Обязательный аудит за 2021 год в 2021 году- если не сделать чем это грозит организации

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязательный аудит за 2021 год в 2021 году- если не сделать чем это грозит организации». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Организации, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательной аудиторской проверке, обязаны представлять ее в налоговый орган вместе с аудиторским заключением. Налоговый орган самостоятельно размещает проаудированную отчетность и заключение независимого аудита в Государственном информационном ресурсе бухгалтерской отчетности (ГИР БО).

ВАЖНО! Аудиторское заключение представляет в налоговый орган не аудитор, а руководство аудируемого лица, которому аудиторское заключение передано в порядке, предусмотренном договором аудита.

Что касается сроков предоставления бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения, здесь возможны варианты:

  • если аудиторское заключение подготовлено в срок, предусмотренный для составления и представления бухгалтерской отчетности законом о бухгалтерском учете, — это наиболее благоприятная ситуация, поскольку отчетность и заключение сдается единым комплектом и не требует впоследствии дополнительных действий от отчитывающейся организации. В обычные годы в России таким сроком являлась дата 31 марта года, следующего за отчетным. Но, как известно, в 2020 году пандемия и меры по противодействию ее распространению внесли свои коррективы в сроки предоставления отчетности и аудиторского заключения, которые для многих экономических субъектов были продлены (для большинства организаций — до 12 мая 2020 года). В связи с невозможностью проводить аудиторские процедуры, многие аудиторы по согласованию с клиентами увеличили сроки аудиторских проверок, при этом выпустив аудиторское заключение без нарушения законодательства и обеспечив возможность своевременного предоставления информации в ГИР БО аудируемыми лицами;
  • если к моменту предоставления бухгалтерской отчетности в налоговый орган аудиторское заключение еще не готово (а эта ситуация наиболее характерна для акционерных обществ, где годовая отчетность подлежит утверждению общим собранием акционеров, а также других организаций, в уставе которых прописана процедура утверждения отчетности собственниками), закон о бухгалтерском учете дает возможность представить аудиторское заключение в налоговый орган позднее, чем отчетность. При этом нельзя нарушать две временные рамки: заключение нужно сдать в течение 10 рабочих дней с момента его подписания аудитором, но не позднее, чем 31 декабря года, следующего за отчетным;

Как следует из приказа ФНС России от 13 ноября 2019 г. № ММВ-7-1/570@, аудиторское заключение в виде электронного документа передается в налоговый орган в формате PDF.

Если организация, подлежащая обязательному аудиту, не представит аудиторское заключение в налоговый орган, это является административным правонарушением и штрафуется исходя из норм статей 15.11 и 19.7 КоАП РФ.

Ответственность за уклонение от проведения обязательного аудита

Одним из условий, когда компания попадает под обязательный аудит является соблюдение одного из вышеперечисленных финансовых условий по итогам года, предшествующего отчетному году.

Ранее в соответствии со ст. 5 Закона об аудиторской деятельности в качестве одного из финансовых критериев указывалась выручка, а согласно поправкам, таким критерием стал доход, который фиксируется в налоговом учете. В расчет принимаются доходы по всем налоговым режимам.

Если компания не применяла спецрежимы, то доход можно посчитать так (письмо Минфина России от 30 января 2018 г. N 03-11-06/2/4870):

строка 010 + строка 020 Листа 02 налоговой декларации по налогу на прибыль.

Для того, чтобы понять, нужен ли обязательный аудит отчетности за 2020 год, для расчета критерия необходимо взять данные декларации за 2019 год.

Поправки, изменяющие критерии, вступили в силу с 1 января 2021 года, т.е. могут относиться к отчетности за 2020 год.

Но для их применения установлен «переходный период»: по договорам на проведение обязательного аудита отчетности за 2020 год и (или) более ранние периоды должна применяться старая редакция Закона об аудиторской деятельности, если аудиторы уже приступили к исполнению договора, т.е. начали проверку или провели этап проверки до 2021 года. В этом случае считается, что бухгалтерская отчетность СМП за 2020 год и (или) ранние периоды подлежит обязательному аудиту, если компания соответствует «старым» критериям, т.е. организации необходимо продолжить проверку и получить аудиторское заключение.

Мы уже рассказывали о том, какие последствия и выгоды может принести малому бизнесу отмена обязательного аудита.

И сейчас хотим напомнить: аудит — это не затраты, а инвестиции в безопасный бизнес!

Если Ваша организация теперь НЕ подлежит обязательному аудиту, не спешите отказываться от услуг аудиторов, ведь до этого Вы проводили аудит не только для «галочки», а получали УВЕРЕННОСТЬ, что:

  • в бухгалтерском и налоговом учете нет существенных ошибок;
  • бухгалтерия следит за изменениями законодательства, есть все необходимые документы, имущество в сохранности, инвентаризация проведена;
  • суммы чистой прибыли для выплаты дивидендов определены правильно;
  • можете обратиться за консультацией к аудиторам, налоговым консультантам и юристам, сопровождающим проверку, сориентироваться в применении новых ФСБУ, изменениях в НК РФ и др.

Почему же сейчас лишать себя этого? Тем более, что стоимость аудиторской проверки по сравнению с возможными налоговыми доначислениями, потерей имущества из-за хищений или нерационального бизнес-процесса закупок или продаж незначительна. Что выйдет компании дешевле: аудит стоимостью 300-400 тыс. руб. или выездная налоговая проверка с доначислениями от 32 млн. руб.?

Средства, запланированные на проведение обязательного аудита, компания может потратить с наибольшей пользой, проведя инициативный аудит по индивидуальному техническому заданию, например, на системный комплексный или налоговый аудит со страховкой от налоговых претензий.

Как видим, отказ от «обязаловки» — это новые возможности для действительно полезного аудита.

Статья 5 307-ФЗ определяет предприятия, которые подлежат обязательному аудиту.

  • Акционерные общества.
  • Государственные компании, корпорации и ФГУП, находящиеся в списке распоряжения Правительства РФ от 27 октября 2015 года №2179-р.
  • Публично-правовые компании.
  • Организации, осуществляющие определенный вид деятельности:
  • кредитные организации и бюро кредитных историй;
  • страховые и клиринговые организации;
  • микрофинансовые компании;
  • негосударственные пенсионные и иные фонды;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг и организаторы торговли;
  • управляющие компании акционерного инвестиционного фонда;
  • политические партии (в отдельных случаях).

Обязательный аудит проводится в организациях независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, в том числе в ООО:

  • если ценные бумаги компании допущены к организованным торгам;
  • если стоимость активов компании за предшествующий период составила 60 млн рублей, а балансовый объем выручки — 400 млн рублей и выше;
  • если организация представляет и (или) раскрывает сводную (консолидированную) бухгалтерскую отчетность.

В некоторых случаях обязательный аудит может быть проведен и в отношении предприятий, которые не определены в законе. К ним, в частности, относятся организации, ведущие высокорисковую налоговую политику. Критерии, по которым компания может быть отнесена к высокорисковым, изложены в Приказе ФНС России от 30 мая 2007 года №ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». Например, одним из признаков является привлечение к сотрудничеству фирм-однодневок или отсутствие информации о фактическом местоположении компании. Соответствие организации хотя бы нескольким критериям из списка, содержащегося в Концепции, может стать причиной назначения обязательного аудита.

Перечень случаев обязательного аудита отчетности ежегодно обновляется и публикуется на сайте Минфина России. Так, в 2019 году он претерпел некоторые изменения — были добавлены два новых случая обязательного аудита:

  • объединение туроператоров в сфере выездного туризма;
  • АО «Почта России».

Обязательный аудит — сложная и трудоемкая процедура, состоящая из нескольких этапов:

  • Подготовка к аудиту, или этап планирования. Целью этого этапа является организация эффективной и экономически оправданной проверки. В ходе планирования разрабатывается стратегия и тактика, обычно обсуждаемая с клиентом, график проведения, общий план и программа аудита, организуется взаимодействие с подразделениями внутри фирмы, формируется аудиторская группа, направляются письма-запросы. На этом этапе аудитор должен получить представление о финансово-хозяйственной деятельности проверяемой компании и информацию о внешних и внутренних факторах, влияющих на нее.
  • Проведение аудита — сбор и анализ данных. Проверяются все первичные документы, регистры бухгалтерского учета, уставные документы, достоверность расчетов, учетная политика компании. Вся собранная бухгалтерская информация и достоверность ее обработки оценивается с точки зрения соответствия требованиям законодательства. Формируются рекомендации по устранению недочетов, оказавших влияние на конечный результат финансовой и бухгалтерской деятельности и отраженных в отчетности. Эти рекомендации и информация о выявленных недочетах и ошибках, обоснованные документально, предоставляются руководству аудируемой компании.
  • Формирование аудиторского заключения. На основании всей собранной и проанализированной информации формируется аудиторское мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности организации и составляется аудиторское заключение, являющееся главным итогом проверки. Аудиторское заключение может быть двух типов:
  • Немодифицированное. Выдается в том случае, если бухгалтерская отчетность достоверно отражает финансовое положение компании и ее хозяйственной деятельности во всех существенных отношениях.
  • Модифицированное. Аудитор модифицирует заключение в тех случаях, когда приходит к выводу, что отчетность содержит существенные искажения или у него отсутствует возможность получения доказательств, что бухгалтерская отчетность не содержит искажений. Заключение может быть выражено аудитором в трех формах: мнение с оговоркой, отрицательное мнение, отказ от выражения мнения.
  • Подача компанией аудиторского заключения в Росстат. С 1 января 2014 года компании, подлежащие обязательному аудиту, обязаны предоставить аудиторское заключение в территориальные органы статистики. Оно должно быть предоставлено вместе с годовой бухгалтерской отчетностью, подлежащей обязательному аудиту, в срок не позднее десяти рабочих дней со дня, следующего за датой составления аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным (пункт 2 статьи 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 года №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

На заметку

На практике заключения с отрицательным мнением или с отказом от его выражения аудиторами выдаются чрезвычайно редко. По последним опубликованным на сайте данным Минфина России, в 2018 году среди аудиторских заключений 80,8% содержали положительное мнение, 18% — мнение с оговоркой. Отрицательное мнение составило всего 0,8 %, а отказ от его выражения — 0,4%[1].

В соответствии с требованиями новых стандартов аудитор обязан сообщить собственнику о предполагаемой модификации заключения и вызвавших ее обстоятельствах. Таким образом, узнав о выявленных нарушениях, собственник сможет предоставить аудитору дополнительную информацию, объясняющую причины этой модификации.

Впервые МСА были определены приказами Минфина РФ «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации»:

  • от 24 октября 2016 года №192н (было введено 48 стандартов);
  • от 9 ноября 2016 года №207н (утверждено еще 18 стандартов).

Но в 2019 году оба эти приказа были признаны недействительными — им на смену пришел новый приказ от 9 января 2019 года №2н с аналогичным названием. Им установлено 48 стандартов, которыми должны руководствоваться аудиторы в ходе проведения обязательной проверки[2]. Кроме МСА, принят также Международный стандарт контроля качества (МСКК) в аудиторских организациях.

Как уже говорилось, стандарты МСА вступили в силу на территории России со дня их официального опубликования и применялись с 1 января 2017 года. Однако если договор на проведение аудита был заключен до этой даты, то компания имела право проводить аудит и составлять аудиторское заключение в соответствии с теми правилами (стандартами), которые применялись до вступления в силу МСА.

Тогда новшества коснулись и формы аудиторского заключения. По всем новым договорам, заключенным на проведение обязательного аудита в соответствии с МСА, составляется новое, более информативное заключение. Эта форма содержит не только оценку финансовой отчетности организации, но и должна обращать внимание на самые важные моменты в деятельности аудируемой компании: что привлекло внимание аудитора, в чем аудитор видит наибольшие риски для бизнеса и так далее. Такое заключение будет содержать информацию, актуальную не только для бухгалтерии и руководителей фирмы, но и для всех заинтересованных лиц — акционеров, совета директоров, внешних пользователей, принимающих решения о стратегии развития бизнеса организации.

Современные требования МСА также предполагают увеличение объема данных, необходимых для анализа деятельности аудируемого предприятия, и рост публичности результатов аудита.

Важно!

29 июля 2018 года был принят Федеральный закон №231-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации». С 1 января 2019 года этот закон вступил в силу, и, согласно ему, пункт 4 статьи 82 Налогового кодекса был дополнен абзацем о том, что в целях налогового контроля налоговые органы могут истребовать у аудиторов все документы, полученные ими при проведении аудиторских проверок и оказании прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью.

Перечисленные новшества, по оценкам специалистов, увеличили трудоемкость проведения аудита на 30–40%, поскольку возросло количество аудиторских процедур, появилась необходимость заполнения новых форм, таблиц и других документов. Повысили они и стоимость услуг по проведению обязательного аудита. Тем не менее применение новых стандартов сделало аудиторское заключение более прозрачным и информативным, а значит, позволило инвесторам и контрагентам компаний принимать более продуманные бизнес-решения.

Российское законодательство обязывает компанию ежегодно проводить обязательный аудит и сдавать аудиторское заключение в органы статистики одновременно со сдачей бухгалтерской отчетности или в четко определенные законодательством сроки. Такое требование закреплено частью 2 статьи 18 №402-ФЗ.

При этом административная ответственность предусмотрена не за непроведение обязательного аудита, а именно за непредоставление информации:

  • За непредоставление аудиторского заключения в территориальные органы Росстата в установленный срок налагается штраф в размере от 300 до 500 рублей для должностных лиц и от 3000 до 5000 рублей для юридических лиц (статья 19.7 КоАП РФ). Дополнительно штраф может быть наложен за представление бухгалтерской отечности в неполном составе (письмо Росстата от 16 февраля 2016 года №13-13-2/28-СМИ).
  • За неопубликование аудиторского заключения на странице официального сайта АО в интернете в установленные сроки согласно требованию Центробанка. Штраф за это составляет от 30 000 до 50 000 рублей, либо возможна дисквалификация на срок от одного года до двух лет для должностных лиц и штраф от 700 000 до одного млн рублей для юридических лиц (часть 2 статьи 15.19 КоАП РФ).
  • За невнесение сведений о результатах проведения обязательного аудита или их несвоевременное внесение в Единый федеральный реестр о фактах деятельности юридических лиц — штраф в размере от 5000 до 50 000 рублей (пункты 6–8 статьи 14.25 КоАП РФ).
  • За отсутствие аудиторского заключения в течение установленных сроков хранения (от пяти лет), выявленное в ходе выездной налоговой проверки, — штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей (часть 1 статьи 15.11 КоАП).

Подавать аудиторское заключение в налоговые органы не требуется, поскольку оно не входит в состав бухгалтерской отчетности.

Чтобы получить ответ на этот важный вопрос, мы обратились к Виктории Языковой, руководителю практики «Консалтинг. Экспертиза. Аудит» консалтинговой компании «КСК групп»:

«Поскольку обязательная аудиторская проверка — это очень важная и ответственная процедура, то и подходить к выбору компании-аудитора нужно столь же ответственно. Ведь от того, насколько профессионально будет проведен аудит и составлено заключение по его итогам, зависит будущая деятельность компании. Образно выражаясь, аудитор подписывает что-то вроде приговора, и ему, так же как судье, нужно быть компетентным и беспристрастным.

Я могу посоветовать составить минимальный список вопросов, на которые обязательно нужно получить ответы. Такой подход поможет не ошибиться с выбором.

Во-первых, узнайте, сколько лет компания работает на рынке и занимается аудиторской деятельностью. Чем больше срок ее существования, тем больший опыт работы в данной сфере она имеет (соответственно, тем больше проектов ею выполнено) и тем выше уровень квалификации ее специалистов.

Во-вторых, удостоверьтесь, что компания имеет свидетельство о членстве в СРО аудиторов. Без этого проведение обязательного аудита незаконно.

В-третьих, выясните отдельно насчет опыта работы именно в вашей отрасли или хотя бы в смежной.

В-четвертых, найдите компании, с которыми работал ваш потенциальный аудитор, изучите рекомендательные письма или отзывы клиентов.

В-пятых, уточните, сколько аттестованных аудиторов постоянно работают в штате, какое количество и каких именно специалистов компания может привлечь со стороны для проведения проверки.

В-шестых, внимательно изучите информацию в прессе, в Интернете, различные рейтинги. Как правило, солидные компании занимают в них не последние места, а сотрудники нередко выступают с публикациями в серьезных профильных изданиях.

Что касается «КСК групп», то мы присутствуем на рынке аудита уже более 22 лет. За это время нашими клиентами стали более 1000 компаний из разных сфер реального бизнеса, завершено около 4000 проектов. При проведении обязательной проверки финансовой отчетности наши аудиторы используют системный подход, учитывают особенности управления. По итогам аудита мы формируем рекомендации для руководства по принятию бизнес-решений».

Малый бизнес освободили от обязательного аудита с 2021 года

3.1. Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных

Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своих интересах. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом.

3.2. Права субъекта персональных данных

Субъект персональных данных имеет право на получение у Оператора информации, касающейся обработки его персональных данных, если такое право не ограничено в соответствии с федеральными законами. Субъект персональных данных вправе требовать от Оператора уточнения его персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав.
Обработка персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с субъектом персональных данных (потенциальным потребителем) с помощью средств связи, а также в целях политической агитации допускается только при условии предварительного согласия субъекта персональных данных.
Оператор обязан немедленно прекратить по требованию субъекта персональных данных обработку его персональных данных в вышеуказанных целях.
Запрещается принятие на основании исключительно автоматизированной обработки персональных данных решений, порождающих юридические последствия в отношении субъекта персональных данных или иным образом затрагивающих его права и законные интересы, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, или при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных.
Если субъект персональных данных считает, что Оператор осуществляет обработку его персональных данных с нарушением требований ФЗ-152 или иным образом нарушает его права и свободы, субъект персональных данных вправе обжаловать действия или бездействие Оператора в Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных или в судебном порядке.
Субъект персональных данных имеет право на защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и (или) компенсацию морального вреда.

5.1. В случае изменения действующего законодательства РФ, внесения изменений внормативные документы по защите персональных данных настоящее Положение действует в части, не противоречащей действующему законодательству, до приведения его всоответствие с такими.

5.2. Условия настоящего Положения устанавливаются, изменяются и отменяются Оператором в одностороннем порядке без предварительного уведомления Пользователя. С момента размещения на Сайте новой редакции Положения предыдущая редакция считается утратившей свою силу. В случае существенного изменения условий настоящего Соглашения Оператор извещает об этом Пользователей путем размещения на Сайте соответствующего сообщения.

5.3. Если Пользователь не согласен с условиями настоящего Положения, то он должен немедленно удалить свой профиль с Сайта, в противном случае продолжение использования Пользователем Сайта означает, что Пользователь согласен с условиями настоящего Положения.

Обязательное проведение аудиторской проверки нужно, чтобы получить заключение о состоянии финансовой и бухгалтерской отчетности, подтверждения ее достоверности. Такое определение следует из ст. 1 Закона № 307-ФЗ.

Общие правила проведения аудитов в России:

  • аудиторской деятельность могут заниматься организации и частные эксперты, состоящие в СРО (аудиторы обязаны иметь квалификационный аттестат);
  • организация должна ежегодно проводить независимый обязательный аудит, если это предусмотрено статьей 5 Закона № 307-ФЗ;
  • любое предприятие может заказать инициативный (добровольный) аудит, чтобы получить заключение о состоянии дел по финансовой, экономической и хозяйственной деятельности;
  • заключение аудиторов является официальным документом, который можно использовать в текущей деятельности, для подготовки годовых отчетов, при обращении в государственные органы, для других целей.

Если требование о проведении обязательного аудита прямо следует из закона, за его нарушение грозит административный штраф на организацию или должностное лицо. Проверять эти моменты и возбуждать административные дела вправе ФНС.

Обязательно должны провести независимый аудит следующие виды юридических лиц:

  • акционерные общества любой формы;
  • компания, чьи ценные бумаги выпущены в оборот и допущены к организованным торгам (организация-эмитент);
  • банки, профессиональные участники рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй, НПФ, страховые компании, ряд других организаций в кредитной и финансовой сфере;
  • предприятие, чья выручка за прошлый год превысила 400 млн. руб.;
  • организация, сумма активов которых на конец предшествующего года превысила 60 млн. руб. (сумма определяется по бухгалтерскому балансу);
  • предприятие, раскрывающее годовую сводную бухгалтерскую или финансовую отчетность;
  • ряд других юридических лиц (застройщики, госкорпорации, НКО и т.д.).

Если вы не можете определить, нужно ли проводить обязательный аудит, обратитесь к нашим экспертам. Мы проанализируем документы и сведения о вашей организации, поможем избежать нарушений закона и штрафов.

Компании, чьи ценные бумаги допущены до организованных торгов, должны ежегодно заказать и провести независимую обязательную аудиторскую проверку. Заключение по итогам аудита необходимо представить организатору торгов, наряду с другими документами. Требования к компаниям-эмитентах и допуску из ценных бумаг на рынок регламентированы Законом № 39-ФЗ и Положением Банка России № 534-П. При отсутствии заключения или непредставлении его с заявкой компанию не допустят до торгов, привлекут к ответственности.

Обязательный аудит позволяет соблюсти требования закона и избежать штрафных санкций. Но такая проверка проводится только по минимально необходимому перечню показателей, документов и отчетности. Чтобы получить максимум преимуществ для своего бизнеса, руководители и собственники организаций заказывают услуги комплексного аудита.

Комплексное сопровождение предусматривает постоянную работу аудиторов, юристов, консультантов и других экспертов. Аудит осуществляется в ходе текущей деятельности компании, что позволяет:

  • своевременно выявить и устранить нарушения, ошибки и недочеты при ведении налогового и бухгалтерского учета, подготовки отчетности, ведения документации;
  • оценивать текущие риски в финансовой и хозяйственной деятельности, перспективы принятия определенных решений;
  • получать консультационную поддержку по всем направлениям, определенным договором;
  • работать в штатном режиме без отвлечения своих специалистов и служб, так как аудит будет фактически интегрирован в текущую деятельность.

Комплексный аудит не заменяет обязательную аудиторскую проверку. Но на момент ее проведения аудиторы уже будут иметь всю необходимую информацию о финансах, бухгалтерии, отчетности и других важных моментах для подготовки заключения. Это упростит и ускорит проведение всех мероприятий, что дает дополнительные преимущества для заказчика.

Критерии проведения обязательного аудита определены международными стандартами, Законами № 307-ФЗ и № 402-ФЗ, Приказом Минфина № 2н, приказами ФНС. Сведения о нормативной базе, применявшейся в ходе аудита, будут указаны в заключении.

Аудиторская проверка проводится по следующим стадиям:

  1. подготовительный (предварительный) этап — получение общей информации о компании, согласование сроков, стоимости и направлений работы, заключение договора и утверждение плана аудита;
  2. проведение аудита — включает анализ документов и сведений, правильности ведения учета и достоверности отчетности, другие мероприятия по плану (программе) аудита;
  3. оформление заключения по итогам обязательного аудита — для этого применяются стандарты аудиторской деятельности, нормы Закона № 307-ФЗ;
  4. передача заключения заказчику — организация получит документ, подтверждающий достоверность ее бухгалтерской и финансовой отчетности.

Для каждого юридического лица план (программа) аудита утверждается индивидуально. Это зависит от организационно-правовой формы предприятия, сферы и видов деятельности, схемы налогообложения, особенностей бухгалтерского и налогового учета, других показателей. Все эти моменты определяются на начальном этапе работы.

Если организация должна провести обязательный аудит в силу закона, ей нужно представить заключение и финансовую отчетность в контролирующие органы (ФНС, Банк России).

За нарушение этого требования наступает ответственность:

  • по ст. 15.11 КоАП РФ за отсутствие обязательного аудиторского заключения — штраф на должностное лицо составит от 5 до 10 тыс. руб., а при повторном нарушении от 10 до 20 тыс. руб. с возможной дисквалификацией;
  • по ст. 15.15.6 КоАП РФ за нарушение сроков представления или непредставление заключения обязательного аудита — штраф на должностное лицо составит от 15 до 30 тыс. руб., а при повторном нарушении от 30 до 50 тыс. руб.;
  • по ст. 15.23.1 КоАП РФ за непредставление или нарушение сроков представления документов для общего собрания акционерного общества — штраф составит от 20 до 30 тыс. руб. с возможностью дисквалификации (должностные лица) или от 500 до 700 тыс. руб. (на юридическое лицо).

Таким образом, непроведение обязательного аудита или непредставление заключения по его итогам всегда влечет наказание для руководителя организации. Проверяется этот факт достаточно просто. Чтобы избежать ответственности и выполнить требование закона, вовремя проходите аудит. Также аудиторы могут оказать множество дополнительных услуг, от восстановления учета до подготовки к проверкам ФНС.


По всем вопросам, связанным с проведением обязательных аудитов и добровольных проверок, вы можете обратиться к экспертам КСК-ГРУПП. Консультации по вопросам сотрудничества можно получить по телефону, по электронной почте или через форму обратной связи.

Возврат к списку

    SCHNEIDER GROUP – 500 экспертов, офисы в восьми странах, ваш универсальный партнер.

    SCHNEIDER GROUP помогает своим международным клиентам выйти на рынок, предлагает консультирование и услуги бэк-офиса, необходимые им для создания и развития своего бизнеса в Армении, Беларуси, Казахстане, Польше, России, Украине и Узбекистане.

    К числу предлагаемых нами услуг относятся: разработка стратегий выхода на рынок, услуги в области бухгалтерского учета и отчетности, консультации по налоговым вопросам, импорт, услуги по внедрению ERP-систем (1C, SAP und Microsoft Dynamics NAV), правовая поддержка в разрешении споров, а также консультации по широкому спектру юридических вопросов, в том числе в областях комплаенса, миграционного, трудового, договорного и корпоративного права.

    SCHNEIDER GROUP – ваш универсальный партнер в русскоговорящих странах и Польше.

    Да, но с учетом поправок. Согласно новой редакции подпункта 3 части 1 статьи 5 Закона «Об аудиторской деятельности» обязательный аудит должны проводить фонды, у которых поступление имущества, в том числе денежных средств, за предшествующий год превышает 3 млн руб.

    Да, нужно. Казалось бы, из перечня организаций, обязанных проводить аудит, исключили акционерные общества. Однако в тексте присутствует формулировка, что аудит нужно проводить в случаях, предусмотренных федеральными законами. В связи с этим АО по-прежнему будут должны проводить обязательный аудит (п. 3 ст. 88 Закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ).

    Нарушение

    Если аудит не обязателен

    Если аудит обязателен

    Штраф для руководителя

    Штраф для компании

    Штраф для руководителя

    Штраф для компании

    Отчетность не сдали в срок

    50–70
    тыс. руб.

    100–200
    тыс. руб.

    80–100
    тыс. руб.

    300–500
    тыс. руб.

    Отчетность не сдали до 31 декабря года, следующего за годом, за который ее составили

    80–100
    тыс. руб.

    200–300
    тыс. руб.

    100–200
    тыс. руб.

    500–700
    тыс. руб.

    МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ

    от 11 января 2021 года N ИС-аудит-37

    [Об изменениях в проведении обязательного аудита бухгалтерской отчетности организаций с 2021 года]

    Обязательный аудит: критерии и порядок проведения в 2021 году


    Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» установлены базовые требования к независимости аудиторов и аудиторских организаций. Федеральным законом от 30 декабря 2020 г. N 498-ФЗ уточнены эти требования:

    установлена общая обязанность аудиторских организаций и аудиторов быть независимыми и соблюдать правила независимости аудиторов и аудиторских организаций (ранее — общая обязанность не формулировалась);

    определено, что под независимостью аудиторской организации, аудитора понимается отсутствие отношений связанности (аффилированности), основанной на имущественной, родственной или иной зависимости аудиторской организации, аудитора от аудируемого лица, его учредителей (участников, акционеров), руководителей и иных должностных лиц, других лиц, в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности», иными федеральными законами, правилами независимости аудиторов и аудиторских организаций (ранее — такое определение не формулировалось);

    установлено, что правила независимости аудиторов и аудиторских организаций разрабатываются на основе кодекса этики профессиональных бухгалтеров, принимаемого Международной федерацией бухгалтеров (ранее — такое положение не формулировалась).


    Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» определено понятие и основные требования к кодексу профессиональной этики аудиторов. Федеральным законом от 30 декабря 2020 г. N 498-ФЗ уточнены эти положения.

    Кодекс профессиональной этики аудиторов определен как свод правил поведения, содержащий принципы профессиональной этики, основные требования к обеспечению соблюдения этих принципов, меры по обеспечению соблюдения таких принципов аудиторскими организациями и аудиторами (ранее — свод правил поведения, обязательных соблюдения аудиторскими организациями, аудиторами). Кодекс обязателен для соблюдения при оказании аудиторских услуг (участии в оказании аудиторских услуг) и прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг (участии в оказании таких услуг) (ранее — только при оказании аудиторских услуг).

    Установлено, что кодекс профессиональной этики аудиторов разрабатывается на основе кодекса этики профессиональных бухгалтеров, принимаемого Международной федерацией бухгалтеров (ранее — такое положение не формулировалась).


    Федеральным законом от 30 декабря 2020 г. N 498-ФЗ на саморегулируемую организацию аудиторов возложен ряд новых функций:

    устанавливать порядок выдачи квалификационного аттестата аудитора и его форму (ранее — утверждал Минфин России);

    устанавливать порядок обмена квалификационных аттестатов аудитора, в том числе выданных до 1 января 2011 г., в случаях утери (утраты) их, изменения фамилии, имени, отчества либо иных сведений, содержащихся в них (ранее — утверждал Минфин России);

    принимать решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора, в том числе выданного до 1 января 2011 г., в отношении своих членов и лиц, не являющихся членом ни одной саморегулируемой организации аудиторов (ранее — квалификационный аттестат аудитора, выданный до 1 января 2011 г. лицу, не являющемуся членом саморегулируемой организации аудиторов, аннулировался по решению Минфина России).


    В рамках реализации механизма «регуляторной гильотины» Федеральным законом от 30 декабря 2020 г. N 498-ФЗ упразднены следующие избыточные функции Минфина России как федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять функции государственного регулирования аудиторской деятельности:

    определять порядок создания единой аттестационной комиссии;

    устанавливать порядок, сроки и форму сообщения саморегулируемой организацией аудиторов о дополнительных к требованиям, установленным международными стандартами аудита, требованиях, предусмотренных в стандартах аудиторской деятельности саморегулируемой организации аудиторов, а также о дополнительных требованиях, включенных в принятые ею правила независимости аудиторов и аудиторских организаций, и дополнительных нормах профессиональной этики, включенных в принятый ею кодекс профессиональной этики аудиторов. При этом срок такого сообщения установлен Федеральным законом от 30 декабря 2020 г. N 498-ФЗ и составляет 10 рабочих дней со дня, следующего за днем принятия решения о введении дополнения в указанные документы.

    Приказы Минфина России, которыми были утверждены соответствующие порядки, отменены постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2020 г. N 717 с 1 января 2021 г.

    Власти отменили обязательный аудит в 2021 году, но не для всех

    Актуально на

    Предоставление финансовой и бухгалтерской отчетности контролирующим органам регулируется на федеральном уровне. Несоблюдение законодательных норм влечет за собой соответствующее наказание. Рассмотрим, какие санкции предусмотрены за непроведение обязательного аудита.

    Следующим шагом будет проверка первичной документации, устава предприятия, регистров бухучета и порядок осуществления учета организации. Все полученные сведения обрабатываются и соотносятся с нормами действующего законодательства. При обнаружении недочетов формируются рекомендации по их ликвидации.

    Ранний вызов проверяющих в компанию создаст рабочему процессу дополнительную нагрузку, которая и так велика, ведь финансисты в этот период времени должны кропотливо оформлять отчет за целый год работы организации. Стоит также отметить, что если проводить аудит в один этап, то эффективность проверки будет снижена в несколько раз. Да и времени для устранения недочетов, которые могут выявить органы контроля, вовсе не останется, ведь полностью подготовленный отчет необходимо сдать для проверки не позже последнего дня марта.

    Для того чтобы иметь подтверждающий документ, касающийся отчетности по финансам за годовой период, компании или организации должны ежегодно проводить обязательный аудит. Его проведение должно соответствовать действующему законодательству. Если юридические лица не организуют такую проверку своевременно или сроки подачи документации будут упущены, компании понесут ответственность за непроведение обязательного аудита.

    Неопубликование на странице в сети интернет аудиторского заключения в составе годовой отчетности в установленный срок является нарушением требований законодательства, касающихся предоставления и раскрытия информации на финансовых рынках, и может повлечь наложение административного штрафа: на должностных лиц в размере от 30-50 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц – от 700 тыс. до 1 млн. руб. рублей (ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ). Срок давности – один год с даты совершения правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

    Предприятия формы ООО, если они подлежат обязательному аудиту, обязаны представить аудиторское заключение в органы статистики по ст.19.7 КоАП РФ (не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом). В случае непредставления в указанный срок аудиторского заключения штраф составит для организации — от 3 000 до 5 000 руб., для должностного лица — от 300 до 500 руб.

    Для осуществления аудита необходимо провести небольшую подготовительную работу. Заключается она в разработке стратегии и определении графика будущей проверки. Фирма, осуществляющая аудит, должна вместе с клиентом составить план и сформировать группу, которая и будет проводить проверку.

    Он будет составлять от 5 до 10 тыс. руб. Если нарушение повторится, то увеличится и штрафная санкция. Она будет равна уже 20 тыс. руб. Последствие для ответственного лица (чаще всего это – главный бухгалтер) будет еще серьезней. Ему запретят занимать профильные должности в течение 1 – 2 лет.

    Ранний вызов проверяющих в компанию создаст рабочему процессу дополнительную нагрузку, которая и так велика, ведь финансисты в этот период времени должны кропотливо оформлять отчет за целый год работы организации. Стоит также отметить, что если проводить аудит в один этап, то эффективность проверки будет снижена в несколько раз. Да и времени для устранения недочетов, которые могут выявить органы контроля, вовсе не останется, ведь полностью подготовленный отчет необходимо сдать для проверки не позже последнего дня марта.

    Чтобы исправить все недочеты, найденные при аудите, проводимом за целый год, нужно потратить немало сил и иметь много терпения. При выявлении ошибок при поэтапном аудите они будут четко указаны, финансовый сотрудник с легкостью исправит готовый документ. Очень важно подать отчет в налоговый орган надзора, который не предусматривает каких-либо недочетов или ошибок.

    С 01.01.2021 года организации, деятельность которых подлежит обязательной аудиторской проверке, обязаны подавать в территориальные органы Росстата дубликаты аудиторских заключений. Данное обязательство закреплено в ФЗ-402 «О бухучете».

    В случае повторного нарушения организации норм, установленных ст. 5 ФЗ-307, ответственные должностные лица компании могут быть дисквалифицированы сроком от года до 2-х лет. Под дисквалификацией подразумевается отстранение от определенных должностей и запрет на их занятие в пределах установленного срока.

    Росстат: штраф за обязательный аудит в 2021 году Если организация в силу закона должна проводить обязательный аудит своей годовой отчётности, значит, в местное подразделение Росстата по месту учета вместе с экземпляром бухгалтерской отчетности нужно сдать аудиторское заключение. В том числе – и за нарушение правил раскрытия (обнародования) заключения по аудиту: Учтите, что для ПАО и ОАО действует единый срок раскрытия бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения. Пример подобного решения — Постановление ФАС Уральского округа от N Ф09-11483/06-С7 по делу N А76-16843/06.То есть опубликовать их для всеобщего сведения надо вместе и одновременно. «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности». Как складывается судебная практика Арбитражные суды, рассматривая иски, касающиеся штрафов за непроведение обязательного аудита, как правило, приходят к выводу, что с организации, не представившей в налоговую инспекцию аудиторское заключение, взыскивается штраф в размере 50 руб., предусмотренный в п. К такому же штрафу привлекается организация, если она представила аудиторское заключение, но сделала это позже срока, установленного для сдачи годовой бухгалтерской отчетности.Например, в 2021 году это должно было произойти до 03 апреля включительно. 71.4 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утв. Тот факт, что аудиторская проверка была назначена на более позднее время (например, на апрель или май года, следующего за отчетным), обычно судами не принимается.Для подтверждения достоверности составляемой бухгалтерской отчетности компании проводят аудит.Некоторым предприятиям такая форма проверки вменяется в обязанность, тогда как другие используют ее по своему усмотрению.Кому придется проводить обязательный аудит в 2021 году, как он должен происходить и что будет, если проигнорировать требования законодательства?Обязательным аудит – комплекс мероприятий, проводимых для установления факта достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности организации.

    Статья 5 № 307-ФЗ содержит перечень критериев организаций, подлежащих обязательному аудиту. Расширяет его информация Минфина, которая публикуется ежегодно, но не является нормативно-правовым актом.

    По итогам 2018 года таких критериев набралось 73, в том числе:

    1. По публично-правовой форме:
      • акционерные общества;
      • общества с государственной долей, превышающей четверть;
      • государственные унитарные предприятия;
      • фонды (кроме внебюджетных);
      • государственные корпорации и компании;
      • публично-правовые компании.
    2. По финансовым показателям:
      • объем выручки за прошлый год — более 400 млн рублей;
      • стоимость активов за прошлый год — более 60 млн рублей.
    3. По видам деятельности:
      • банковские и кредитные;
      • страховые;
      • клиринговые;
      • микрофинансовые;
      • СРО;
      • участники рынка ценных бумаг;
      • организаторы торгов;
      • депозитарии;
      • инвестиционные фонды;
      • политические партии;
      • застройщики, работающие в сфере долевого строительства;
      • региональные операторы в сфере ЖКХ;
      • туроператоры.

    На компанию, которая обязана публиковать консолидированную финансовую отчетность, но не сделала этого, тоже могут возложить ответственность за отсутствие аудиторского заключения.

    Также Минфин приводит список конкретных организаций, которые должны проходить независимые аудиторские проверки и получать официальные заключения. На сегодняшний день в нем 18 наименований.

    До 31 марта 2021 года все юридические лица обязаны сдать бухгалтерскую (финансовую) отчетность. В чем же новшества (Федеральный закон от 28.11.2021 № 444-ФЗ)?

    1. Аудиторское заключение за 2021 год сдаем в налоговую инспекцию, а не в органы статистики. Теперь все данные отчетности, вместе с аудиторским подтверждением степени ее достоверности, с 2021 года будут размещаться в едином ресурсе в ФНС. Конечно, отчетность и раньше попадала в ФНС.

    Однако можно предположить, что раз налоговое ведомство станет ответственным хранителем данных, внимание к ним станет пристальным. Вся информация аккумулируется в АИС «Налог-3».

    Россия / Обязательный аудит перестанет быть обязательным для многих компаний

    1. Аудит проверяет достоверность отчетности – показывает реальное состояние учета в организации.

    2. Аудит, проведенный до составления отчетности, помогает бухгалтерии и позволяет организации выявить отклонения и ошибки, которые можно своевременно исправить. То есть не привлекать излишнего внимания ФНС. А компании, подлежащие обязательному аудиту, могут получить аудиторское заключение по итогам года без оговорок.

    3. В 93% случаев аудит находит не только скрытые риски, но и финансовые резервы, а значит, возможности не переплачивать и оптимизировать.

    4. Некоторые аудиторские компании предоставляют своим клиентам расширенную страховку от налоговых претензий и юридическое сопровождение проверенного периода. То есть, если за проверенный период организации доначислят налоги, то штрафы и пени выплатит страховая компания.

    Правда такая расширенная налоговая ответственность может быть не в классическом аудите бухгалтерской (финансовой) отчетности, а только при наличии в договоре (техническом задании) процедур налогового аудита, когда комплексно анализируется и бухгалтерский, и налоговый учет организации.

    1. Бухгалтерии нужно время на внесение исправлений по итогам первого этапа аудита за 2021 год, чтобы успеть подготовить годовую отчетность до 31 марта 2021 года.

    2. Пик сезона загрузки аудиторов всегда приходится на февраль-март. Таким образом, к концу года аудиторов экспертного уровня практически не остается – всех уже зарезервировали. Поэтому хороший шанс начать аудит в декабре-январе, чтобы получить рекомендации по внесению исправлений как раз до начала подготовки годового отчета.

    3. Кроме того, многие компании предоставляют скидки на проведение аудита в декабре – январе, тогда как в марте и феврале действуют самые высокие цены.

    Обязательный аудит проводится в отношении организаций, указанных в ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»:

    1. если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;

    2. если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;

    3. если организация является:

    • кредитной организацией,
    • бюро кредитных историй,
    • организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг,
    • страховой организацией,
    • клиринговой организацией,
    • обществом взаимного страхования,
    • организатором торговли,
    • негосударственным пенсионным или иным фондом (за исключением фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2021 года N 290-ФЗ),
    • акционерным инвестиционным фондом,
    • управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов).

    4. если объем выручки от продажи продукции, выполнения работ, оказания услуг организации за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн рублей;

    5. если организация представляет и (или) раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

    6. в иных случаях, установленных федеральными законами.

    Строго говоря, указанный перечень является открытым. Ежегодно Минфин РФ на своем сайте публикует перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за предыдущий год.

    Согласно ст. 5 Федерального закона от 30.12.

    2008 № 307-ФЗ, обязательный аудит бухотчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля госсобственности составляет не менее 25%, госкорпораций, госкомпаний, публично-правовых компаний проводится только аудиторскими организациями.

    Договор на проведение такого аудита заключается по результатам проведения не реже чем один раз в 5 лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

    Обязательный аудит должен проводиться организациями, подлежащими ему, ежегодно.

    Сведения о результатах обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц. Эти сведения вносятся самим заказчиком аудита. Также в реестр вносится следующая информация:

    • сведения об аудиторе;
    • перечня бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит;
    • период, за который была составлена проверенная документация;
    • мнение аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности;
    • обстоятельства, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность отчетности.

    Если сведения составляют коммерческую тайну, организация может не вносить их в госреестр.

    Кроме того, с 2021 года в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 28.11.2021 № 444-ФЗ, ФНС России будет вести государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности.

    Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (ГИР БО) – это совокупность бухотчетности экономических субъектов, обязанных составлять такую отчетность, а также аудиторских заключений о ней в случаях, если отчетность подлежит обязательному аудиту.

    Обязательный вариант проверки требуется для установленного перечня организаций и образований. По статье 5 ФЗ № 307-ФЗ к таким организациям относятся:

    • акционерное общество;
    • госкомпания, корпорация или ФГУП;
    • компания публично-правового типа;
    • организации с определенным типом деятельности, например, кредиты, кредитные истории, страхование, клиринг;
    • микрофинансовые объединения;
    • фонды негосударственного типа, которые занимаются пенсионным обеспечением и иными услугами;
    • участник с деятельностью на рынке ценных бумаг, аналогичных активов, а также юрлица, которые предоставляют торговые площадки;
    • компания, занимающаяся управлением акционерными инвестиционными фондами.

    В ряде случаев проверка необходима для политических партий и объединений.

    Общий список критериев, которые могут применяться к компаниям, в том числе ООО, в 2021 году:

    • была получена прибыль в виде выручки за год, который предшествовал отчетному периоду в 400 млн рублей и больше;
    • суммарная величина активов на конец периода, который предшествовал отчетному, превысила 60 млн рублей;
    • активы ОО в виде ценных бумаг вышли на рынок;
    • есть деятельность в виде сдачи или публикации отчетности по финансам в консолидированной форме;
    • имеется кредитная деятельность или любая другая, соответствующая перечню ФЗ № 307-ФЗ. Примером, может служить фонд, занятие торговлей на рынке ценных бумаг или услуги по страхованию,
    • иные случаи, предусмотренные законом.Нужен ли вашей компании аудит

    Стоит учесть, что любой критерий даже в единственном лице обязывает на проведение установленной проверки.

    Обязательный вариант проверки требуется для установленного перечня организаций и образований. По статье 5 ФЗ № 307-ФЗ к таким организациям относятся:

    • акционерное общество;
    • госкомпания, корпорация или ФГУП;
    • компания публично-правового типа;
    • организации с определенным типом деятельности, например, кредиты, кредитные истории, страхование, клиринг;
    • микрофинансовые объединения;
    • фонды негосударственного типа, которые занимаются пенсионным обеспечением и иными услугами;
    • участник с деятельностью на рынке ценных бумаг, аналогичных активов, а также юрлица, которые предоставляют торговые площадки;
    • компания, занимающаяся управлением акционерными инвестиционными фондами.

    В ряде случаев проверка необходима для политических партий и объединений.

    В первую очередь необходимо учесть, что заключение договора должно производиться с учетом всех норм и правил. Любой пункт или положение не должны иметь двойного или неправильного трактования.

    Дополнительного внимания потребует пункт об оказании услуг и его стоимости, а также время проверки и его соответствие нормам, позволяющем в дальнейшем сдать в контролирующий орган всю отчетность.

    Также требуется удостовериться, что клиент получает на руки заключение, составленное по всем правилам и нормам, которые соответствуют не только стандартным, но и международным в форме МС.

    В обязательном порядке в договор вносятся пункты о взаимодействии с руководством во время проведения любых этапов. Это позволит предоставить дополнительные данные, которые могут быть первоначально неправильно понятыми.

    Обязательная структура прописана законодательством. Она включает в себя:

    • наименование;
    • адресат в виде участника ООО, акционера или иного лица;
    • данные предприятия с включением в них госномера регистрации;
    • информация по аудитору;
    • информация по отчетности с указанием периода;
    • сведения, которые были подвергнуты рассмотрению;
    • мнение эксперта о полученных результатах и их достоверности;
    • список обстоятельств, которые могли повлиять на достоверность.

    В зависимости от того, модифицированный или немодифицированный вариант акта выдает эксперт по результатам проверки, в документе могут быть прописаны недостатки, неточности или иные отклонения.

    Для модифицированного варианта характерно отсутствие искажений. В остальных случаях оговорка возможна при незначительном влиянии на отчетность. Мнение отрицательного характера будет свидетельствовать о нарушениях, а отказ от его выражения свидетельствует о недостаточности данных и сомнениях.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий