Камеральные проверки по ндс в 2018 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Камеральные проверки по ндс в 2018 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Тем, кто не хочет проживать в предоставленной квартире и собирается купить жилье самостоятельно, можно написать заявление и получить денежную компенсацию. Обещана 20 скидка и рассрочка на доплату. Проект реновации Кузьминки будет полностью реализован до 2032 года.

Содержание:

Камеральная налоговая проверка по НДС: сроки и изменения в 2017-2018 годах

О камеральных проверках так же советуем почитать другую статью «Ст. 88. Камеральная налоговая проверка»

До публикации настоящей статьи мы решили обратиться с вопросом к нашему эксперту — налоговому адвокату Тылику Павлу о том, как сегодня работают правила о проведении камеральных проверках. Вот что он нам рассказал:

«Если очень кратко, то сегодня камеральная проверка стала быть похожей по способу проведения и результативности на выездную налоговую проверку. Но у этой проверки есть огромное преимущество перед ВНП — срок проведения камеральной проверки является организационным и сама по себе просрочка срока проведения камералки не влечет ее недействительности. Так суды, отмечая выход камеральной проверки за пределы установленных сроков , отмечают, что сроки установленные законом являются организационными и никак не нарушают прав проверяемого налогоплательщика».

О том, так это или нет читайте в нашей статье.

Камеральная проверка по НДС — одна из форм аудита, проводимого налоговиками. Цель такой формы контроля — установить, нет ли несоответствий и некорректных сведений в отчетности, которую предоставил хозяйствующий субъект.

Ранее аудит по НДС проводили непосредственно в налоговой, и на территорию проверяемого предприятия контроллеры не приходили. Если требовалось, они могли запросить разъяснения и документацию посредством телекоммуникационных каналов связи.

Но с 2015 года в силу вступило правило, согласно которому инспекторы могут осматривать помещения проверяемой компании. О других особенностях, правилах и тенденциях камерального аудита по НДС мы расскажем в данной статье.

Аудит проходит по четко регламентированной схеме. Вот она:

  • Предприятие или ИП получает требование из ИФНС, готовит пакет документации, после чего отправляет их в налоговую (копии).
  • На всех документах должна быть проставлена подпись и печать руководителя хозяйствующего субъекта. На копиях должен быть проставлен штамп с надписью «копия верна» (пометка может быть выставлена вручную).
  • Налоговики проверяют предоставленные бумаги и после изучения не вручают их назад налогоплательщику.

Какие документы вправе требовать налоговики у проверяемого субъекта в рамках камерального расследования по НДС? Счета-фактуры, первичные и другие документы, имеющие отношение к операциям, которые отражены в предоставленной декларации. Соответствующее требование может возникнуть у налоговиков в следующих ситуациях:

  • Если сведения, которые предоставили два разных налогоплательщика по одной и той же операции, противоречат друг другу.
  • Если данные, отраженные в декларации, противоречат информации из журнала учета счетов-фактур.
  • Если в поданной декларации есть несоответствия.

Для истребования документов у контроллеров должны быть веские причины. Например, ИФНС, по итогам рассмотрения декларации, приходит к выводу, что налогоплательщик стремился заплатить налог в меньшем размере, чем установлено законом в его случае, или завысить сумму возмещения из госбюджета.
Какими полномочиями наделены сотрудники ИФНС при проведении налогового аудита?

  • Проверка документов, связанных с исчислением налога.
  • Проведение допмероприятий по аудиту.
  • Осмотр территории проверяемого предприятия.
  • Беседа со свидетелями с целью выявления важных фактов по делу.

По поводу последнего пункта добавим, что представитель ИФНС вправе беседовать, помимо прочих сотрудников фирмы, с руководителем и главным бухгалтером.

Срок камеральной проверки по НДС и подачи декларации по НДС.

Подать налоговую декларацию налогоплательщик обязан до 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Что касается периода проведения камерального расследования, он равен 3 месяцам с момента подачи налоговой декларации.

В 2017 году в отношении сроков проверки по НДС произошли изменения. Сейчас аудит может занимать 2 месяца, но только в том случае, если:

  • В декларации нет противоречий, и информация, которая в ней содержится, соответствует данным об операциях, которые предоставили другие субъекты, уплачивающие налоги (или устраненные несоответствия не говорят о том, что налогоплательщик занизил сумму налога для уплаты в госбюджет).
  • Нет признаков нарушения НК РФ, вследствие которых занижается налог для уплаты (или признаков завышения налога, подлежащего возмещению) и данных, на основании которых можно делать вывод о том, что налогоплательщик получал необоснованную налоговую выгоду.

Таким образом, 3 месяца — максимальный срок для проведения аудита.

Этапы камеральной проверки.

Камеральная проверка по НСДС проводится в два этапа. Вот они:

  • Автоматизированная проверка. Если инспекторы не выявляют нарушений и несоответствий, налог не был заявлен к возмещению, и налогооблагаемые операции не проводились, камеральное расследование на этом завершается. По результатам камерального расследования акт не формируют.
  • Углубленная проверка. Если НЛС был предъявлен к вычету, углубленный аудит обязателен. Проверяемому хозяйствующему субъекту необходимо заблаговременно подготовиться к нему: собрать всю необходимую документацию.

Если по итогам камеральной проверки по НДС не выявлено никаких ошибок и несоответствий, контроллеры действуют по следующей схеме:

  • Определяют, возмещать НДС или нет. На принятие решения сотрудникам ИФНС закон дает 7 рабочих дней.
  • При наличии задолженностей по федеральным налогам и неуплаченным пеням/штрафам у хозяйствующего субъекта по ним налоговая самостоятельно засчитывает суммы, которые необходимо возместить, в погашение таких задолженностей.
  • При отсутствии недоимок по налогам сумма, которую необходимо возместить, на основании заявления субъекта, уплачивающего налоги, возвращается на счет, который налогоплательщик указал в заявлении.
  • Инспекция информирует налогоплательщика о вынесенном решении в письменном виде. На это дается 5 дней с даты, когда принимается решение о возмещении налога.

Что делать, если средства на расчетный счет так и не вернулись? Необходимо обратиться в налоговую и узнать, в чем причина невозврата средств. Если нарушаются сроки возмещения налога, то с двенадцатого дня с момента окончания аудита начисляются проценты за невозвращенные средства.

Если по результатам проверки выявлены нарушения.

Если по итогам аудита представители налоговой выявляют ошибки, несоответствия, расхождения, то отказываются возмещать НДС полностью или частично. Свое решение они отражают в специальном акте.

На составление данного документа отводится 10 дней с момента завершения аудита. Если налогоплательщик не согласен с решением ИФНС, он может его обжаловать.

Что можно сказать по поводу расхождений? Допустим, компания подала налоговую декларацию в электронном виде, и ИФНС проанализировала документ. Если неточностей нет, и все в норме, никаких последствий для налогоплательщика не наступает. В случае выявления неточностей налоговая обратит на предприятие пристальное внимание.

Несоответствия бывают двух видов:

  • Несоответствие по сумме НДС, когда продавцом и покупателем отражены разные суммы налога в декларациях.
  • Разрыв. В декларации контрагента нет заявленной операции, или же отсутствует сама операция. Допустим, покупатель заявил о вычете НДС со сделки, а вторая сторона своевременно не подала декларацию.

Нередко несоответствия возникают из-за отражения участниками операции в разных кварталах. При этом налогоплательщик всегда может пояснить причину расхождения или подать уточненную декларацию, чтобы избежать санкций.

Если налоговики подтверждают налоговый разрыв, то доначисляют НДС. Если проверяемую организацию это не устраивает, она может отстаивать свои интересы в судебном порядке. Аргументировать свою позицию в споре с сотрудниками ИФНС налогоплательщик может следующим образом:

  • Любые свои подозрения налоговики обязаны грамотно аргументировать, представив доказательства (например, по поводу сговора между контрагентами, взаимодействия с взаимозависимыми компаниями), а не оперировать неподтвержденными предположениями.
  • Существуют первичные документы, включая накладные, подтверждающие чистоту и прозрачность сделки.
  • Если ИФНС выявила разрыв в сделках контрагентов второго и последующих звеньев, то на этом основании отказать в вычете ей не могут, поскольку проверяемый субъект в данных сделках не принимал участия.
  • Покупателю не могут отказать в вычете из-за невыполнения налоговых обязательств продавца, так как он не отвечает за действия данного субъекта.

Камеральная проверка НДС: территорию к осмотру!

С 2015 года у налоговиков появилось право проводить осмотр на территории хозяйствующего субъекта. Это стало ярким нововведением в порядке проведения камерального аудита по НДС. То есть, контрольные мероприятия контроллеры теперь могут проводить не только на территории ИФНС, но и на территории проверяемого хозяйствующего субъекта.

В НК РФ указаны основания, по которым налоговики могут осмотреть помещения налогоплательщика:

  • В налоговой декларации есть несоответствия, и представители ИФНС полагают, что за этим кроется стремление налогоплательщика незаконно снизить налогооблагаемую базу.
  • В данном документе налогоплательщик заявил о возмещении НДС.

Перед тем как провести осмотр, представитель ИФНС разрабатывает постановление. В нем содержится:

  • Аргументация, мотивация для проведения осмотра.
  • Роспись руководителя ИФНС или его зама.

Чтобы начать осмотр на планируемой территории, налоговики должны ознакомить налогоплательщика с постановлением и своими служебными удостоверениями.

В рамках камеральной проверки по НДС сотрудник ИФНС вправе выполнять и ряд других мероприятий по контролю: допрашивать свидетелей, проводить экспертизу, привлекать переводчиков, сотрудничать с различными специалистами, чтобы установить все детали дела.

Отбиваем у контролеров каждый рубль возмещения НДС.

Допустим, по итогам проверки налоговики составили акт, в котором описано много несоответствий и ошибок. Что делать? Прежде всего, детально проанализировать документ. Как правило, не все ошибки, обнаруженные контроллерами, обоснованы и реальны. Соответственно, налогоплательщик может защитить свои права и интересы. Важно обосновать свою позицию своевременно, оперативно изложив ее налоговикам.

Предприятия и ИП вправе предоставить возражения в письменном виде на основании акта аудита в течение месяца. Нередки случаи, когда инспекторы после ознакомления с доводами организации, снимают какие-то замечания и требования, и размер возмещения НДС существенно возрастает.

Но и в таких ситуациях не стоит радоваться раньше времени. На счет налогоплательщика не всегда попадают средства, которые получилось отстоять, в полном объеме, например, при наличии у предприятия недоимки по НДС или федеральным налогам (речь идет здесь, в том числе, о пенях и штрафах). НК РФ дает контроллерам право засчитать сумму налога для возмещения в счет оплаты долгов.

Именно поэтому налогоплательщику необходимо заблаговременно провести сверку с налоговиками, чтобы ему перечислили сумму в полном объеме.

Как изменились камеральные проверки по НДС?

Благодаря поправкам в НК РФ в 2015 году налоговики в рамках камерального налогового аудита теперь могут проводить больше контрольных мероприятий — закон наделил их дополнительными полномочиями. Появилось больше оснований для запроса документации и, как уже было сказано в статье, сейчас сотрудники ИФНС могут производить осмотр на проверяемых предприятиях. Ранее налоговики могли делать это в ходе ВНП. Сейчас разрешено осматривать помещения, если необходимо установить какие-либо детали, позволяющие составить полную объективную картину ситуации.

Налоговики могут осуществлять осмотр:

  • На складах.
  • На торговых территориях.
  • В производственных помещениях.

И в других, которые предприятие эксплуатирует для получения прибыли. Помимо помещений, налоговики могут изучать документацию и различные объекты налогообложения, которыми владеет организация.

В мероприятиях по осмотру непременно должны участвовать понятые или их доверенные лица. Также требуется присутствие специалистов, у которых есть особые знания, навыки. Личного интереса в конечном исходе дела у них при этом быть не должно.

По результатам осмотра составляют протокол, в котором должны расписаться все участники и присутствующие.

Предполагается, что в будущем порядок аудита будет и далее меняться: документооборот станет проще, а контроль ужесточится.

Возмещение НДС: порядок возврата, камеральная проверка, заявление.

В НК РФ четко сказано, что любая компания и общественная организация вправе вернуть себе сумму, уплаченную в госбюджет. По сути здесь нет ничего сложного, но только если выполнены все требования ИФНС, а именно:

  • Налог начислен верно.
  • Хозяйствующий субъект предоставил все необходимые документы.
  • Он без ошибок заполнил декларацию и заявление о возврате НДС.

Перед камеральным налоговым аудитом налогоплательщику нужно передать контроллерам полный комплект требуемых документов. Речь идет о договорах, накладных, счет-фактурах, оборотно-сальдовых ведомостях, карточках счетов.

По результатам налогового аудита ИФНС принимает одно из 4 решений:

  • Полностью возместить НДС.
  • Возместить его частично.
  • Дать отказ налогоплательщику.
  • Привлечь субъект к ответственности за уплату НДС в неполном объеме (при наличии подозрительных операций, действий на предприятии или ошибок в учете).

Камеральный аудит по НДС — более глубокое и тщательное мероприятие в сравнении с обычной камеральной проверкой. Инспекторы вправе выполнить ряд процедур в рамках данной процедуры: проверить имущество, пообщаться со свидетелями и так далее.

Вам же необходимо в кратчайшие сроки подготовить и передать налоговикам существенное количество документов, правильно оформленных и заверенных. Если сотрудники ИФНС выявят ошибки и несоответствия, очень важно оперативно оспорить их решение, если возможно.

Источник: https://nalog-blog.ru/kameralnaya/kameralnaya-nalogovaya-proverka-po-nds-sroki-i-izmeneniya-v-2017-2018-godax/

Новый порядок камеральных проверок и другие изменения по НДС во половине 2018 года

В прошлой статье мы рассказали о самых важных поправках по НДС, затрагивающих работу экспортеров с 1 октября 2018 г.

Теперь рассмотрим другие изменения по НДС, внесенные Законом от 03.08.2018 № вступающие в силу в ближайшее время.

Срок камеральных проверок деклараций по НДС сокращен

Уже с 3 сентября 2018 года вступят в силу изменения в п.2 ст.88 НК РФ и срок камеральной проверки деклараций по НДС будет сокращен с до месяцев. Правда в случае, если до окончания проверки налоговый орган обнаружит признаки нарушений налогового законодательства, срок камеральной проверки может быть продлен до месяцев. Причем продление проверки производится не просто так, а на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

Эти изменения будут применяться в отношении камеральных проверок деклараций по НДС, представленных после 3 сентября 2018 г. (п.1 и п.4 ст.4 Закона № ).

Поэтому если не говорить об уточненных и «опоздавших» декларациях по НДС, первый раз все налогоплательщики НДС смогут порадоваться нововведениям, начиная с представления деклараций по НДС за квартал 2018 года.

Заявительный порядок возмещения НДС будет доступнее

Напомним, что в настоящее время заявительный («ускоренный») порядок возмещения НДС, предусмотренный ст.176.1 НК РФ, могут применить (пп. 1 п. 2 ст. 176.1 НК РФ):

  • «крупнейшие» налогоплательщики, (т.е. уплатившие за последние три предыдущих года в бюджет налоги (НДС, НДПИ, акцизы, налог на прибыль, кроме в качестве налогового агента и при перемещении товаров через границу РФ) на сумму не менее 7 млрд руб. и созданные не менее трех лет назад
  • налогоплательщики, представившие банковскую гарантию, соответствующую требованиям НК РФ (п. п. 3, 4.1, 5 ст. 74.1, п. 4 ст. 176.1 НК РФ)
  • налогоплательщики, за которых поручились «крупнейшие» налогоплательщики, соответствующие требованиям НК РФ (пп. 5 п. 2 и п. 2.1 ст. 176.1 НК РФ). При этом, в частности, сумма всех обязательств поручителя по действующим договорам поручительства не должна превышать 20 процентов стоимости его чистых активов.
  • резиденты территорий опережающего социально-экономического развития и свободного порта Владивосток, которые предоставили поручительство управляющей компании (пп. 3, 4 п. 2, п. 7 ст. 176.1 НК РФ).

Уже совсем скоро больше налогоплательщиков смогут получить возмещение НДС в заявительном порядке. Изменения в ст.176.1 НК РФ вступают в силу с 1 октября 2018 года, но применяются в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), совершенных начиная с 1 октября 2018 года (п.2 и п.8 ст.4 Закона № ).

По мнению автора, это означает, что обновленный порядок возмещения НДС должен применяться, начиная с возмещения НДС по декларации за квартал 2018 года (официальных разъяснений пока нет).

Начиная с возмещения НДС по декларации за квартал 2018 г.:

  • требования к «крупнейшим» налогоплательщикам будут снижены, т.е. размер налогов, который налогоплательщики, претендующие на заявительный порядок возмещения НДС или их «богатые» поручители должны уплатить в бюджет за предыдущие 3 года будет уже не 7 млрд. руб., а 2 млрд. руб.;
  • упростили требования к объему обязательств поручителя, т.е. он сможет выдать поручительства на более крупные суммы, чем ранее, поскольку максимальная сумма всех обязательств поручителя по действующим договорам поручительства будет увеличена с 20 до 50 % стоимости чистых активов поручителя.

Правда, введено дополнительное ограничение для поручителя. Возмещение НДС в заявительном порядке будет возможно, если на дату представления заявления о заключении договора поручительства у поручителя не будет недоимки не только по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов, но и по страховым взносам (пп.6 п.2.1 ст.176.1 НК РФ в ред. Закона № ).

Установлен порядок исчисления НДС при получении предоплаты в счет предстоящей уступки имущественных прав

Прежде, чем рассказать о сути нововведений напомним, что в настоящее время у налогоплательщиков, получающих денежные средства в счет предстоящей уступки прав требований, возникают споры с налоговыми органами по вопросу исчисления НДС в такой ситуации.

Дело в том, что, по мнению Минфина РФ: при получении предоплаты в счет уступки будущих прав требований, возникающих у первоначального кредитора из договоров реализации товаров (работ, услуг) НДС следует начислить с полной суммы полученной оплаты (Письма Минфина России от 07.12. 2016 г. N 03-07-11/7270, от 30.03.2015 N 03-07-15/17428).

На дату передачи прав требования у налогоплательщика опять возникнет налоговая база по НДС, определяемая как сумма превышения суммы дохода от уступки права требования, над размером денежного требования, права по которому уступлены (абз. 2 п. 1 ст. 155 НК РФ), т.е. с «межценовой разницы» (п. 1 ст. 155 НК РФ). Но суммы НДС, исчисленные при получении предоплаты к вычету принять нельзя. НДС, исчисленный с предоплаты, подлежит зачету или возврату в соответствии со ст.78 НК РФ (Письмо Минфина России от 30.03.2015 N 03-07-15/17428). При этом как проводить такой зачет и уточнять налоговые обязательства по НДС Минфин РФ не разъясняет.

Получается, что в настоящее время даже при уступке права требования с убытком, при получении предварительной оплаты НДС следует исчислить с полной суммы полученных средств. Причем с вычетом этой суммы НДС на дату уступки прав могут возникнуть проблемы.

Позиция финансового ведомства не бесспорна, но с 1 октября 2018 года данный вопрос будет решаться однозначно.

С 1 октября 2018 года вступают в силу изменения в п.1 ст.154 НК РФ. Устанавливаются особенности определения налоговой базы при получении предоплаты в счет предстоящей уступки имущественных прав, указанных в п.1-4 ст.155 НК РФ. Иными словами, речь идет о случаях, когда налоговая база по НДС определяется как разница между доходом от уступки и расходом на их приобретение (размером уступаемого требования), т.е. с «межценовой разницы».

При получении предоплаты в счет предстоящей уступки имущественных прав, возникших из договоров реализации товаров (работ, услуг), первоначальный кредитор должен рассчитать налоговую базу как разницу между суммой оплаты и суммой уступаемого денежного требования, в том числе будущего требования, определяемой исходя из доли оплаты.

Кроме того, с 1 октября в п.6 ст.172 НК РФ официально закреплено право на вычет НДС, исчисленного при получении предоплаты в счет уступки имущественных прав, указанных в абз.2 п.1 и п.2-4 ст.155 НК РФ.

Если же право требования уступается с убытком, например, за 70000 руб., то в нашем примере налоговая база при получении предоплаты будет равна нулю.

Единственное, что настораживает в данных поправках: зачем законодатели определили порядок исчисления налоговой базы при получении предоплаты не только у первоначального кредитора (это абз.2 п.1 ст.155 НК РФ), но и в остальных случаях, не внеся изменений в ст.167 НК РФ? Мы имеем в виду ситуации, когда при уступке имущественных прав НДС рассчитывается с «межценовой разницы» (в случаях, установленных пунктами ст.155 НК РФ).

Из п.1 и п.8 ст.167 НК РФ следует, что при получении предоплаты в счет уступки имущественных прав налоговая база возникает только при передаче прав, указанных в абз. 2 п.1 ст.155 НК РФ, т.е. при передаче прав по договорам «на реализацию» первоначальным кредитором. В случаях, установленных пунктами ст.155 НК РФ налоговая база возникает только на дату уступки прав и (или) погашения обязательств должником. Это значит при получении предоплаты обязанности по исчислению НДС нет.

По мнению автора, не исключено, что из-за таких «нестыковок» налоговые органы будут настаивать, что во всех случаях получения предоплаты в счет уступки «межценовых прав» возникает налоговая база по НДС.

Перевозчики на железнодорожном транспорте — новые налоговые агенты по НДС

С 1 октября 2018 г. российские перевозчики на железнодорожном транспорте будут исполнять обязанности налоговых агентов по НДС в некоторых случаях. Эти обязанности появятся при оказании на территории РФ услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров, в рамках посреднических договоров (поручения, комиссии, агентских). Исключения составят случаи оказания услуг в рамках международной перевозки и перевозки экспортируемых товаров, если пункт отправления и назначения будет располагаться на территории РФ (пп. 2 1 и 2 7 п. 1 ст. 164 и новый п.5.1 ст.161 НК РФ введен Законом № ).

Новые обязанности возникнут у перевозчиков по услугам, оказанным с 1 октября 2018 года (п.7 ст.4 Закона № ).

и выплаты заработной платы,

Такие налоговые агенты будут исчислять НДС так, как если бы они продавали свои собственные услуги, как продавцы этих услуг (п. 15 ст. 167 НК РФ). Налоговая база будет определяется налоговым агентом как стоимость указанных услуг без включения в нее суммы налога (п.5.1 ст.161 НК РФ в ред. Закона № ).

Российские перевозчики — налоговые агенты будут обязаны выставлять счета-фактуры от своего имени (п.1 ст.168 и п.3 ст. 169 НК РФ в ред. Закона № ). Они смогут принимать к вычету НДС:

  • исчисленный с предоплаты, полученной в счет оказания услуг принципала (комитента, доверителя) — на дату оказания этих услуг или возврата предоплаты в случае изменения или расторжения договора (п.5 и п.8 ст.171 НК РФ в ред. Закона № )
  • по корректировочным счетам-фактурам при уменьшении стоимости таких услуг (п.13 ст.171 НК РФ в ред. Закона № ).

НДС, исчисленный в качестве налогового агента, российские перевозчики к вычету принять не смогут (п.3 ст.171 НК РФ в ред. Закона № ).

Также уточнено, что посредники — налоговые агенты, исчисляющие НДС «как продавцы», т.е. это:

  • российские перевозчики (п.5.1 ст.161 НК РФ в ред. Закона № ),
  • посредники иностранных лиц по продаже товаров (работ, услуг) с участием в расчетах (п.5 ст.161 НК РФ),
  • реализаторы конфискованного имущества по решению суда (п.4 ст.161 НК РФ).

не должны вести Журнал полученных и выставленных счетов-фактур (п.3.1 169 НК РФ в ред. Закона № ).

Мы рассмотрели самые важные поправки, касающиеся НДС, вступающие в силу во втором полугодии 2018 года. Официальных комментариев об особенностях их применения пока нет. Но эксперты компании «Правовест Аудит» готовы помочь в решении многих вопросов. Обращайтесь!

Источник: https://pravovest-audit.ru/nashi-statii-nalogi-i-buhuchet/novyy-poryadok-kameralnykh-proverok-i-drugie-izmeneniya-po-nds-vo-2-y-polovine-2018-goda/

Камеральные проверки по ндс в 2018 году

Федеральный закон от 03.08.2018 № 302-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

Комментируемым законом внесены как серьезные изменения в порядок исчисления и уплаты НДС, так и незначительные технические. Причем некоторые новые нормы сняли ранее существующие спорные моменты. Рассмотрим наиболее важные изменения подробнее.

По общему правилу камеральная проверка декларации должна быть проведена в течение трех месяцев со дня подачи декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ). Теперь срок проверки деклараций по НДС, сданных с 04.09.2018, сокращен до двух месяцев (п. 4 ст. 1 и п. 4 ст. 4 Закона № 302-ФЗ). Проверка такой декларации может быть продлена до трех месяцев решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа только в том случае, если установлены признаки, указывающие на нарушение налогового законодательства.

Закон внес изменения в п. 1 ст. 154 НК РФ. В этом пункте прописано, как определять налоговую базу по НДС при получении предоплаты в счет передачи имущественных прав, перечисленных в абз. 2 п. 1, п. 2-4 ст. 155 НК РФ. Речь идет о получении предоплаты в счет:

  • уступки первоначальным кредитором денежного требования, вытекающего из договора реализации (абз. 2 п. 1 ст. 155 НК РФ);
  • переуступки новым кредитором денежного требования, вытекающего из договора реализации (п. 2 ст. 155 НК РФ);
  • передачи прав на жилые дома и помещения, гаражи и машино-места (п. 3 ст. 155 НК РФ);
  • переуступки новым кредитором денежного требования, приобретенного у третьих лиц (п. 4 ст. 155 НК РФ).

Налог в этих случаях будет уплачиваться не со всей суммы предоплаты, а с разницы между суммой предоплаты и суммой расходов на приобретение указанных прав (размера денежного требования, в том числе будущего требования). Причем сумма таких расходов берется пропорционально доле предоплаты в стоимости, по которой передаются имущественные права (пп. «а» п. 1 ст. 2 Закона № 302-ФЗ). Это означает, что с предоплаты в счет последующей передачи перечисленных имущественных прав следует исчислить и уплатить НДС в бюджет. Причем налог следует исчислять по расчетной ставке 18/118. Напомним, что ранее на этот вопрос НК РФ не давал однозначного ответа. Поэтому контролирующие органы настаивали на уплате НДС со всей суммы полученного аванса (см. подробнее).

Уплаченный авансовый НДС продавец сможет заявить к вычету с даты передачи имущественных прав. Соответствующие изменения внесены в п. 6 ст. 172 НК РФ (п. 9 ст. 2 Закона № 302-ФЗ). Эти изменения вступают в силу с 01.10.2018 и распространяются на авансы, полученные после этой даты.

Несмотря на то что законодатель снял некоторые вопросы, по-прежнему не вполне ясно, нужно ли платить НДС при получении предоплаты в счет последующей передачи прав на заключение договора, арендных прав, перечисленных в п. 5 ст. 155 НК РФ.

Законодатель упростил порядок подтверждения нулевой ставки НДС для экспортных операций.

Во-первых, разрешено применение нулевой ставки НДС не только при экспорте товара иностранному лицу, но и обособленному подразделению российской организации за пределами ЕАЭС. В подтверждение этой льготы экспортер может представить контракт с российской организацией на поставку товаров ее филиалу, представительству, отделению, бюро, конторе, агентству либо другому обособленному подразделению, находящемуся за пределами ЕАЭС (пп. «б» п. 4 ст. 2 Закона № 302-ФЗ). До этого применение нулевой ставки НДС в таком случае было невозможно, так как в списке подтверждающих документов был только контракт с иностранным покупателем. Поэтому российские организации, ведущие активную деятельность за рубежом, были вынуждены создавать иностранные юрлица, чтобы воспользоваться льготой.

Во-вторых, экспортерам разрешили повторно не представлять в налоговый орган договоры (контракты). Вместо этого налоговому органу следует сообщить реквизиты документа, которым (приложением к которому) ранее были представлены контракты (договоры), а также наименование налогового органа, в который они были поданы. Это нововведение упрощает жизнь экспортеров, у которых заключены долгосрочные контракты на поставку.

В-третьих, исключили обязанность экспортера представлять в подтверждение нулевой ставки транспортные, товаросопроводительные и иные документы, подтверждающие вывоз товаров за пределы ЕАЭС (пп. «б» п. 4 ст. 2 Закона № 302-ФЗ). Связано это с тем, что информация о вывозе товара за границу поступает налоговым органам от таможенных в соответствии с п. 17 ст. 165 НК РФ. Однако не рекомендуем налогоплательщикам избавляться от перечисленных документов раньше времени, ведь налоговый орган может их истребовать, если представленная плательщиком информация не соответствует сведениям, полученным от таможенников (пп. «в» п. 4 ст. 2 Закона № 302-ФЗ). На подачу пояснений и документов налогоплательщику дается 15 дней. Если вывоз товара за пределы ЕАЭС не подтвержден, то нулевая ставка НДС не будет подтверждена (пп. «к» п. 4 ст. 2 Закона № 302-ФЗ).

В-четвертых, уточнен порядок представления транспортных и товаросопроводительных документов при вывозе товаров из РФ в другие страны ЕАЭС (пп. «г» п. 4 ст. 2 Закона № 302-ФЗ). Эти документы могут не представляться одновременно с налоговой декларацией, если плательщик подает в налоговый орган перечень заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в электронной форме. Налоговый орган, проводящий камеральную налоговую проверку, вправе выборочно истребовать у налогоплательщика транспортные и иные документы, сведения о которых включены в этот перечень заявлений. Налогоплательщик обязан представить истребуемые документы (их копии) в течение 30 календарных дней с даты получения требования. Если эти требования не будут исполнены, то обоснованность нулевой ставки НДС считается неподтвержденной.

Перечисленные изменения вступают в силу с 01.10.2018. Полагаем, что они применяются в отношении товаров, реализованных на экспорт после этой даты.

В настоящее время право на ускоренный порядок возмещения НДС есть у налогоплательщиков-организаций, которые за три календарных года, предшествующих подаче заявления на применение этого порядка, уплатили в бюджет не менее 7 миллиардов рублей налогов. Теперь эта сумма уменьшится до двух миллиардов рублей. Это означает, что еще больше налогоплательщиков смогут воспользоваться этим порядком. Аналогичным образом смягчены требования к поручителю. Также увеличена возможная сумма обязательств поручителя: теперь она может составлять до 50 процентов от стоимости его чистых активов. До изменений сумма была в пределах 20 процентов. Благодаря изменениям поручитель сможет выдать больше поручений (п. 10 ст. 2 Закона № 302-ФЗ).

Эти изменения вступят в силу с 01.10.2018.

Обязанности налоговых агентов по НДС возложили на перевозчиков на ж/д транспорте, которые в рамках посреднических отношений реализуют услуги по предоставлению подвижного состава и контейнеров. Это правило не распространяется на услуги, перечисленные в пп. 2.1 и 2.7 п. 1 ст. 164 НК РФ, которые облагаются по нулевой ставке НДС. Об этом говорится в новом п. 5.1 ст. 161 НК РФ (п. 2 ст. 2, п. 2 ст. 4 Закона № 302-ФЗ).

Кроме того, отменили обязанность вести журнал учета счетов-фактур для налоговых агентов-посредников, перечисленных в п. 4, 5 и 5.1 ст. 161 НК РФ (пп. «б» п. 7 ст. 2 Закона № 302-ФЗ). Это налоговые агенты по НДС при:

Также перечисленным налоговым агентам предоставили возможность заявить к вычету НДС (п. 8 ст. 2 Закона № 302-ФЗ):

  • уплаченный в бюджет при продаже товара (работ или услуг), если в дальнейшем покупатель возвращает товар (в том числе в течение действия гарантийного срока) или отказывается от него или от выполненных работ, оказанных услуг.
  • уплаченный в бюджет с полученного аванса, если он возвращен покупателю при изменении условий либо при расторжении соответствующего договора.

Соответствующие изменения внесены в п. 5 ст. 171 НК РФ. Они вступают с 01.10.2018 и распространяются на операции, совершенные после этой даты.

Не пропускайте последние новости — подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

Источник: https://its.1c.ru/db/content/newscomm/src/459126.htm

Камеральная проверка НДС: что нужно знать бухгалтеру

Очередной квартал закончился, декларация по НДС оформлена и сдана в налоговую инспекцию, а вы собираетесь расслабиться? Забудьте! Ведь предстоит еще камеральная проверка декларации, по результатам которой налоговики могут выявить недочеты, несоответствия или ошибки. Особенно легко это сделать в свете технических возможностей инспекций проводить «перекрестные» проверки в отношении данных счетов-фактур, отраженных в разделе 8 декларации у покупателя и в разделе 9 – у продавца.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. Налоговики сейчас «камералят» каждую представленную декларацию по НДС.

2. Декларацию могут проверять в течение трех месяцев со дня ее представления. Порядок и условия сокращения трехмесячного срока не предусмотрены НК РФ, но также и нет ограничений на завершение проверки до истечения этого срока.

3. Во время «камералки» возможно три варианта развития событий:

  • инспекцию все устроило, никакие документы и пояснения не запрашиваются;
  • инспекция потребовала представить пояснения или внести исправления в декларацию (представить «уточненку»);
  • инспекция потребовала представить определенные документы, отразив их список в письменном требовании.

4. За непредставление пояснений или представление их с опозданием предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 5000 рублей (20 000 рублей – за повторное в течение календарного года нарушение). Штрафа не будет, если бухгалтер вместо пояснений сразу внес исправления и представил в 5-дневный срок уточненную декларацию.

5. На то, чтобы подготовить и представить все документы, организации отводится 10 рабочих дней с момента получения требования. Если этого времени недостаточно, то компания может ходатайствовать о продлении срока, направив в инспекцию соответствующее уведомление.

6. Если по итогам камеральной проверки ИФНС не выявила фактов нарушения налогового законодательства, то акт не оформляется. И специально о завершении проверки организации сообщать не будут. Акт по итогам «камералки» направляется компании только в случае неблагоприятного исхода проверки.

7. Если компания не согласна с выводами инспекции по результатам проверки, то может составить письменные возражения. Представить их нужно в течение одного месяца со дня получения акта проверки. Налоговая инспекция рассмотрит возражения и примет окончательное решение по проверке, в котором возражения могут учитываться, а могут и не учитываться.

8. При несогласии с окончательными выводами инспекции фирма может обжаловать решение в региональном управлении ФНС, а затем и в арбитражном суде.

Поводом для пристального интереса со стороны проверяющих может послужить даже такое, казалось бы, безобидное действие, как внесение покупателем в декларацию, например, номера счета-фактуры «1», вместо «0001», который отражен в полученном документе. Хорошо, если эти недочеты действительно безобидные, а предоставленные пояснения удовлетворят налоговиков. Но ведь бывают и такие неточности, которые прямо влияют на сумму НДС, подлежащую уплате. В этом случае последствия могут быть весьма плачевными для компании.

Поэтому чтобы пройти камеральную проверку по НДС без потерь либо с наименьшими потерями, бухгалтер должен знать все о ее проведении.

Сколько длится проверка

Декларацию будут проверять в течение трех месяцев со дня ее представления (п. 2 ст. 88 НК РФ). Например, если компания 18 апреля представила декларацию по НДС, то камеральная проверка этой декларации в общем случае проводится с 19 апреля по 18 июля.

При этом действующим налоговым законодательством не предусмотрены порядок и условия сокращения трехмесячного срока. Однако проведение камеральной проверки, в которой заявлен НДС к возмещению, до истечения трех месяцев с момента представления деклараций налоговому законодательству не противоречит (письмо Минфина РФ в письме от 22.12.2015 № 03-07-03/75213). Это значит, проверка может завершиться и раньше.

Проверка на совесть: развитие событий

Итак, представление декларации по НДС всегда влечет за собой камеральную проверку. При этом возможно три варианта развития событий:

  • самый благоприятный вариант для компании: проверка прошла гладко, никакие документы и пояснения инспекция не запрашивала;
  • инспекция в ходе проверки потребовала представить пояснения или внести исправления в декларацию (представить «уточненку»);
  • инспекция потребовала представить определенные документы, отразив список в письменном требовании.

На первом варианте останавливаться не будем, так как тут и так все ясно.

При развитии событий по второму варианту следует знать, что налоговики могут потребовать от бухгалтера пояснения в строго определенных случаях (п.п. 3, 6 ст. 88 НК РФ). Так, требовать пояснения или внесения исправлений в декларацию (путем представления «уточненки») проверяющие могут в том случае, если они обнаружили:

  • ошибки в декларации;
  • противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах;
  • несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, которые имеются в инспекции, и получены ею в ходе налогового контроля.

Последняя причина наиболее популярна, поскольку такие несоответствия зачастую обнаруживаются при сопоставлении данных о счетах-фактурах, указанных в декларации проверяемой компании и в декларации ее контрагента. Причем виновным в несовпадении сведений о счетах-фактурах может оказаться не только покупатель, но и продавец.

Чаще причина несовпадений банальна – техническая ошибка, допущенная одной из сторон сделки при перенесении данных из счета-фактуры в книгу продаж или книгу покупок, и затем в декларацию. В этом случае бухгалтеру опасаться нечего, так как подобные недочеты обычно не влияют на сумму налога, отраженную в декларации. Но если несовпадение данных повлекло за собой снижение суммы НДС к уплате или завышение суммы НДС к возмещению, то, вероятнее всего, налоговики потребуют не пояснения, а документы (третий вариант, о котором мы расскажем немного позже).

Кроме того, потребовать пояснения или внесения исправлений в декларацию налоговики могут и при камеральной проверке декларации, в которой указаны льготируемые операции, а также уточненной декларации по НДС, в которой сумма налога по сравнению с суммой, указанной в первичной декларации, уменьшилась.

На то, чтобы подготовить, изложить свои пояснения письменно и представить их в ИФНС (либо представить «уточненку»), бухгалтеру дается пять рабочих дней. Законодательством не установлены форма и требования, в соответствии с которыми организация обязана представлять письменные пояснения, затребованные налоговой инспекцией в ходе камеральной проверки. Соответственно, представить их можно в свободной форме.

При этом с 01.01.2017 большинству плательщиков НДС пояснения следует направлять исключительно в электронном виде по специально установленному формату (за исключением пояснений относительно льготируемых операций). «Бумажные» пояснения будут считаться не представленными. Это связано с поправками, внесенными в п. 3 ст. 88 НК РФ Федеральным законом от 01.05.2016 №130-ФЗ. Данное правило не касается тех, кто имеет право отчитываться по НДС на «бумаге», в частности, это налогоплательщики, которые освобождены от уплаты НДС по ст. 145 НК РФ.

Кстати, с этого года за непредставление пояснений или представление их с опозданием появилась ответственность в виде штрафа в размере 5000 рублей (20 000 рублей – за повторное в течение календарного года нарушение) по ст. 129.1 НК РФ. Штрафа не будет, если бухгалтер вместо пояснений сразу внес исправления и представил в 5-дневный срок уточненную декларацию.

ФНС не утаивает, какие действия и какого поведения она ждет от компаний во время проведения камеральных проверок. Даже наоборот — рассказывает и «подталкивает» организации в нужном направлении.

Пару лет назад ФНС России в своем письме от 06.11.2015 № ЕД-4-15/19395 рассказала, как действовать фирмам, получившим требование о представлении пояснений в связи с выявлением во время «камералки» несоответствий.

Но прежде чиновники напомнили, что каждая операция, по которой установлено расхождение, будет «закодирована». Например, если код ошибки «1», то это значит, что:

  • запись об операции отсутствует в декларации контрагента;
  • контрагент не представил декларацию по НДС за аналогичный отчетный период;
  • контрагент представил декларацию с нулевыми показателями;
  • допущенные ошибки не позволяют идентифицировать запись о счет-фактуре и, соответственно, сопоставить ее с контрагентом.

Далее чиновники пошагово описывают действия, которые должна выполнить компания, получившая требование о представлении пояснений.

Если бухгалтер после проверки не выявил ошибок, то он все равно должен сообщить об этом налоговой инспекции, о чем также сказано в вышеприведенном письме.

Дополнительно к пояснениям бухгалтер может приложить выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета, а также документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в декларацию (п. 4 ст. 88 НК РФ).

Какие документы могут запросить

Третий вариант – когда проверяющие запрашивают документы – является самым неблагоприятным. Понятно, что с представлением документов возрастают риски, что налоговики еще что-нибудь найдут.

Поясним, в каких случаях у компании могут потребовать документы во время камеральной проверки НДС. Перечень таких случаев ограничен:

  1. Компания представила декларацию с суммой налога к возмещению из бюджета. В этом случае налоговая инспекция вправе истребовать документы, которые подтверждают право на вычет НДС в соответствии со ст. 172 НК РФ (п. 8 ст. 88 НК РФ). Поэтому на практике бухгалтеры стараются не допускать подобных ситуаций, в чем им помогает законодательно установленная возможность переноса вычета на более поздние сроки.
  2. Сведения, указанные организацией в декларации, не совпадают со сведениями декларации, которую представил в ИФНС контрагент организации. Чтобы привлечь внимание налоговиков, несовпадения должны свидетельствовать о занижении НДС, подлежащего уплате. В этом случае у вас потребуют счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к соответствующим операциям (п. 8.1. ст. 88 НК РФ, письмо ФНС России от 16.09.2015 № СД-4-15/16337). Помимо этого инспекторы могут потребовать и копии книги продаж, книги покупок, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур (письмо ФНС России от 10.08.2015 № СД-4-15/13914).
  3. Компания применяет льготу по НДС. Такие организации должна быть готовы к тому, что в рамках камеральной проверки у них попросят документы, подтверждающие право на применение льгот. При этом льготами не являются операции, которые не признаются объектом налогообложения или освобождены от него без предоставления преимущества определенной категории лиц. Поэтому налоговики не вправе требовать документы, подтверждающие правомерность исключения таких операций из налоговой базы (письмо ФНС России от 22.12.2016 № ЕД-4-15/24737).
  4. Организация представила уточненную декларацию по НДС по истечении двух лет со дня, установленного для подачи первичной отчетности за соответствующий период (п. 8.3 ст. 88 НК РФ). В этом случае налоговики могут потребовать не только первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях декларации. Придется представить и аналитические регистры налогового учета, на основании которых были сформированы указанные показатели до и после их корректировки.

Много документов? Сроки можно продлить

На то, чтобы подготовить и представить все запрошенные налоговиками документы, организации отводится 10 рабочих дней с момента получения требования (п. 3 ст. 93 НК РФ).

Если этого времени недостаточно (например, из-за большего объема документов или по причине нахождения бухгалтера в отпуске), то компания может ходатайствовать о продлении срока, направив в ИФНС уведомление, в котором:

  • объясняются причины невозможности представления документов;
  • указывается срок, в который документы могут быть представлены.

Но сделать это нужно достаточно быстро – в течение одного рабочего дня, следующего за днем получения требования о представлении документов. Правда, подача такого уведомления не гарантирует положительного исхода дела, но обычно налоговики идут компаниям навстречу, соглашаясь продлить срок.

О принятом решении ИФНС сообщает фирме в течение двух дней со дня получения уведомления.

НДС начислят, а вычеты не заметят

Ни для кого не секрет, что задача инспектора состоит в том, чтобы выявить ошибки, которые повлекли за собой снижение суммы НДС к уплате.

То есть налоговики, в первую очередь, будут искать операции, не попавшие в налоговую базу, и вычеты, подтвержденные дефектными документами (либо вовсе не подтвержденные соответствующими документами). И вряд ли они обратят внимание на то, что какой-нибудь счет-фактура не был зарегистрирован в книге покупок и, соответственно, его показатели не попали в «налоговые вычеты». Но даже если и обратят на это внимание, то в акте проверки уж точно не отразят, дабы не занижать свои «заслуги» в виде доначисленной суммы налогов и санкций.

Но правы ли они будут? Как показывает судебная практика, вопрос этот спорный.

С одной стороны, применение вычета по НДС – это право, а не обязанность. А о своем праве компании заявляют путем отражения вычетов в декларации. И если вычет не был отражен в «первичной» декларации, то у них есть возможность отразить его в уточненной декларации. Следовательно, фирма не может обязать инспекцию включить в акт неотраженные ею вычеты. Такой вывод сделан, например, в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 29.04.15 № Ф06-23365/2015, ФАС Дальневосточного округа от 03.06.2014 № Ф03-1817/2014, ФАС Северо-Западного округа от 26.02.2013 по делу N А56-49359/2011.

В то же время есть судебные решения с противоположным выводом. Например, Арбитражный суд Северо-Западного округа в постановлении от 09.07.2015 № Ф07-4290/2015 отметил, что наличие у налогоплательщика права на самостоятельное применение вычетов путем их декларирования не освобождает ИФНС от обязанности определения в рамках проверки суммы налогового обязательства, действительно подлежащего уплате в бюджет.

Таким образом, рассчитывать на то, что неучтенные вычеты попадут в акт проверки, все же не стоит, ведь даже у судов на этот счет нет единого мнения.

По итогам проверки — акт. Но не всегда

Если по итогам камеральной проверки ИФНС не выявила фактов нарушения налогового законодательства, то акт не оформляется. И специально о завершении проверки (если речь не идет о декларации по НДС с применением заявительного порядка возмещения налога по ст. 176.1 НК РФ) организация не уведомляется, поскольку такой обязанности в НК РФ не содержится (письмо УФНС России по г. Москве от 21.05.2009 № 20-14/4/051403).

Поэтому если три месяца со дня подачи декларации прошло, и от инспекции не поступило ни требований, ни акта, то можно считать, что «пронесло».

Таким образом, акт будет направлен компании только в случае неблагоприятного исхода проверки.

Если бухгалтер не согласен с выводами акта, то он может составить письменные возражения.

Представить их нужно в течение одного месяца со дня получения акта проверки (п. 6 ст. 100 НК РФ). Налоговая инспекция рассматривает возражения и принимает окончательное решение по проверке, в котором возражения могут учитываться, а могут и не учитываться.

При несогласии с окончательными выводами инспекции фирма может обжаловать решение в региональном управлении ФНС, а затем и в арбитражном суде.

О том, как уточнить сведения по НДС по требованию налоговиков в «1С:Бухгалтерии 8» редакции 3.0 – получить требование и отправить квитанцию в ИФНС, сформировать и отправить пояснения по Разделам 8–12, по контрольным соотношениям показателей декларации и по иным основаниям, — читайте в статье «Пояснения по НДС в рамках камеральной проверки в «1С:Бухгалтерии 8» редакции 3.0».

Источник: https://buh.ru/articles/documents/55161/


Похожие записи:

Добавить комментарий