Квалификационные требования к педагогическим работникам 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Квалификационные требования к педагогическим работникам 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В разделе «Должностные обязанности» содержится перечень основных трудовых функций, которые могут быть полностью или частично поручены работнику, занимающему данную должность, с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, позволяющих обеспечить оптимальную специализацию по должностям служащих.

1. «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее — ЕКС) предназначен для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом образовательных учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Уровень профессиональной компетентности при присвоении квалификационных категорий руководящим и педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений независимо от ведомственной принадлежности определяется при их аттестации в порядке, установленном Положением о порядке аттестации педагогических и руководящих работников и муниципальных образовательных учреждений, утвержденным приказом Министерства образования РФ от 26.06.2021 №1908, зарегистрированным в Минюсте России 24.07.2021, регистрационный №2322.

Жизнь не стоит на месте и постоянно предъявляет новые требования к уровню подготовки и трудовой пригодности работающих. Любой специалист периодически должен быть готов к проверке собственных профессиональных навыков. Учителя, воспитатели и другие труженики системы образования — не исключение.

Учитель и воспитатель могут вести педагогическую деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса и основных общеобразовательных программ. Согласно стандарту, рассматриваются дошкольное и школьное на всех трех уровнях образование. Допускается наличие диплома по профилю, соответствующему преподаваемому предмету при условии прохождения профпереподготовки. В настоящее время внедряются еще несколько профстандартов для отдельных категорий преподавателей.

Ввиду реформирования российской образовательной системы и внедрения ФГОС, к сотрудникам сферы образования, которые ответственны за формирование социокультурных и морально-этических ценностей среди молодежи, выдвигаются соответствующие требования. Все они внесены в единый нормативный документ — квалификационный справочник должностей работников образования Минздравсоцразвития РФ при поддержке федеральных органов власти разрабатывает квалификационные справочники для работников сферы образования и несет ответственность за внесение в них актуальных времени изменений. Единый квалификационный справочник в сфере образования содержит:. У вас есть возможность повышать квалификацию педагогов и экономить деньги с помощью Академии Ресурсы образования.

Занимается формирование культуры личности, социализацией учащихся. Требований к стажу нет. ДО: Осуществляет обучение учащихся в соответствии с федеральными государственными стандартами образования. Осуществляет контроль и организацию самостоятельной работы учащихся, применяет индивидуальные образовательные программы.

Профстандарт специалистов в сфере закупок Профстандарт контрактного управляющего , утвержденный Правительством РФ, — это нормативный документ, определяющий набор требований, знаний, умений и навыков к работникам, которые занимаются закупками. Профстандарт для бухгалтеров Профстандарт бухгалтера — один из первых профстандартов, разработанных и утвержденных Министерством труда РФ. Отличия аттестации от оценки квалификации Аттестация — это мероприятие, которое проводится в целях рационального использования персонала, повышения эффективности труда и ответственности за выполняемую работу.

Характеристики каждой трудовой функции в рамках обобщенных трудовые действия, необходимые навыки и умения. Сведения об организациях-разработчиках профстандарта. Квалификационные требования к работникам образования Учитель и воспитатель могут вести педагогическую деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса и основных общеобразовательных программ. Особые требования к опыту работы отсутствуют. Квалификационные требования по должностям педагогических работников В настоящее время внедряются еще несколько профстандартов для отдельных категорий преподавателей.

Основные функции, которые могут быть поручены
полностью или частично работнику, занимающему
данную должность, являются основой для
разработки должностных инструкций на местах,
закрепляющих конкретные обязанности, права и
ответственность работника, утверждающихся
руководителями учреждения по согласованию с
соответствующими профсоюзными комитетами

Уровень образования; стаж работы (по
специальности или педагогический);
квалификационные категории, присвоение которых
осуществляется аттестационными комиссиями в
соответствии с требованиями и порядком,
устанавливаемыми федеральным органом управления
образованием. Этот раздел предусматривает кроме
требований к уровню образования и стажу работы
показатели квалификации и профессионализма (для
педагогических работников):
— умение самостоятельно разрабатывать методику
преподавания предмета (методику
производственного обучения);
— использовать в своей работе прогрессивные
идеи, формы и методы активного обучения;
— владеть организационными формами
диагностической работы с обучающимися;
— обеспечивать устойчивые положительные
результаты в образовательном процессе и др.

Должность: Учитель

Требования к образованию: Высшее образование, среднее профессиональное образование.

1. Направление (область) образования:

«Образование и педагогика»;

Область, соответствующая преподаваемому предмету.

Дополнительное профессиональное образование (профпереподготовка, повышение квалификации):

Дополнительное профессиональное образование с учётом профиля ограниченных возможностей здоровья обучающихся.

2. Направление (область) образования: Любое.

Дополнительное профессиональное образование 1) по направлению деятельности в образовательном учреждении; 2) с учётом профиля ограниченных возможностей здоровья обучающихся.

Требования к стажу: нет.

Требования к образованию: Высшее образование, среднее профессиональное образование.

1. Направление (область) образования:

«Образование и педагогика».

Дополнительное профессиональное образование (профпереподготовка, повышение квалификации):

Дополнительное профессиональное образование с учётом профиля ограниченных возможностей здоровья обучающихся.

2. Направление (область) образования: Любое.

Дополнительное профессиональное образование 1) по направлению деятельности в образовательном учреждении; 2) с учётом профиля ограниченных возможностей здоровья обучающихся.

3. Направления (области) образования для работающих с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):

— По специальности «Специальная педагогика в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях» или «Специальное дошкольное образование»;

— По направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по образовательным программам подготовки олигофренопедагога;

— По направлению «Педагогика» по образовательным программам подготовки олигофренопедагога;

— По специальности «Олигофренопедагогика»;

— По другим педагогическим специальностям с дополнительным профессиональным образованием в области специальной педагогики или специальной психологии.

Требования к стажу: нет.

Квалификационные требования к педагогическим работникам

Требования к образованию: Высшее образование.

1. Направление (область) образования:

Направление «Дефектология».

2. Направления (области) образования для работающих с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):

— «Специальное (дефектологическое) образование» по образовательным программам подготовки олигофренопедагога;

— «Педагогика» по образовательным программам подготовки олигофренопедагога;

— «Олигофренопедагогика»;

— «Тифлопедагогика», «Сурдопедагогика», «Логопедия» с профпереподготовкой в области олигофренопедагогики;

— Образование по педагогическим специальностям или по направлениям («Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование») с профпереподготовкой в области олигофренопедагогики.

Требования к стажу: Нет.

Требования к образованию: Высшее образование.

1. Направление (область) образования:

Направление «Дефектология».

2. Направления (области) образования для работающих с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):

— По специальности: «Логопедия»;

— По направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по образовательным программам подготовки бакалавра или магистра в области логопедии;

— По педагогическим специальностям или по направлениям («Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование») с профпереподготовкой в области логопедии.

При любом варианте профессиональной подготовки учителю-логопеду необходимо дополнительное профессиональное образование в области в области олигофренопедагогики или психологии лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Требования к стажу: Нет.

Ваш вопрос отправлен! Спасибо!

Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!

  • должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или)

  • профессиональных стандартах (при наличии).

Постановление Правительства РФ от 31 октября 2002 г. № 787 «О порядке утверждения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих»;
Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/В-2253 По вопросам применения профессиональных стандартов

В настоящее время ни федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), ни трудовое законодательство:

  • не требуют полного соответствия требований к квалификации педагогических работников профессиональному стандарту,

  • допуская возможность выбора между профессиональным стандартом и квалификационными справочниками.

Профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

статья 195.1 «Понятия квалификации работника, профессионального стандарта» Трудового кодекса РФ (ред. от 03.08.2018)

При этом в общем случае:

  • квалификация работника – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

Для педагогических работников:

  • обязанность отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам,

  • закреплена в статье 46 «Право на занятие педагогической деятельностью» Закона об образовании № 273-ФЗ.

Тем самым, для такой категории работников, как педагогические работники, обязательны требования:

  • либо квалификационных справочников,
  • либо профессиональных стандартов – законодательно, на данный момент, указание на обязательность применять именно профессиональный стандарт не установлена.

Из этого следует, что образовательные учреждения вправе применять к педагогическим работникам:

  • как профессиональные стандарты,
  • так и квалификационные справочники.

При этом действует Постановление Правительства РФ от 27.06.2016 № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов…», которым устанавливаются особенности применения профессиональных стандартов в государственных учреждениях, то есть в большей части профессиональных образовательных учреждений.

Постановление Правительства Российской Федерации от 27.06.2016 № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами РФ, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности»

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. № 761н утвержден Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

Этим Приказом, в частности, установлены следующие требования к квалификации старшего мастера СПО:

  • высшее профессиональное образование по специальности, соответствующей профилям обучения, и стаж работы не менее 2 лет или

  • среднее профессиональное образование по специальности, соответствующей профилям обучения, и стаж работы не менее 5 лет;

  • требования о наличии высшего либо среднего профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогика» не установлено.

Установлены следующие требования к квалификации преподавателя СПО:

  • высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы

  • либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

Таким образом, высшее либо среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» не является обязательным для преподавателя СПО:

  • допускается наличие высшего или среднего профессионального образования в области, соответствующей преподаваемому предмету,

  • либо иного высшего, либо среднего профессионального образования, при условии освоения образовательной программы дополнительного профессионального образования по направлению деятельности в образовательной организации.

Таким образом, требованиям будет соответствовать три различных варианта квалификации такого педагогического работника среднего профессионального образования (СПО).

Установлены следующие требования к квалификации мастера производственного обучения СПО:

  • высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в областях, соответствующих профилям обучения, и

  • дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы;

  • требования о наличии высшего либо среднего профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогика» не установлено.

Установлены следующие требования к квалификации руководителя физического воспитания:

  • высшее профессиональное образование в области физкультуры и спорта без предъявления требований к стажу работы

  • либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области физкультуры и спорта без предъявления требований к стажу работы,

  • либо среднее профессиональное образование и стаж работы в области физкультуры и спорта не менее 2 лет;

  • таким образом, требованиям будет соответствовать три различных варианта квалификации работника.

При этом, исходя из общих положений данного раздела Единого квалификационного справочника, при разработке должностных инструкций:

  • допускается установление требований к необходимой специальной подготовке педагогических работников,

  • что означает возможность на уровне образовательного учреждения вводить дополнительные требования к специальной подготовке педагогического работника.

Педагогические работники, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности:

  • по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения,
  • могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Тем самым, раздел Единого квалификационного справочника допускает возможность:

  • принять на работу лицо, не имеющее нужной подготовки или стажа работы,
  • но фактически достаточно квалифицированное для качественного выполнения работы.

Профессиональные стандарты не включают в себя оговорок о возможности подобных исключений.

Приказом Минтруда России от 08.09.2015 № 608н утвержден профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»:

  • указанный документ содержит более подробное описание требований к квалификации педагогических работников среднего профессионального образования (СПО).

Далее рассмотрим требования к квалификации некоторых категорий педагогических работников среднего профессионального образования (СПО).

Требования к образованию и обучению преподавателя СПО:

  • среднее профессиональное образование — программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование — бакалавриат, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю);

  • дополнительное профессиональное образование на базе среднего профессионального образования (программ подготовки специалистов среднего звена) или высшего образования (бакалавриата) — профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю).

При отсутствии педагогического образования у преподавателя СПО:

  • допускается дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения;

  • специально оговаривается, что дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства.

Для преподавания дисциплин (модулей) профессионального учебного цикла программ среднего профессионального образования (СПО):

  • обязательно обучение по дополнительным профессиональным программам — программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже одного раза в 3 года.

Педагогические работники СПО (включая преподавателя) обязаны проходить в установленном законодательством РФ порядке:

  • обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;

  • рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже одного раза в 3 года.

Требования к опыту практической работы для преподавателей СПО:

  • опыт работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися и (или) соответствующей преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) обязателен для преподавания по профессиональному учебному циклу программ среднего профессионального образования и

  • при несоответствии направленности (профиля) образования преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю).

  • при этом объем (длительность) данного опыта не устанавливается.

Требования к образованию и обучению:

  • среднее профессиональное образование — программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование — бакалавриат, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися;

  • дополнительное профессиональное образование на базе среднего профессионального образования (программ подготовки специалистов среднего звена) или высшего образования (бакалавриата) – профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися.

При отсутствии педагогического образования допускается:

  • дополнительное профессиональное педагогическое образование в области профессионального обучения;

  • дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства.

Для преподавания по основным программам профессионального образования обязательно обучение по дополнительным профессиональным программам (ДПП) — программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже одного раза в 3 года.

Педагогические работники, включая и данную должность, обязаны:

  • проходить в установленном законодательством РФ порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;

  • рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже одного раза в 3 года.

Требования к опыту практической работы:

  • обязателен опыт работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися;

  • мастер производственного обучения должен иметь уровень (подуровень) квалификации по профессии рабочего выше, чем предусмотренный для выпускников образовательной программы.

  • педагогическими работниками образовательного учреждения,

  • либо лицами, привлекаемыми к реализации образовательной программы на условиях гражданско-правового договора;

  • в частности, могут привлекаться лица из числа руководителей и работников организаций, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности ФГОС, имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3-х лет;

  • фактически, ФГОС устанавливает дополнительное требование к квалификации педагогических работников (требование о наличии 3-х летнего стажа работы).

При этом доля педагогических работников, которые обеспечивают освоение обучающимися профессиональных модулей, и которые при этом имеют опыт деятельности не менее 3-х лет в образовательных учреждениях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности:

  • не должна быть менее 25% от общего числа педагогических работников, реализующих образовательную программу СПО;

  • доля рассчитывается в приведенных к целочисленным значениям ставок.

Фактически, ФГОС устанавливает дополнительное рекомендуемое требование к квалификации педагогических работников (требование о наличии 3-х летнего стажа работы):

  • для педагогических работников, обеспечивающих освоение профессиональных модулей,

  • при этом не менее четверти работников должны соответствовать этому требованию.

ФГОС содержат требования о необходимости для педагогических работников, привлекаемых к реализации программ среднего профессионального образования (СПО):

  • получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации,

  • в том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций.

При этом статья 47 «Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации» Закона об образовании № 273-ФЗ предусматривает:

  • право педагогического работника на дополнительное профессиональное образование не реже 1 раза в 3 года

  • без уточнения подвида образовательных программ,

  • однако с указанием, что данное образование должно быть по профилю педагогической деятельности.

Уважаемые коллеги, друзья! Мы приветствуем Вас на сайте службы по контролю и надзору в сфере образования Министерство образования Республики Мордовия. Мы обеспечиваем информационную открытость контрольно-надзорной деятельности, прозрачность процедур при оказании государственных услуг. Наш сайт – это электронный ресурс, посещая который, вы всегда будете обладать актуальной и востребованной информацией. Уверена, что сайт будет интересен и полезен всем участникам образовательных отношений, станет ориентиром для обеспечения качественного образования.

Вы можете отправить свое электронное обращение или задать вопрос в разделе сайта, который называется «Виртуальная приёмная» и расположен в меню «Обращение граждан».

Утвержден приказом Минтруда России №608н от 8.09.2015. Педагог профобучения занимается организацией учебно-производственного процесса, проводит профориентационные мероприятия, обучает студентов вузов и организаций среднего профессионального образования по программам разного уровня (вплоть до адъюнктуры и аспирантуры), а также занимается разработкой и совершенствованием методик обучения.

Утвержден приказом Минтруда России №514н от 24.07.2015. Психолог в сфере образования занимается сопровождением учебного процесса: оказывает помощь ученикам, испытывающим сложности с освоением программы и нуждающимся в дополнительной социальной адаптации, проводит экспертизу комфортности образовательной среды, консультирует детей и родителей.

Претендуя на работу, соискатель должен обладать высшим или средним профобразованием (специальность «Образование и педнауки» или в той сфере, которая соответствует предмету). Квалификационные требования к работникам образования предусматривают возможность иметь высшее или среднее профильное образование и дополнительное по тому направлению, по которому учреждение ведет деятельность. Установленные нормативы для продолжительности практического опыта деятельности отсутствуют.

  1. Общие (цель деятельности, группа занятий, ОКВЭД).
  2. Описание трудовых функций.
  3. Характеристики обобщенных трудовых функций (уровень квалификации, происхождение, требования к образованию и опыту работу, условия допуска к труду, возможные должности).
  4. Характеристики каждой трудовой функции в рамках обобщенных (трудовые действия, необходимые навыки и умения).
  5. Сведения об организациях-разработчиках профстандарта.

Из профстандарта можно узнать о квалификационных требованиях к педагогическим работникам. В соответствии с Приказом Минтруда России № 147н от 12.04.2021, существует единый макет, в котором отражаются следующие сведения:

  • СПО и ВО — профобразование по преподаваемому предметному модулю или дисциплине;
  • ДПО: при наличии педобразования — профпереподготовка по профилю преподаваемых дисциплин; при его отсутствии — ДПО в области профессионального образования;
  • обязательно регулярное повышение квалификации не реже раза в три года;
  • прохождение проверки знаний охраны труда.
  • Должностные обязанности (ДО) – содержится перечень основных трудовых функций, полностью или частично вверенных работнику на занимаемой им должности. При совмещении обязанностей из разных должностей, необходимо руководствоваться принципом однородности и взаимосвязанности работ;
  • Должен знать (ДЗ) – содержатся требования, предъявляемые работнику по объему знаний методологии, законодательства и специальных знаний, необходимых для эффективного осуществления должностных обязанностей;
  • Требования к квалификации (ТК) – определяются требования к уровням профессиональной подготовки и стажу работы.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности, Конвенцию о правах ребенка. Педагогику. Психологию. Документы, регламентирующие деятельность учебно-воспитательных учреждений.

Постановлением Правительства РФ от 31.10.2002 N 787 установлено, что Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (далее — ЕКС) состоит из квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащих должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих.

Разработкой ЕКС занимается Министерство здравоохранения и социального развития РФ совместно с федеральными органами исполнительной власти, на которые возложены управление, регулирование и координация деятельности в соответствующей отрасли (подотрасли) экономики (пункт 2 Постановления Правительства РФ от 31.10.2002 N 787).

Должностные обязанности. Осуществляет дополнительное образование обучающихся, воспитанников в соответствии со своей образовательной программой, развивает их разнообразную творческую деятельность. Комплектует состав обучающихся, воспитанников кружка, секции, студии, клубного и другого детского объединения и принимает меры по сохранению контингента обучающихся, воспитанников в течение срока обучения. Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы (обучения) исходя из психофизиологической и педагогической целесообразности, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий. Обеспечивает соблюдение прав и свобод обучающихся, воспитанников. Участвует в разработке и реализации образовательных программ. Составляет планы и программы занятий, обеспечивает их выполнение. Выявляет творческие способности обучающихся, воспитанников, способствует их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей. Организует разные виды деятельности обучающихся, воспитанников, ориентируясь на их личности, осуществляет развитие мотивации их познавательных интересов, способностей. Организует самостоятельную деятельность обучающихся, воспитанников, в том числе исследовательскую, включает в учебный процесс проблемное обучение, осуществляет связь обучения с практикой, обсуждает с обучающимися, воспитанниками актуальные события современности. Обеспечивает и анализирует достижения обучающихся, воспитанников. Оценивает эффективность обучения, учитывая овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Оказывает особую поддержку одаренным и талантливым обучающимся, воспитанникам, а также обучающимся, воспитанникам, имеющим отклонения в развитии. Организует участие обучающихся, воспитанников в массовых мероприятиях. Участвует в работе педагогических, методических советов, объединений, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям или лицам, их заменяющим, а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса. Обеспечивает при проведении занятий соблюдение правил охраны труда и пожарной безопасности. При выполнении обязанностей старшего педагога дополнительного образования наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по должности педагога дополнительного образования, осуществляет координацию деятельности педагогов дополнительного образования, других педагогических работников в проектировании развивающей образовательной среды образовательного учреждения. Оказывает методическую помощь педагогам дополнительного образования, способствует обобщению передового их педагогического опыта и повышению квалификации, развитию их творческих инициатив.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

— для должности «профессор» предусмотрены трудовые действия и трудовые функции, связанные с реализацией только основных профессиональных образовательных программ высшего образования – подготовкой кадров высшей квалификации, программ бакалавриата, специалитета, магистратуры и дополнительных профессиональных программ;

Постановление Правительства РФ от 31 октября 2002 г. № 787 «О порядке утверждения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих»;
Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 4 апреля 2021 г. № 14-0/10/В-2253 По вопросам применения профессиональных стандартов

Педагогические работники, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности:

Должностные обязанности. Осуществляет руководство студенческим дворцом культуры в соответствии с уставом образовательного учреждения и положением о дворце культуры. Разрабатывает основные направления культурно-просветительной и досуговой деятельности обучающихся (студентов). Составляет планы творческой деятельности дворца культуры. Обеспечивает проведение культурно-массовых мероприятий для обучающихся (студентов), в том числе силами самих обучающихся (студентов). Организует и развивает формы художественной самодеятельности, работы кружков и творческих коллективов обучающихся (студентов) и работников образовательного учреждения. Поддерживает и развивает связи с творческими союзами, общественными организациями и учреждениями культуры с целью привлечения их к проводимым во дворце культуры мероприятиям. Организует учет и сохранность вверенного имущества, своевременное представление всех видов установленной для дворца культуры отчетности. Контролирует соблюдение работниками дворца культуры функциональных обязанностей, трудовой дисциплины.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам высшего профессионального образования; локальные нормативные акты образовательного учреждения; государственные образовательные стандарты по соответствующим программам высшего профессионального образования; теорию и методы управления образовательными системами; порядок составления учебных планов; правила ведения документации по учебной работе; основы педагогики, физиологии, психологии; методику профессионального обучения; технологию организации методической, научно-методической, научно-исследовательской работы; современные формы и методы обучения и воспитания; методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных; основные методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации, необходимой для осуществления научно-исследовательской деятельности; механизмы оформления прав интеллектуальной собственности; требования к работе на персональных компьютерах, иных электронно-цифровых устройствах; основы экологии, права, социологии; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Квалификационный Справочник Должностей Педагогических Работников Вуза 2021

Эта информация актуальна по состоянию на 2021 год.

Содержащиеся в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих требования были признаны морально устаревшими еще несколько лет назад. Это и стало основной причиной необходимости введения профессиональных стандартов — в 2012 году в Трудовом кодексе РФ появилось новое понятие «профстандарт».

Прежде всего, профстандарт педагога устанавливает требования к образованию педагога или лица, желающего работать учителем или воспитателем. Так, учитель, например, обязательно должен иметь высшее или среднее профессиональное образование:

  • в сфере педагогики или по направлению предмета, который учитель преподает;
  • иное высшее или среднее профобразование и дополнительное по направлению деятельности в школе.

Применение профессиональных стандартов для педагогов обязательно (ч.1 ст. 46 ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273-ФЗ).

Обратите внимание! Обязательность применения профстандартов для работников сферы образования определена законом и не зависит от формы собственности и статуса работодателя (см. ответ на вопрос №7 письма Минтруда России от 04.04.2016 №14-0/10/В-2253). Таким образом, профстандарт педагога должен применяться в отношении учителей и воспитателей не только в государственных, но и в частных образовательных учреждениях.

Риски! За нарушение требований закона о применении профстандартов работодатель может быть привлечен к ответственности по ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Утвержденный правительством РФ профстандарт педагога можно скачать на этой странице.

Профстандарту педагога психолога мы посвятили отдельный материал.

***

Итак, профстандарт педагога обязателен к применению в отношении школьных учителей и воспитателей. Одно из важнейший требований такого профстандарта — наличие у работника педагогического образования или образования по преподаваемому предмету (для учителей). Сотрудника, не соответствующего профстандарту, нельзя уволить по этому основанию. Такой сотрудник по усмотрению работодателя и за счет последнего может быть отправлен на обучение/ повышении квалификации.

Каждый вопрос предполагает несколько вариантов ответов, из которых только один правильный. На то, чтобы пройти тест, преподавателю отводится 150 минут. Тестирование считается успешно завершенным, если было дано от 60 правильных ответов включительно (60% и выше). Если порог не был достигнут, тест не засчитывается.

Стоит помнить, что сроки аттестации педагогических работников в 2021 году составляют пять лет. Если педагог не подтвердит свою квалификацию, она аннулируется. В таком случае работнику первой категории придется проходить проверку на профпригодность и на квалификацию (первая категория), а педагогу высшей категории потребуется пройти аттестацию на первую категорию, и только через два года после этого – вновь на высшую.

  • Возможность «перескакивать» через категорию.
  • Возможность раньше «выходить» на аттестацию при наличии определенного ряда заслуг и достижений.
  • За основу будут брать не только достижения учащихся, а и сравнение уровня самого учителя в динамике «вчера» и «сегодня».
  • Активность и эффективность работы педагога в межаттестационный период будет показывать рассчитываемый по специальной методике рейтинг.
  • От учителей ожидают демонстрации концептуальных методических подходов к реализации новых норм и стандартов ФГОС.

В новой модели есть свои риски. Неизвестно, кто и по каким критериям должен проверять эссе учителя для оценки его кругозора. Возможно, что его заменять КИМами. Для подтверждения своей квалификации учителю нужны дополнительные финансовые затраты. Чтобы получить разрешение на съемку учеников от их родителей, потребуется много усилий. Профпригодность учитель может оспорить в судебном порядке.

Основной минус предложенных вариантов – отсутствие «прозрачности», так как к системе повышения квалификации в каждом регионе РФ подходят по-разному. Но общим моментом в данном вопросе является соблюдение порядка проведения процедуры. Проблему связывают специалисты с отсутствием единых требований к аттестации:

Педагог дополнительного образования. В его обязанности входит преподавание по дополнительным программам, методическое и педагогическое сопровождение их реализации. Претендент должен иметь ВО или СПО в сфере образования и педагогических наук. Возможна профпереподготовка.

Претенденты на эти должности должны иметь образование (высшее или среднее профессиональное) по специальности «Образование и педагогика». Допускается наличие диплома по профилю, соответствующему преподаваемому предмету при условии прохождения профпереподготовки.

Квалификационное тестирование – процедура, направленная на определение уровня профессиональной компетентности педагогических работников и приравненных к ним лиц, занимающих должности в организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы дошкольного воспитания и обучения, образовательные программы технического и профессионального, послесреднего, дополнительного образования, по тестам, разработанным уполномоченным органом в области образования;

В соответствии с Правилами и условиями проведения и условий аттестации педагогических работников и приравненных к ним лиц, занимающих должности в организациях образования, реализующих образовательные учебные программы дошкольного, начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, утвержденных приказом Министерства образования и науки Республики Казахстан (далее – МОН РК) №83 от 27 января 2021 года (с внесенными изменениями от 29 июня 2021 года № 316) педагогические работники, претендующие на досрочную аттестацию, проходит квалификационное тестирование.

  • Будут введены единые общефедеральные стандарты. Сегодня каждый регион ориентируется на собственные правила аттестаций, что не может не ухудшать общую картину по стране.
  • Учителя будут проверяться на качество педагогических и психологических навыков путем анализа видеозаписи их урока.
  • Для оценки компетенции педагоги напишут узкоспециализированное эссе. В будущем его заменит экзамен формата ГИА и ЕГЭ – КИМ (контрольно-измерительные материалы).
  • Пожалуй, самое привлекательное изменение – возможность начинающим педагогам получать категории. До этого момента преференции были на стороне возрастных сотрудников, имеющих большой стаж работы. А молодые специалисты не могли повысить свой рейтинг и, соответственно, заработную плату. Однако новая система аттестаций не «обнулит» квалификации стажистов, все их достижения будут учитываться. Планируется также расширение количества возможных категорий.
  • Порядок аттестации на соответствие должности останется прежним, в нем никаких изменений не планируется. Все новшества касаются именно проверки профессиональных качеств и повышения квалификации.

Существующую модель проверки учителей планируется серьезно модифицировать. Рособрнадзор обнародовал планируемые новшества, и они будут введены в ближайшем будущем. Изменения направлены на усиление индивидуального подхода к проверяемым сотрудникам и повышение требований к работникам сферы образования.

Квалификационные Требования К Педагогическим Работникам 2021

Так, согласно актуальным квалификационным требованиям, сегодня каждому педагогу, работающему с детьми с особыми образовательными потребностями, необходимо повышение квалификации в области инклюзивного образования. То есть, помимо основного профильного образования (среднего профессионального или высшего), педагогическому работнику необходим документ установленного образца о повышении квалификации в области инклюзивного образования.

Этот курс представляет собой практическое руководство по обучению детей с ОВЗ по адаптированным программам в соответствии с новым ФГОС. Изучение общей и специальной психологии, педагогических технологий, вопросов нормативно-правового обеспечения образования лиц с ОВЗ, техник диагностики и коррекции позволяет менее чем за год получить квалификацию педагога-дефектолога и диплом установленного образца.

В целом профессиональный стандарт педагогических работников является документом, от которого зависит:

  • возможность конкретного человека работать в педагогической сфере;
  • размер оплаты труда;
  • порядок исчисления стажа;
  • определение размера пенсии;
  • планирование карьеры педагогического работника.

Одним словом, профстандарт педагога — это документ, который не только устанавливает основные требования к квалификации педагога, но и дает общее определение деятельности, которую ведет этот работник.

В целом профстандарт является рамочным документом и при необходимости дополняется требованиями, утвержденными в регионах с учетом местных особенностей. Кроме того, внутренние стандарты учреждения образования тоже могут содержать дополнительные требования к педагогическому работнику.

Разработка профстандартов для педагогов началась задолго до даты их планируемого внедрения. Первым из утвержденных проектов в этой области стал общий профстандарт, определяющий профессию, — «Педагог». Он был принят в декабре 2013 года.

Этим документом установлен перечень трудовых функций для учителей, воспитателей и преподавателей с разбиением на несколько категорий:

  • дошкольное образование (для детей младше 7 лет);
  • начальное образование (1–4 классы);
  • основное образование (5–9 классы);
  • среднее (до 11 класса).

В данном случае речь идет о преподавателях, работающих в сфере общего образования, на которое вправе рассчитывать каждый ребенок в России. Профессиональное образование описывается отдельными нормативными документами.

Все профстандарты разрабатываются по единому макету, который был утвержден приказом Минтруда РФ № 147н от 12.04.2013. Согласно этому приказу профессиональные стандарты для любых работников, в том числе и для педагогов, должны состоять из следующих частей:

  1. Общая характеристика профессии. Здесь указывается, как именно называется профессия, какую конкретно деятельность осуществляют работники, занятые ею, а также ее классификация по ОКВЭД и ОКЗ.
  2. Функциональная карта. В этом разделе описываются те функции, которые входят в педагогическую деятельность.
  3. Характеристика трудовых функций. Здесь каждая из обобщенных трудовых функций (фактически направлений деятельности) подробно описывается с указанием требований, предъявляемых к квалификации педагога. Также здесь описываются знания, умения и конкретные виды действий, которые осуществляет преподаватель, воспитатель или учитель.
  4. Сведения об организациях-разработчиках.

Конкретное же наполнение для каждого из профстандартов зависит от того, для какой конкретно педагогической профессии он составлен.

Профстандарты для педагогов в 2021 году (перечень)

  • 2020 г. №1, №2, №3, №4
  • 2019 г. №1, №2, №3, №4
  • 2018 г. №1, №2, №3, №4
  • 2017 г. №1, №2, №3, №4
  • 2016 г. №1, №2, №3, №4
  • 2015 г. №1, №2, №3, №4
  • 2014 г. №1-2

В Российской Федерации профессия учителя является достаточно востребованной, но в то же время многих людей, работающих или задумывающихся о трудоустройстве по этой специальности, смущают относительно небольшие перспективны карьерного и профессионального развития. Чтобы обеспечить педагогам возможность карьерного роста в действующем законодательстве предусмотрено проведение аттестации педагогических работников, в рамках которой учителям присваиваются различные квалификационные категории.

Соответственно, высшая категория учителя — это вершина профессионального роста российских педагогических работников. Она устанавливается в рамках проведения отдельной аттестации в отношении педагогических работников, которые в добровольном порядке или по представлению работодателя, хотят получить фактическое подтверждение своей квалификации.

В рамках действующей системы образования преподаватели могут не только обеспечивать себе карьерный рост за счет повышения квалификационной категории, но также и за счет развития в горизонтальном направлении в рамках расширения спектра доступных задач. Кроме этого, многие учителя могут также развиваться не только в рамках педагогической деятельности, но и повышать свой статус и доход за счет роста в управленческой вертикали системы образования.

Высшая категория учителя нуждается в регулярном подтверждении. Единовременное прохождение аттестации предполагает предоставление такой категории лишь на время — по окончании установленного периода её придётся подтверждать вновь.

С точки зрения российского законодательства порядок аттестации учителей и других педагогических работников имеет определенное нормативно-правовое регулирование. Именно поэтому как самим учителям, так и другим сотрудникам общеобразовательных учреждений будет полезно ознакомиться с нормативно-правовыми документами и актами, которые регламентируют вопрос установления требований к высшей категории учителя:

Понятие Профстандарта было введено в ТК РФ еще в конце 2012 года с включением в него ст. 195.1. Как это влияет на условия работы педагога? Что важно знать педагогу, чтобы защитить свои права в случае неправомерных действий образовательного учреждения?


Похожие записи:

Добавить комментарий