учреждения Донецкой Народной Республики, в случае отсутствия у налогоплательщика – физического лица счета в банковском учреждении Донецкой Народной Республики;

3.2.4. для дальнейших расчетов в качестве авансовых платежей (предоплаты) на балансовом счете № 40302 «Средства, поступающие во временное распоряжение».

3.3. Орган доходов и сборов, по результатам рассмотрения заявления плательщика, на основании данных лицевых счетов, открытых в информационной системе органов доходов и сборов, в соответствии с направлением перечисления средств, определенным плательщиком в заявлении, в срок, не превышающий семи рабочих дней, формирует Решение о зачете, возврате излишне и/или ошибочно уплаченной (взысканной) суммы (приложение 1 к настоящему Порядку) (далее – Решение о зачете, возврате) или готовит письменный отказ с указанием причин неисполнения.

3.4. Решения о зачете, возврате формируются органами доходов и сборов по суммам налогов, сборов и других обязательных платежей, которые учитываются в соответствии с ИКЮЛ получателя, кодами бюджетной классификации и Кодами классификатора объектов административно – территориального устройства (КОАТУУ) административно – территориальных единиц.

3.5. Решения о зачете, возврате денежных средств, уплаченных в валюте, отличной от денежной единицы Донецкой Народной Республики, формируются в российских рублях по официальному курсу российского рубля, установленному Центральным Республиканским Банком Донецкой Народной Республики на момент уплаты плательщиком денежных средств, подлежащих зачету и/или возврату.

3.6. Территориальный орган Министерства в срок, не превышающий семи рабочих дней со дня получения заявления, по Решениям о зачете, возврате, сформированным в соответствии с направлением перечисления средств, определенным плательщиком в заявлении, направляет в Министерство Реестр принятых решений по зачетам излишне и/или ошибочно уплаченных (взысканных) сумм налогов, сборов и других обязательных платежей (приложение 2 к настоящему Порядку) (далее – Реестр по зачетам) или Реестр принятых решений по возврату излишне и/или ошибочно уплаченных (взысканных) сумм налогов, сборов и других обязательных платежей (приложение 3 к настоящему Порядку) (далее – Реестр по возвратам).

3.7. На основании полученного от территориального органа Министерства Реестра по возвратам или Реестра по зачетам, Министерство в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня их получения, направляет в Республиканское казначейство Донецкой Народной Республики Заявку на возврат по форме, предусмотренной приложением 2 к Порядку учета поступлений (далее – Заявка на возврат) или, соответственно, Уведомление.

3.8. Заявки на возврат и Уведомления, по суммам, поступившим до 01.01.2020, подлежат согласованию с Министерством финансов Донецкой Народной Республики в порядке и в сроки, установленные Порядком учета поступлений.

3.9. Решения о зачете, возврате, сформированные территориальным органом Министерства, регистрируются в Журнале учета Решений о зачете, возврате излишне и/или ошибочно уплаченных (взысканных) сумм налогов, сборов и других обязательных платежей, который ведется в электронном виде (приложение 4 к настоящему Порядку).

3.10. В случае наличия у плательщика задолженности по какому-либо виду налога, сбора, другого обязательного платежа, возврат излишне и/или ошибочно уплаченных (взысканных) сумм налогов, сборов, других обязательных платежей на текущий счет такого плательщика в банковском учреждении, на карточный счет физического лица или наличными денежными средствами с аналитических счетов через кассу банковского учреждения Донецкой Народной Республики, проводится только после полного погашения такой задолженности плательщиком.

Источник: http://mdsdnr.ru/index.php/novosti/14-normativnye-dokumenty/%202755-poryadok-k-prikazu-ot-16-03-2020-94

Возвращаем переплату из бюджета

Еще в начале 2019 года Минфин приказом от 11.02.2019 г. № 60 утвердил новый Порядок возврата плательщикам налогов ошибочно и/или излишне уплаченных сумм денежных обязательств и пени (далее — Порядок № 60). Но он начал действовать не сразу после утверждения. Так, с 01.08.2019 г. его начали применять при возврате переплаты из госбюджета, а с 01.11.2019 г. и из местного бюджета, а также платежей, которые были распределены между государственным и местными бюджетами. До этого времени действовал старый порядок, утвержденный приказом Минфина от 15.12.2015 г. № 1146 (с 01.11.2019 г. утратил силу).

Если посмотреть на новый Порядок № 60, то он во многом перекликается со своим предшественником и соответствует требованиям ст. 43 НКУ.

То есть, как и раньше, суммы переплаты подлежат возврату плательщику только в том случае, если у плательщика налога отсутствует налоговый долг (п. 43.1 НКУ).

Самое большое отличие нового Порядка от старого заключается в правилах оформления и подачи заявления на возврат средств, а также в правилах подтверждения правомерности возврата ошибочных или излишне уплаченных сумм.

Вот об этом мы как раз и поговорим дальше.

Способ подачи заявления

Одним из нововведений, которое предусмотрено Порядком № 60, является то, что отныне в самом Порядке прописана возможность подать заявление не только лично плательщиком или уполномоченным на это лицом или направить такое заявление по почте, но и подать его в электронной форме с помощью средств информационно-телекоммуникационных систем с соблюдением требований законодательства в сферах защиты информации, электронных доверительных услуг и электронного документооборота (п. 1 разд. ІІ Порядка № 60).

Обращаем внимание, что и раньше такое заявление можно было подать в электронной форме через Электронный кабинет.

Такое право плательщикам налога предоставлял п. 42 1 .2 НКУ (см. также консультацию в 140.03 ЗІР, не действует с 01.11.2019 г.).

Но подать такое заявление можно было лишь через меню «Листування з ДПС» приватной части Электронного кабинета. Теперь же после появления упоминания в Порядке № 60 о том, что такое заявление можно подать в электронной форме, все изменится. Подавать заявление можно по тем правилам, что и налоговую отчетность. Дело в том, что электронная форма заявления находится в разделе:

— «Введення звітності», где приведены все формы отчетности, запросов и заявлений, которые можно подать через Электронный кабинет;

— «Заяви, запити для отримання інформації», который позволяет создать наиболее популярные заявления и запросы на получение определенной информации от ГНСУ.

Бланк «Заяви про повернення помилково та/або надміру сплачених сум грошових зобов’язань та пені» красуется в Электронном кабинете под кодом J1302001 — для юрлиц и кодом F1302001 — для физлиц.

Чтобы подать такое заявление в электронном виде, плательщику налога следует совершить несколько действий.

Механизм подачи заявления

Действие 1. Заходим в Электронный кабинет плательщика, который находится по адресу: cabinet.tax.gov.ua, или через официальный веб-портал ГНС.

Работа в приватной части Электронного кабинета осуществляется с использованием электронной цифровой подписи (квалифицированной электронной подписи, полученной у любого квалифицированного предоставителя электронных доверительных услуг).

Действие 2. Переходим к разделу «Введення звітності» или «Заяви, запити для отримання інформації». И в одном, и в другом разделе выбираем соответствующее заявление из общего списка документов, которые можно подать фискалам (на рис. 1 показано место размещения такого заявления в разделе «Заяви, запити для отримання інформації»).

Рис. 1. Место расположения заявления на возврат переплаты

Действие 3. Заполняем в появившемся окне исходные данные заявления, а именно:

— статус этого заявления (отчетное, новое отчетное или уточняющее). На наш взгляд, заявление будет всегда иметь статус «звітна». Дело в том, что сам НКУ не предусматривает подачи уточняющих или новых отчетных заявлений, как и предельного срока для их подачи. Такой статус имеет только отчетность;

— в полях «Регіон» и «Район» указать (выбрать из появляющегося списка) соответствующий территориальный орган ГНС (по умолчанию установлен орган ГНС по месту основной регистрации), в который подается заявление.

После заполнения всех данных в этом окне следует нажать на кнопку «Створити» и приступать к заполнению заявления.

Действие 4. Заполняем форму появившегося заявления (см. рис. 2), а именно указываем следующую информацию:

— дату уплаты платежа, который привел к переплате:

— код классификации доходов бюджета и название кода бюджетной классификации, с которого возвращаются средства.

Рис. 2. Фрагмент формы заявления на возврат переплаты

При этом, чтобы заполнить эти два реквизита, следует выбрать код дохода бюджетов из всплывающего окна, которое появится, когда нажмете на соответствующий реквизит;

— счет, с которого возвращаются средства, МФО Казначейства и код ЕГРПОУ территориального органа Казначейства, на имя которого открыт счет, с которого возвращаются средства. Указывать информацию следует самостоятельно;

— выбрать вариант возврата средств (поставить соответствующую отметку «Х» напротив выбранного варианта и заполнить реквизиты счета, на который возвращаются средства, и т. п.).

Информация о налоговой, в которую подается заявление, а также о плательщике будет отражена в заявлении автоматически.

Обращаем внимание! Дополнительно к заявлению плательщик может подать копию платежного документа, во исполнение которого ошибочно и/или излишне уплаченный платеж перечислен в бюджет.

Для подачи платежки вместе с заявлением налогоплательщику следует либо отсканировать такую платежку, сохранить ее в электронном виде и потом дополнить ею само заявление.

Чтобы это сделать, налогоплательщик должен выбрать вкладку «Додатки» в окне, где заполняется форма заявления (см. рис. 3).

Рис. 3. Дополнение приложения к Заявлению

На первый взгляд кажется, что дополнить заявление приложением просто, но, к сожалению, на сегодня нам не удалось это сделать. Электронный кабинет не дает возможности выбрать отсканированный или сохраненный первичный документ, созданный не в Электронном кабинете . Надеемся, что вскоре эта проблема будет решена.

А до той поры придется приложение к заявлению подавать отдельно, например воспользовавшись меню «Листування з ДПС».

Действие 5. Проверяем правильность заполнения заявления. Для этого нажимаем кнопку «Перевірити». Если проверка была пройдена успешно, то заполненное заявление следует сохранить. Для этого нажмите кнопку «Зберегти». После этого ваше заявление попадет в раздел «Введення звітності» (рис. 4).

Рис. 4. Место хранения заявления до подачи в налоговую

Действие 6. Отправляем заявление в налоговую. Чтобы это сделать, вы сначала должны на нее наложить электронную подпись. Для этого нажмите кнопку «Підписати» (см. рис. 4) и в появившемся окне подписи выберите ключ и укажите пароль ключа соответствующего должностного лица.

После этого следует считать ключ кнопкой «Зчитати» и подписать документ кнопкой «Підписати».

Система автоматически предоставляет подсказку относительно ключа, который надо использовать на каждом из шагов подписания документа. Наложение подписи бухгалтера, директора и печати предприятия может выполняться последовательно в разные моменты времени из разных рабочих мест.

Подписанный документ необходимо направить в ГНС с помощью кнопки «Відправити» (см. рис. 4). Контролируйте наложение электронной цифровой подписи и отправление документов с помощью соответствующих статусов в поле «Статус» (рис. 4).

После отправления заявления в ГНС такое заявление плательщик налога может найти и пересмотреть в меню «Перегляд звітності».

В течение одного рабочего дня после направления заявления в орган ГНС плательщик получит квитанции о приеме заявления. Информацию о полученных квитанциях пользователь может пересмотреть во вкладке «Вхідні документи» меню «Вхідні/вихідні документи» приватной части Электронного кабинета.

Алгоритм возврата

После того как плательщик налога подаст в налоговую заявление, переплату ему должны вернуть в течение 20 дней со дня подачи заявления. Но, чтобы это произошло, его заявление должно пройти две проверки: технологическую и фактическую.

Если все проверки пройдены успешно, то не позднее чем за 5 рабочих дней до окончания 20-дневного срока со дня подачи заявления фискалы подготовят заключение с указанием Казначейству перечислить плательщику заявленную переплату. На основании заключения Казначейство должно вернуть в течение 5 рабочих дней сумму переплаты (п. 43.5 НКУ и пп. 8 и 9 разд. ІІ Порядка № 60).

То есть если все будет хорошо, то переплату налогоплательщик должен получить в течение 20 дней со дня подачи заявления.

Источник: https://buhgalter911.com/journals/buh911/2019/november/issue-48/article-97091.html


Похожие записи:

Добавить комментарий