Как правильно создать резерв по сомнительным долгам в 2021 по доходам

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как правильно создать резерв по сомнительным долгам в 2021 по доходам». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

На балансе ООО «ВЕГА» числится дебиторка в сумме 1200 тыс. руб.

На 31.12.2016г. срок возникновения задолженности равен 50 дней. Выручка от реализации ООО «ВЕГА» за 2016 год равна 20 000 тыс .руб.

По итогам 2016 компания сформировала резерв по сомнительным долгам, размером 600 тыс.руб.

Лимит резерва равен 10% от 20 000 тыс. руб., то есть 2 000 тыс. руб.

Таким образом, величина резерва лимит не превышает.

На 31.12.2017г данная задолженность не погашена и не переведена в безнадежные долги. Срок ее возникновения превышает 90 дней.

За 1 кв. 2017 выручка ООО «ВЕГА» составляет 5 000 тыс. руб. В резерв включена сумма 1 200 тыс. руб. (в 100%размере).

Предельная величина определяется путем сравнения двух сумм: 2 000 тыс. руб. и 500 тыс. руб. За лимит принимаем большее значение, равное 2 000 тыс. руб., а значит сумма резерва за 1 кв. не превышает лимит и равна 1 200 тыс. руб.

Резерв по сомнительным долгам в 2021 году

Компания самостоятельно определяет, каким способом ей создавать резерв и выбранный способ закрепляет в учетной политике. Выбрать следует один из следующих способов:

Способ создания резерва по сомнительным долгам Что собой представляет способ
Интервальный При данном способе создания, а также использования резерва размер отчислений исчисляется ежемесячно (или каждый квартал) в процентах от задолженности, в зависимости от периода просрочки
Экспертный Резерв создается по каждому долгу на сумму, которая не может быть погашена
Статистический Отчисления определяются исходя из данных компании за несколько предшествующих лет, как доля безнадежных долгов от общей дебиторки по конкретному виду

Важно! Если организация применяет первый или второй способ, то при признании долга под который создавался резерв безнадежным, списывают его за счет данного резерва. Если суммы резерва для списания долга не хватает, то оставшуюся часть списывают в прочие расходы. Если долг все же погасится, то резерв необходимо восстановить.

Порядок, по которому происходит создание резерва по сомнительным долгам, включает в себя следующие этапы.

  1. Этап 1: Определение платежеспособности должника. Для начала определяется насколько должник платежеспособен. Для этого собирается вся информацию о должнике, проводится анализ данной информации, а затем самостоятельно принимается решение о его платежеспособности.
  2. Этап 2: Определение критериев неплатежеспособности. На втором этапе определяются критерии неплатежеспособности, которые прописываются в учетной политике. Это можно сделать следующим образом: «При оценке дебиторской задолженности на предмет создания резерва по сомнительным долгам учитывать срок задолженности, а также сумму долга».
  3. Этап 3: Формирование резерва. Резерв формируют руководствуясь ПБУ 21/2008, п.2, п.3.
  4. Этап 4: Отражение в бухучете соответствующими проводками формирование резерва.
  5. Этап 5: Списание безнадежной задолженности, руководствуясь ПБУ п.77
  6. Этап 6: Оформление приказа. Факт создания резерва сопровождается оформлением приказа.

Учетная политика ООО «ВЕГА» содержит положения о том, что резервы по сомнительным долгам формируются на основании данных отдела продаж с помощью экспертного способа.

Контрагент Сумма долга, млн.руб. Срок оплаты Вероятность оплаты
На конец 2-го квартала
Контрагент-1 15 20.07 100%
Контрагент-2 25 15.06 20%
Итого: 40
На конец 3-го квартала
Контрагент-1 20 20.10 100%
Контрагент-2 25 15.06
Контрагент-3 12 28.09 75%
Итого: 57
На конец года
Контрагент-1 5 15.01 100%
Контрагент-2 Долг списан
Контрагент-3 8 20.01 100%
Итого: 13

Долг Контрагента №2 признан безнадежным и списывается:

На конец 2 квартала, ООО «ВЕГА» создает резерв по сомнительному долгу Контрагента №2 на сумму 20 млн.руб. (25 х (100% – 20%)). В конце 3 квартала ООО «ВЕГА» увеличила резерв Контрагента-2 на 5 млн.руб. (25 х 100% – 20), теперь резерв составляет 25 млн.руб. На эту дату также создается резерв по долгу Контрагента №3 в размере 3 млн.руб. (12 х (100% – 75%)). На конец 4 квартала ООО «ВЕГА» списывает долг Контрагента №2 за счет резерва. Контрагент №3 долг оплатил, соответственно по его долгу резерв восстанавливается.

Проводки данном случае будет следующим:

На конец 2 квартала: Д91 К63 – создан резерв по долгу Контрагента №2;

На конец 3 квартала: Д91 К63 – увеличен резерв по долгу Контрагента №2;

Д91 К63 – создан резерв по сомнительному долгу Контрагента №3;

На конец года: Д63 К62 –списан долг Контрагента №2 за счет резерва;

Д63 К91 – восстановлен резерв по долгу Контрагента №3.

Вопрос: Включают ли НДС в сумму задолженности, по которой формируется резерв?

Ответ: Резерв формируется на сумму долга, включая НДС. Это следует из письма Минфина от 03.08.2010г №03-03-06/1/517.

Вопрос: Какую выручки учитывают при расчете предельного размера резерва, с учетом НДС или без него?

Ответ: Предельный размер резерва рассчитывают от чистой выручки, то есть НДС учитываться не должен.

Поскольку отчисления в этот резерв являются динамикой оценочного значения, их нужно отражать на балансе с определенной периодичностью. Они входят в состав расходов периода, в котором наблюдались изменения в движении активов в данном резерве. Поэтому данные о состоянии резерва должны содержаться в каждом бухгалтерском отчете (ст. 15 ФЗ от 6 декабря 2021 года № 402).

  1. Данный фонд может быть создан в результате расчетов с юридическими и физическими лицами – покупателями за приобретенные товары, услуги или оплаченную работу. Авансы, перечисленные поставщикам, не включаются в резервные суммы.
  2. После создания резерва руководство и/или бухгалтерия организации должны постоянно мониторить динамику задолженностей, так как их состояние может измениться, а резервный фонд должен отражать действительное положение вещей (аналитический подход).
  3. В бухучете задолженность может быть признана безнадежной по регламенту ст. 266 НК РФ (как для налогового учета). В остальном лимита на сроки и размеры резервного фонда по задолженностям нет.
  4. Если встал вопрос о том, какой порядок учета для резервных активов применить, бухгалтерский или налоговый, следует руководствоваться следующими факторами:
    • если разночтения касаются временной разницы соотнесения сроков задолженности (для бухучета это полное непогашение в течение 45 дней после истечения временных ограничений), то разница приведет к отложениям налоговых активов, то есть вычитаемых временных промежутков по тем или иным количествам средств (п. п. 8, 11, 14 ПБУ 18/02, утв. Приказом Минфина РФ от 19.11.2021 г. № 114н);
    • если сумма отчислений в резервный фонд по бухучету превышает установленный налоговым учетом 10 % барьер, то фирма будет оперировать постоянными финансовыми разницами (п. п. 4, 7 ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина РФ от 19.11.2021 г. № 114н).

Первый тип резервов, который может создавать компания, — это резерв по сомнительным долгам. Представим ситуацию: компания заключила договор с покупателем и отгрузила товар. Однако контрагент не произвел оплату в срок, а обеспечение задолженности не предусматривалось. Такая задолженность переходит в категорию сомнительной. Согласно ст. 266 НК РФ, организация-кредитор может создать резерв по такому долгу и принять эту сумму в качестве внереализационного расхода в текущем отчетном/налоговом периоде. Величина средств, которую разрешается учесть, определяется в ходе инвентаризации задолженности покупателей на отчетную дату.

Резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском учете следует определять исключительно по каждому обязательству. То есть отдельно по каждому договору или соглашению, по которому возникают риски невозврата или уже числится просроченная задолженность.

  1. Образовался в процессе реализации продукции или оказания услуг (работ).
  2. Не обеспечен залоговыми обязательствами, банковскими гарантиями либо поручительством.
  3. Срок погашения данного обязательства нарушен (просрочен) либо велик риск образования просрочки.
  • со сроком возникновения свыше 90 календарных дней в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;
  • со сроком возникновения от 45 до 90 календарных дней (включительно) в сумму резерва включается 50 процентов от суммы задолженности;
  • со сроком возникновения до 45 дней — не увеличивает сумму создаваемого резерва.

Сумма резерва не может превышать норматив (п. 4 ст. 266 НК РФ), т.е. не может превышать 10 процентов от выручки отчетного (налогового) периода.

  • в виде задолженности заемщика по возврату выданного вами займа — по строке 1240 баланса за минусом резерва;
  • в виде другой сомнительной задолженности, в т.ч. задолженности заемщика по уплате процентов по займу, — по строке 1230 баланса за минусом резерва.

Отчисления в резерв по сомнительным долгам отражаются по строке 2350 «Прочие расходы» отчета о финансовых результатах (п. 11 ПБУ 10/99).

Резерв по сомнительным долгам: порядок создания и расчет отчислений

  1. Этап 1: Определение платежеспособности должника. Для начала определяется насколько должник платежеспособен. Для этого собирается вся информацию о должнике, проводится анализ данной информации, а затем самостоятельно принимается решение о его платежеспособности.
  2. Этап 2: Определение критериев неплатежеспособности. На втором этапе определяются критерии неплатежеспособности, которые прописываются в учетной политике. Это можно сделать следующим образом: «При оценке дебиторской задолженности на предмет создания резерва по сомнительным долгам учитывать срок задолженности, а также сумму долга».
  3. Этап 3: Формирование резерва. Резерв формируют руководствуясь ПБУ 21/2021, п.2, п.3.
  4. Этап 4: Отражение в бухучете соответствующими проводками формирование резерва.
  5. Этап 5: Списание безнадежной задолженности, руководствуясь ПБУ п.77
  6. Этап 6: Оформление приказа. Факт создания резерва сопровождается оформлением приказа.

В декларации по налогу на прибыль за 2021 год (утв. приказом ФНС России от 26.11.2021 № ММВ-7-3/600@) сумма отчислений в резерв (70 000,00 руб.) отражается в общей сумме внереализационных расходов по строке 200 Приложения № 2 к Листу 02.

  • Срок оплаты долга покупателями, установленный в настройках параметров учета (рис. 1). Доступ к параметрам учета осуществляется по одноименной гиперссылке из раздела Администрирование;
  • Установлен срок оплаты по договору — в форме договора с контрагентом (рис. 2).

Отчисления в резерв по сомнительным долгам являются изменением оценочного значения (п. 4 ПБУ 21/2021). Изменения оценочных значений отражаются в бухучете в составе расходов того отчетного периода, в котором эти изменения произошли. Таким образом, отчисления в резерв нужно отражать в бухучете с той периодичностью, с которой организация формирует бухгалтерскую отчетность, (ст. 15 Закона от 6 декабря 2021 г. № 402-ФЗ).

По результатам инвентаризации организация вправе скорректировать резерв в связи с пересчетом дебиторской задолженности по официальному курсу Банка России на отчетную дату. Это следует из пункта 3.54 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49. Если организация не скорректирует сумму резерва по задолженности, выраженной в иностранной валюте, величина реальной дебиторской задолженности будет искажена. Ведь в бухгалтерской отчетности дебиторская задолженность отражается за вычетом резерва по сомнительным долгам. Тем самым достигается достоверность информации о деятельности организации и ее имущественном положении (п. 1 ст. 13 Закона от 6 декабря 2021 г. № 402-ФЗ, п. 35 ПБУ 4/99).

Особенности создания и распоряжения резерва по сомнительным долгам законодательно однозначно не регламентированы. Организации должны самостоятельно разработать соответствующие положения и закрепить их во внутренних нормативных актах. При этом нужно учитывать общепринятые особенности регламентации финансовых резервов фирмы.

  1. Основание создания – для этого типа резерва им послужат результаты проведенной в последний отчетный день инвентаризации дебиторских задолженностей.
  2. Размер резервных отчислений – для каждого неплательщика определяется по отдельности (аналитический учет сомнительных долгов). При этом учитывается состоятельность каждого партнера (реальные финансовые перспективы и возможности в полной или частичной отдаче долга).
  3. Способ создания резерва может выбираться организацией самостоятельно исходя из специфики деятельности и нюансов самой задолженности. Выделяют три возможных способа создания резервного фонда по сомнительным долгам:
    • интервальный – величина резервных отчислений рассчитывается каждый расчетный период (месяц, квартал) путем вычисления процента от суммы задолженности, который может меняться в зависимости от степени просрочки выплаты;
    • экспертный – оценивается величина долга, которая не будет выплачена в положенный срок, отдельно по каждому должнику, это и будет суммой резервных отчислений;
    • статистический – учитываются данные по безнадежным долгам сразу за несколько отчетных периодов по разным видам задолженностей.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Выбранный способ и особенности расчета организация должна зафиксировать в своей учетной политике. Для каждого вида нужно прописать соответствующие условия. Например, для интервального метода должен быть указан период учета и процент отчислений (не обязательно совпадающий с применяемым в налоговом учете); для экспертного – критерии состоятельности должника и т.п.

Резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском учете

Для отражения сомнительных долгов в балансовом учете предназначена строка 1230. В ней отражается сумма долгов за вычетом созданного по ним резерва.

Создание или доначисления в резерв проходят по строке 2350 финансового отчета («Прочие расходы»).

Отдельно остаток на счете 63 «Резервы по сомнительным долгам» в балансе не отображается, просто соответственно уменьшается общая величина дебиторской задолженности.

В налоговом учете отражать сомнительные задолженности и резерв по ним не обязательно. Но если бухгалтерия сочтет нужным это делать, это право обеспечивается и регламентируется ст. 266 НК РФ.

При налогообложении определение сомнительной и безнадежной задолженности ничем не отличается от бухгалтерских целей. Подробную разницу мы рассматривали выше. Отличается сама процедура создания и изменения в резерве по таким задолженностям:

  • если срок задолженности превышает 3 месяца, то сумма резерва будет полностью эквивалентна сумме долга;
  • если время оплаты долга просрочено на период от 45 до 90 дней, в резерв можно внести только половину суммы;
  • до 45-дневной просрочки долга вносить изменения в резерв не разрешается.

По каждой сомнительной задолженности должен постоянно вестись аналитический учет для оперативной реакции в случае изменения финансовой ситуации должника.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В налоговом учете резерв по сомнительным долгам правомерно применять исключительно на покрытие убытков по списанным безнадежным задолженностям.

В налоговом учете создание резерва по сомнительным долгам – право организации. Если принято решение создавать резерв, то в НК РФ довольно четко прописан алгоритм его формирования. Бухгалтерский резерв обязаны создавать все, у кого есть непогашенная задолженность, которая, по мнению компании, не будет оплачена. Порядок расчета отчислений в резерв нужно разработать самостоятельно и прописать в учетной политике для целей бухгалтерского учета.

Источники:

  • Налоговый кодекс РФ
  • постановление Госкомстата России от 18.08.1998 № 88
  • положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н
  • ПБУ 18/02, утв. приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н

Резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском учете следует определять исключительно по каждому обязательству. То есть отдельно по каждому договору или соглашению, по которому возникают риски невозврата или уже числится просроченная задолженность.

ВАЖНО! Такая дебиторская задолженность должна быть подтверждена инвентаризацией расчетов. Иными словами, бухгалтерия обязана подтвердить обязательства специальным актом сверки взаиморасчетов.

Каждая компания самостоятельно определяет порядок расчета таких резервных фондов. Данный алгоритм следует закрепить в учетной политике компании либо отдельным локальным актом.

Отметим, что в бухучете предельной величины для резервного фонда по сомнительной задолженности не установлено. Однако в налоговом учете лимит регламентирован — до 10 % от суммы полученной выручки за квартал, полугодие или 9 месяцев либо год (п. 4 ст. 266 НК РФ).

Чтобы снизить или исключить расхождения между данными налогового и бухгалтерского учета, допустимо использовать порядок определения величины резервных фондов, определенный для расчета по налогу на прибыль (п. 4 ст. 266 НК РФ).

Алгоритм создания:

  1. Если сомнительной задолженности менее 45 дней, то резерв не создается.
  2. Просрочка более 45 дней, но менее 90 дней — сумма РФ до 50 % от величины просроченной дебиторской задолженности.
  3. Обязательства просрочены более чем на 90 дней — создается РФ на полную сумму задолженности.

Неиспользованные средства резервов подлежат списанию в конце календарного года.

Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете 2021

Если в компании в 2017 году был создан резервный фонд, но в течение 2018-го он не был израсходован — при оформлении баланса нужно будет оставшиеся деньги присоединить к финрезультатам на конец года (включить во внереализационные доходы).

Пункт 5 статьи 266 Налогового кодекса РФ требует корректировать сумму резерва на 2020 год на сумму неиспользованного за 2018-й. Однако так поступать нужно только в том случае, если принято решение перенести оставшиеся с 2018 года резервные суммы на 2020-й. Если же такой перенос не запланирован, то суммы, учтенные в 2018 году как внереализационные расходы, придется включить в состав внереализационных доходов (п. 7 ст. 250 НК РФ).

Чтобы создать резерв по сомнительным долгам в налоговом учете, нужно выполнить следующие действия.

Во-первых, убедитесь, что можете создать резерв. Резерв может быть создан, если для расчета налога на прибыль организация применяет метод начисления.

Во-вторых, отразите в учетной политике. Образец приведен ниже.

См. также: Учетная политика на 2021 год: образец

В-третьих, определите сумму отчислений. Как это сделать, установлено статьей 266 НК РФ.

В-четвертых, спишите безнадежный долг.

В-пятых, если будете создавать резерв в следующем периоде, перенесите остаток резерва на следующий период. Если нет – остаток резерва включите в доходы.

Создание резерва оформите приказом. Образец приказа смотрите ниже.

Чтобы создать резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете в 2021 году, используйте следующую схему действий.

1. Определите платежеспособность должника. Для это нужно:

  • собрать всю доступную информацию о должнике;
  • проанализировать эту информацию и принять решение о его платежеспособности.

2. Определите критерии неплатежеспособности должников. Закрепите их в учетной политике. Образец ниже.

3. Сформируйте резерв. Порядок установлен пунктом 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности и пунктов 2 и 3 ПБУ 21/2008.

Теперь поговорим, как отразить резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете 2021 на счетах бухучета.

1. Создание резерва по сомнительным долгам:

2. Контрагент погасил задолженность:

Дт 51 (50) Кт 62 (71, 73, 76. )

3. Если контрагент погасил задолженность, восстановите резерв:

Если вы создадите резерв только в бухучете, а в налоговом его создавать не будете, нужно отразить временную разницу. Временная разница приводит к образованию отложенного налогового актива, который уменьшит налог на прибыль в последующих периодах (п. 11 ПБУ 18/02). Его отражают проводкой:

Дт 09 Кт 68 с/сч «Расчеты по налогу на прибыль».

При восстановлении или использовании резерва нужно погасить (уменьшить) и отложенный налоговый актив:

Дт 68 с/сч «Расчеты по налогу на прибыль» Кт 09

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое

Мы показали, как создавать резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете 2021. В налоговом учете с 2021 года изменился размер резерва.

Когда нужно создавать резерв в бухгалтерском учете

Резерв по сомнительной задолженности в бухучете обязательно нужно создавать. Это делают в том периоде, в котором при инвентаризации выявили сомнительную задолженность. Это задолженность, которая с большой вероятностью контрагент не погасит.

Особенности формирования резерва по сомнительным долгам в 2021 году

Периодичность отчислений в резерв зависит от сроков формирования бухгалтерской отчетности. Отчисления в резерв по сомнительным долгам являются изменением оценочного значения (п. 4 ПБУ 21/2008). Изменения оценочных значений отражаются в бухучете в составе расходов того отчетного периода, в котором эти изменения произошли. Таким образом, отчисления в резерв нужно отражать в бухучете с той периодичностью, с которой организация формирует бухгалтерскую отчетность (ст. 15 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Чтобы сформировать резерв, сначала надо определить объем каждой сомнительной задолженности с учетом того, погасит ее контрагент или нет. Скажем, контрагент вовремя не заплатил 5 600 000 руб. и у вас нет никаких гарантий, что этот долг он погасит. Тогда нужно создать резерв на всю сумму долга (5 600 000 руб.). Сумму отчислений будет меньше, когда известно, что дебитор ведет переговоры для реструктуризации долгов и его платежеспособность может восстановиться.

Порядок формирования резерва закрепляют в учетной политике для целей бухучета.

Образец учетной политики:

Учетная политика для целей бухгалтерского учета

30. Отчисления в резерв по сомнительным долгам производятся ежеквартально.

Основание: пункт 70 положения, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г.
№ 34н, пункты 6 и 7 ПБУ 1/2008.

31. При оценке дебиторской задолженности на предмет необходимости создания резерва по
сомнительным долгам учитываются следующие обстоятельства:
а) нарушение должником сроков исполнения обязательства;
б) отсутствие обеспечения долга (залогом, задатком, поручительством, банковской гарантией и
т. п.);
в) возбуждение процедуры банкротства в отношении должника.

32. В зависимости от наличия обстоятельств, перечисленных в п. 31 учетной политики, резервы
по сомнительным долгам создаются в следующих размерах.

В случае наличия информации, подтверждающей отсутствие возможности исполнения обязательства должником, резерв по сомнительным долгам создается в размере 100% независимо от периода просрочки и иных обстоятельств. Решение о создании резерва в таком случае утверждается руководителем.

Резерв по сомнительным долгам – это оценочное значение. Когда его создают, увеличивают или уменьшают, в бухучете признают расходы или доходы (п. 4 ПБУ 21/2008).

Резерв формируют на счете 63 «Резервы по сомнительным долгам». Отчисления в него списывают на прочие расходы (п. 11 ПБУ 10/99). Вот проводки:

ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы» КРЕДИТ 63

  • создали (увеличили) резерв по сомнительным долгам.

Контрагент может полностью или частично погасить задолженность, по которой ранее создали резерв. Тогда придется восстановить часть резерва, которая относится к этой задолженности:

ДЕБЕТ 51 (50) КРЕДИТ 62 (71, 73, 76. )

ДЕБЕТ 63 КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы»

  • восстановили часть резерва, которая относится к погашенной дебиторской задолженности.

На создание резерва издают приказ руководителя:

Компания отгрузила продукцию на 1 200 000 руб. Оплата от покупателя не поступила. По информации продавца покупатель находится на грани банкротсва и вряд ли погасит свой долг. Так что в резерв делают отчисления в размере полной стоимости отгруженной продукции. В учете бухгалтер отразит:

ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы» КРЕДИТ 63

– 1 200 000 руб. – создали резерв по сомнительным долгам;

ДЕБЕТ 09 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»

– 240 000 руб. (1 200 000 руб. × 20%) – отразили отложенный налоговый актив.

В бухгалтерской отчетности дебиторскую задолженность показывают за вычетом образованного резерва. Информацию о созданном резерве приводят в пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах (п. 35 ПБУ 4/99).

Как формировать резерв в налоговом учете

В налоговом учете резерв по сомнительным долгам не обязательно создают. Это остается на усмотрение компании. Если она решила формировать резерв, об этом делают запись в учетной политике:

Сомнительными для целей создания резерва признаются любые долги перед организацией, возникшие в связи с реализацией товаров (работ, услуг), непогашенные в установленные сроки и не обеспеченные залогом, банковской гарантией или поручительством. Об этом сказано в пункте 1 статьи 266 Налогового кодекса РФ.

Первый тип резервов, который может создавать компания, — это резерв по сомнительным долгам. Представим ситуацию: компания заключила договор с покупателем и отгрузила товар. Однако контрагент не произвел оплату в срок, а обеспечение задолженности не предусматривалось. Такая задолженность переходит в категорию сомнительной. Согласно ст. 266 НК РФ, организация-кредитор может создать резерв по такому долгу и принять эту сумму в качестве внереализационного расхода в текущем отчетном/налоговом периоде. Величина средств, которую разрешается учесть, определяется в ходе инвентаризации задолженности покупателей на отчетную дату.

На практике встречаются ситуации, когда вы имеете встречное обязательство перед контрагентом. В учете одновременно возникают дебиторская и кредиторская задолженности. Сомнительным долгом здесь может выступать только та часть, которая превышает ваше обязательство перед контрагентом.

Резерв сомнительных долгов в налоговом учете в 2021 году формируется в зависимости от числа дней просрочки оплаты:

  • более 90 дней: на всю сумму задолженности;
  • от 45 до 90 дней (включительно): на сумму, равную 50 % от долга;
  • менее 45 дней: задолженность не включается в сумму резерва.

Предприятия, реализующие товары или осуществляющие работы, зачастую несут ответственность за дальнейшее гарантийное обслуживание в течение определенного срока. Таким лицам разрешается формировать для данных целей резервы предстоящих расходов в налоговом учете. Это касается тех случаев, когда гарантия официально закреплена в договоре с клиентом. Максимальную величину резерва необходимо отразить в учетной политике.

Резерв начисляется при продаже товаров или работ. В этот же момент он включается в состав расходов (ст. 267 НК РФ). Размер резервируемой суммы ограничен и рассчитывается следующим образом:

  1. определяется доля фактических издержек на ремонт по гарантии и обслуживание в выручке от продаж данных товаров/работ за три предыдущих года (без НДС);
  2. исчисленная доля умножается на текущую выручку от реализации данных товаров и услуг за отчетный (налоговый) период.

Полученное значение и будет являться предельным значением резерва, который можно отнести на расходы. Если товары или работы с гарантией реализуются менее чем в течение трех лет, следует взять данные за фактические сроки их продажи. Если же такие реализации производятся впервые, за лимит принимается потенциальный размер расходов на обслуживание и ремонт.

Издержки на ремонт и обслуживание относятся к категории прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

Все затраты, связанные с гарантией, списываются за счет резерва. Та часть, которая не израсходована полностью, переносится на следующий налоговый период. По его окончании величина вновь формируемого резерва сопоставляется с остатком. Если вы получаете меньшую сумму, то разность требуется учесть как внереализационный доход.

Когда вы прекращаете продажу продукции/работ с гарантией, весь оставшийся не использованным резерв следует отнести на доходы.

Как создать и использовать резерв по сомнительным долгам

Еще один вид резервов, создаваемых предприятиями, это резервы по отпускам (ст. 324.1 НК РФ). Они формируются в текущем периоде для их последующего расходования. Порядок определения резервов под отпуска в налоговом учете нужно прописать в учетной политике. Налоговый кодекс не предусматривает обязательного алгоритма для их вычисления.

Начисление резерва отпусков в налоговом учете осуществляется ежемесячно, а процент отчислений берется исходя из отношения планируемых расходов по отпускам, включая взносы, к планируемым расходам на оплату труда. Определить такие затраты можно, например, исходя из соответствующих издержек прошедшего периода. Полученная доля умножается на фактический объем расходов на оплату труда.

Расходы на создание резервов по отпускам следует относить на тот счет учета, где указывается заработная плата работника. Таким образом, выделяются группы: сотрудники производства, администрации и т.д.

В конце налогового периода бухгалтер производит инвентаризацию резерва. Могут возникнуть две ситуации: либо зарезервированных средств будет недостаточно, либо они будут недоиспользованы. Теоретически выплачиваемые отпускные могут совпасть с заранее подсчитанным резервом. Однако поскольку он формируется на основе плана, такой вариант маловероятен.

  1. Если зарезервированных сумм не хватило на покрытие издержек по отпускам, эта разница учитывается как расход на оплату труда.
  2. Если в учете числится остаток, это значит, что сотрудники не полностью использовали свое право на отпуск. Здесь возможны два варианта:
    • когда вы не планируете создавать резерв в следующем году, остаток просто списывается как внереализационный доход;
    • если создание резерва по-прежнему целесообразно для предприятия, его остаток подлежит корректировке. Для этого сначала рассчитывается резерв по неиспользованным отпускам. Он равен произведению среднедневного заработка сотрудника и фактического числа неиспользованных дней отпуска. После этого определяется разница между остатком на отчетный день и уточненным резервом:

Помимо вышеуказанных Налоговым кодексом предусматривается создание и других резервов. К ним относятся, в частности, резервы по ремонту основных средств предприятия, а также резервы по предстоящим расходам на НИОКР. Отметим, что некоторые виды резервов, которые предусмотрены бухгалтерским учетом, не затрагивают налоговый учет. Резерв по незавершенным судебным делам является оценочным обязательством наряду с прочими расходами будущих периодов, однако не создается в налоговом учете и не включается в расчет базы по налогу на прибыль.

Еще одним различием резервов в бухгалтерском и в налоговом учете является то, что во втором случае их создание является правом плательщика. Для бухгалтерского учета резерв — это обязанность, закрепленная ПБУ. Она обусловлена необходимостью максимально достоверно отражать финансовое положение и результаты деятельности.


  • Налог
  • Бухгалтерский учет
  • Бухгалтерский баланс
  • Оборотные активы
  • Юридическое лицо
  • Бухгалтерская отчетность (финансовая отчетность)
  • Гражданско-правовой договор (ГПХ)

Сразу надо отметить самое главное отличие. В бухгалтерском учете компания обязана формировать резерв по сомнительным долгам и упоминать о нем в официальной отчетной документации. В налоговом же это является ее правом. Впрочем, многие предприятия с удовольствием пользуются им для снижения отчислений, что вполне логично.

Кроме того, можно выделить еще целый ряд особенностей, которыми обладает резерв по сомнительным долгам в налоговом и бухгалтерском учете. Чтобы представить их максимально наглядно, мы подробно опишем те положения, которые действуют в 2021 году.

Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете устанавливается компанией самостоятельной. Все правила его определения приводятся в соответствующем Положении (РФ № 34н). Согласно ему, у организации есть три основных способа, чтобы сформировать этот самый резерв полностью на законных основаниях:

  1. Оценка производится по всем имеющимся сомнительным долгам по отдельности. Для каждого из них предприниматель может определять именно ту сумму, которая либо не возвращается, либо будет погашена с просрочкой. Затем все эти показатели суммируются и включаются в отчетность.
  2. Резерв по сомнительным долгам формируется на основе аналитических данных за предыдущие отчетные периоды. Компания просто изучает дебиторские задолженности за последние 3-5 лет и определяет среднюю сумму, которая резервируется в соответствии с упомянутым выше Положением.
  3. Сумма отчислений в резерв рассчитывается в зависимости от просрочки погашения дебиторской задолженности. Этот способ используется не только в бухгалтерском, но и в налоговом учете, однако о последнем мы будем подробно рассказывать несколько ниже.

Конкретному предприятию необходимо выбрать один из вышеперечисленных способов, с помощью которого будет формироваться резерв по сомнительным долгам и обязательно отразить его в учетной политике. Кроме того, от нее потребуется определение таких критериев, как финансовые возможности должника и его показатели платежеспособности (при первом способе) либо процент и сроки отчислений (при третьем способе).

Любые изменения в учетную политику предприятия по его отношению к долгам нужно вносить предварительно, перед началом отчетного периода. При этом следует учитывать, во-первых, специфические особенности компании, а во-вторых, влияние суммы резерва на общий баланс вашей деятельности. Ведь она в любом случае уменьшает чистые активы, тем самым может негативно отразиться на репутации организации.

Резерв по сомнительным долгам: учет в «1С:Бухгалтерии 8»

В налоговом учете средства по просроченным долгам резервируются в соответствии с действующим законодательством (статья 266 пункт 3 Налогового кодекса). При этом в учетной политике совершенно не обязательно отображать способ его расчета (так как он всего один для любых ситуаций) – достаточно упомянуть лишь факт наличия зарезервированных средств. Кроме того, важно успеть принять решение о формировании резерва до начала отчетного периода – дальнейшему изменению оно уже не подлежит.

В методических указаниях, регулирующих проведение инвентаризации финансовых обязательств компании и ее имущества, приводятся и требования к мониторингу сомнительных долгов в бухгалтерском учете. Он в обязательном порядке должен применяться к каждой дебиторской задолженности, что позволит своевременно внести изменения в учетную политику и зарезервировать средства. Кроме того, следует регулярно проводить проверку использования этих денег. Процесс инвентаризации должен осуществляться непосредственно перед началом каждого очередного отчетного периода.

Кроме того, даже если дебиторская задолженности была списана, необходимо в течение пяти лет отслеживать имущественное состояние должника с тем, чтобы своевременно выявить возможности погашения сомнительного долга.

Резерв по сомнительным долгам формируйте в следующем порядке. Сначала определите объем каждой отдельной сомнительной задолженности. Резерв нужно будет сформировать для каждого такого случая. При этом его размер определяйте также с учетом оценки финансового состояния должника и вероятности погашения обязательств полностью или частично. Ведь величина резерва по сомнительным долгам – это оценочное значение. Включать в него всю сумму сомнительного долга не обязательно.

Такой порядок предусмотрен пунктом 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности, а то, как определить размер резерва, следует из пунктов 2 и 3 ПБУ 21/2008.

Так, например, если контрагент вовремя не заплатил 1 000 000 руб. и у вас нет никаких гарантий,что этот долг будет погашен, вам нужно создать резерв. Размер его при этом может быть максимальным (1 000 000 руб.), когда у вас, допустим, есть точная информация о начале процедуры банкротства должника. Или же сумма может быть меньше, когда известно, что дебитор ведет переговоры для реструктуризации других долгов и его платежеспособность может восстановиться. Если есть информация, что в итоге должник сможет вернуть 600 000 руб., то резерв создайте на 400 000 руб. Точнее оценить возможные риски помогут специалисты вашей финансовой службы, или, если таких нет, можно обратиться к сторонним оценщикам.

Порядок формирования резерва разработайте самостоятельно и закрепите в учетной политике для целей бухучета.

Ситуация: можно ли в бухучете формировать резерв по сомнительным долгам в порядке, установленном налоговым законодательством?

Нет, нельзя.

Ведь создают эти резервы в разные моменты и по разным основаниям. Есть принципиальные отличия, которые не позволяют применять правила налогового учета в бухгалтерском.

В частности, вот основные отличия между бухгалтерским и налоговым учетом резервов по сомнительной задолженности:

Правила, по которым формируют резерв в бухучете Правила, по которым формируют резерв в налоговом учете
Создавать резерв при наличии сомнительной задолженности обязаны все, в том числе и малые предприятия (абз. 1 п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности) Решение о создании резерва принимают самостоятельно. И только те, кто применяет метод начисления (п. 3 ст. 266 НК РФ)
Резерв создают по любой дебиторской задолженности (п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности) Резервы можно сформировать исключительно по дебиторской задолженности за товары, работы и услуги. Например, нельзя формировать резерв по договору займа (абз. 1 п. 1 ст. 266 НК РФ, письмо Минфина России от 12 мая 2009 г. № 03-03-06/1/318)
Для формирования резерва достаточно уверенности в том, что дебитор не сможет исполнить свои обязательства. При этом не важно, просрочено обязательство полностью или частично или сроки вовсе пока не нарушены (абз. 2 п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности) Резервируют только те обязательства, что уже просрочены (п. 1 ст. 266 НК РФ)

Таким образом, разница в методологии учета резервов по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете не позволяет формировать в бухучете резервы по правилам статьи 266 Налогового кодекса РФ.

Резерв по сомнительным долгам в бухучете – это оценочное значение. Когда его создают, увеличивают или уменьшают, в бухучете признают соответственно расходы или доходы. Об этом сказано в пункте 4 ПБУ 21/2008.

Отчисления в резерв по сомнительным долгам учитывают в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99). Операции, связанные с созданием и использованием резерва по сомнительным долгам, отражают на счете 63 «Резервы по сомнительным долгам»:

Дебет 91-2 Кредит 63

– создан (увеличен) резерв по сомнительным долгам.

Контрагент может погасить задолженность, по которой ранее создали резерв, полностью или частично. Тогда восстановите часть резерва, которая относится к этой задолженности:

Дебет 51 (50) Кредит 62 (71, 73, 76…)

– погашена задолженность контрагента;

Дебет 63 Кредит 91-1

– восстановлен резерв в части погашенной дебиторской задолженности.

Аналитический учет дебиторской задолженности по счету 62 (58-3, 71, 73, 76…) организуйте таким образом, чтобы была возможность получить всю необходимую информацию о задолженности, которая не оплачена в срок. Такие требования установлены Инструкцией к плану счетов.

Ситуация: как отразить разницу между бухгалтерским и налоговым учетом, если в налоговом учете резерв по сомнительным долгам не создавался?

Разницу отразите как временную.

Отчисления в резерв по сомнительным долгам отражают в составе прочих расходов с использованием счета 91 «Прочие доходы и расходы». В бухучете созданный резерв уменьшает бухгалтерскую прибыль отчетного периода.

Если в налоговом учете резерв не создают, то, соответственно, расходов в отчетном налоговом периоде не возникает. Поэтому между бухгалтерской прибылью (убытком) и налогооблагаемой возникает разница (п. 3 ПБУ 18/02).

Расходы, связанные с созданием резерва в текущем отчетном периоде, оказывают влияние на прибыль (убыток) в будущем, когда задолженность погасят или спишут как безнадежную. Следовательно, возникает временная разница (п. 8 ПБУ 18/02).

Временная разница приводит к образованию отложенного налогового актива, который уменьшит налог на прибыль в последующих периодах (п. 11 ПБУ 18/02).

В бухучете отложенный налоговый актив отразите проводкой:

Дебет 09 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»

– отражен отложенный налоговый актив.

В дальнейшем созданный резерв может быть:

  • восстановлен, если погашена задолженность. Тогда восстановленный резерв включайте в состав прочих доходов на счете 91 «Прочие доходы и расходы»;
  • восстановлен, если до конца года обязательство дебитор так и не погасит, но долг безнадежным признать еще нельзя (абз. 4 п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности). Сумму восстановленного резерва включите в состав прочих доходов на счет 91 «Прочие доходы и расходы»;
  • использован, когда за счет резерва спишете безнадежную дебиторскую задолженность(п. 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности).

Одновременно с восстановлением ранее возникшая временная разница будет уменьшена или полностью погашена. Следовательно, будет уменьшаться или полностью погашаться отложенный налоговый актив. Такой порядок следует из пункта 17 ПБУ 18/02 и пункта 18 ПБУ 10/99.

Погашение (уменьшение) отложенного налогового актива в учете отразите проводкой:

Дебет 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 09

– погашен (уменьшен) отложенный налоговый актив.

Пример создания резерва по сомнительным долгам в бухучете. В налоговом учете резерв не создается

Согласно договору поставки ООО «Производственная фирма «Мастер»» должно производить оплату ООО «Альфа» за поставленный товар в течение 30 дней с даты отгрузки. 15 мая «Альфа» отгрузила товар в адрес «Мастера» на сумму 1 200 000 руб. По состоянию на 15 июня оплата от «Мастера» в адрес «Альфы» не поступила. Согласно оценке вероятности погашения долга «Альфа» принимает решение, что задолженность «Мастера», не обеспеченная гарантией и не оплаченная по договору в срок, является сомнительной и по ней должен быть создан резерв в полной сумме. В налоговом учете создание резерва по сомнительным долгам не предусмотрено.

Резерв по сомнительным долгам: особенности формирования в бухгалтерском учете

В бухгалтерской отчетности дебиторскую задолженность показывайте за вычетом образованного резерва. Информацию о созданном резерве раскрывайте в пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах. Такой порядок установлен пунктом 35 ПБУ 4/99.

О том, как учитывать создание резерва при налогообложении прибыли, см. Как в налоговом учете создать резерв по сомнительным долгам.

Если в бухучете организация создает резерв по сомнительным долгам, то безнадежную задолженность списывайте только за счет этого источника.

Порядок списания

Безнадежную дебиторскую задолженность списывайте в следующем порядке:

  • соберите все документы, которые позволяют признать задолженность безнадежной (первичные документы, договоры, письма с претензиями к должнику, выписки из ЕГРЮЛ или справки налоговой инспекции о ликвидации должника, решения суда и другие документы);
  • проведите инвентаризацию дебиторской задолженности и определите задолженность контрагентов, по которой истек срок исковой давности (которая является нереальной для взыскания по иным основаниям);
  • подготовьте бухгалтерскую справку с обоснованием необходимости списания задолженности;
  • оформите приказ руководителя о списании дебиторской задолженности.

Такой порядок предусмотрен пунктом 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности.

Бухучет: использование резерва

Операции, связанные с созданием и использованием резерва по сомнительным долгам, учитываются на счете 63 «Резервы по сомнительным долгам».

В бухучете списание дебиторской задолженности за счет резерва по сомнительным долгам отразите проводкой:

Дебет 63 Кредит 62 (71, 73, 76…)

– списана безнадежная дебиторская задолженность за счет созданного резерва.

Использовать резерв можно только в пределах зарезервированных сумм. Если в течение года сумма расходов на списание безнадежной задолженности превысит размер созданного резерва, разницу отразите в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99).

При списании разницы сделайте проводку:

Дебет 91-2 Кредит 62 (71, 73, 76…)

– списана безнадежная дебиторская задолженность, не покрытая резервом.

Списание безнадежного долга не является аннулированием задолженности. Поэтому в течение пяти лет с момента списания отражайте ее за балансом на счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» (Инструкция к плану счетов):

Дебет 007

– отражена списанная дебиторская задолженность.

В течение этого периода следите за возможностью ее взыскания при изменении имущественного положения должника (п. 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности).

Пример отражения в бухучете использования резерва по сомнительным долгам

ЗАО «Альфа» ежеквартально проводит инвентаризацию дебиторской задолженности и производит отчисления в резерв по сомнительным долгам в бухучете.

Неиспользованный остаток резерва по сомнительным долгам за I квартал 2013 года составил 45 400 руб.

По результатам инвентаризации на 30 июня 2013 года в учете организации числилась:

1) сомнительная дебиторская задолженность организаций:

  • ООО «Торговая фирма «Гермес»» – 170 700 руб. Срок погашения задолженности – 9 апреля 2013 года, срок задержки составил 82 дня;

2) безнадежная задолженность ОАО «Производственная фирма «Мастер»» в размере 45 400 руб. Во II квартале задолженность «Мастера» была признана безнадежной в связи с ликвидацией организации-должника (подтверждено выпиской из ЕГРЮЛ). На 30 июня 2013 года срок задержки по задолженности составлял 379 дней. Ранее сумма задолженности была полностью учтена при формировании резерва.

По результатам инвентаризации на 30 июня 2013 года бухгалтер «Альфы» включил в резерв по сомнительным долгам долг «Гермеса» в сумме 170 700 руб.

Безнадежный долг «Мастера» был полностью списан за счет резерва.

В бухучете «Альфы» резерв был сформирован в размере 170 700 руб.

С учетом остатка резерва на 31 марта 2013 года и списанного безнадежного долга «Мастера» дополнительная сумма расходов на формирование резерва во II квартале 2013 года составила:
45 400 руб. + 170 700 руб. – 45 400 руб. = 170 700 руб.

30 июня 2013 года бухгалтер «Альфы» сделал следующие проводки:

Резервы по сомнительным долгам относятся к оценочным резервам. Оценочные резервы в бухгалтерском учете учитывают отклонения в оценке активов (к коим относится и дебиторская задолженность) и обязательств. Благодаря оценочным резервам, показатели бухгалтерской отчетности корректируются и тем самым отражают реальное финансовое состояние организации.

Правила признания и раскрытия в бухгалтерской отчетности организаций информации об изменениях оценочных значений регулируется ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений», утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н (далее — ПБУ 21/2008).

Порядок формирования резервов по сомнительными долгам установлен Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н (далее — Положение).

В соответствии с пунктом 70 Положения организация создает резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной. Таким образом, создание резервов сомнительных долгов в бухгалтерском учете является обязанностью, а не правом для всех организаций без исключений. При этом при расчете резервов нужно учитывать всех дебиторов, в том числе поставщиков по выданным авансам и заемщиков.

Сомнительной считается дебиторская задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями. Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично. Критерий квалификации конкретного долга как сомнительного каждая организация определяет самостоятельно. Для признания долга сомнительным организации необходимо иметь подтверждающие документы, свидетельствующие о неплатежеспособности контрагента. Это могут быть выписка из ЕГРЮЛ с информацией о возможной ликвидации, данные бухгалтерской отчетности дебитора, информация об арбитражных решениях с участием контрагента, заявление о начавшейся процедуре банкротства и т.д. В конечном итоге вывод о квалификации задолженности в качестве сомнительной основывается на профессиональном суждении бухгалтера.

Резерв следует формировать после того, как будет проведена сверка и инвентаризация расчетов с дебиторами. Законодательные и нормативные акты по бухгалтерскому учету не дают ответа на вопрос, как часто надо создавать и корректировать резервы, поэтому периодичность создания резервов организация устанавливает самостоятельно. В любом случае, создавать резервы нужно не реже периодичности составления отчетности для пользователей.

Порядок создания и использования резерва организация также определяет самостоятельно и закрепляет в бухгалтерской учетной политике.

Для бухгалтерского учета резервов применяется счет 63 «Резервы по сомнительным долгам». Аналитический учет ведется по каждому сомнительному долгу. Создание резерва отражается записью по кредиту счета 63 в корреспонденции со счетом 91.02 «Прочие расходы».

Поскольку величина резерва по сомнительным долгам является оценочным значением, то эта величина может быть изменена в связи с появлением новой информации. Изменение оценочного значения подлежит признанию в бухгалтерском учете путем включения в доходы или расходы организации. Увеличение резерва отражается записью по дебету счета 91.02 и кредиту счета 63, а уменьшение — записью по дебету счета 63 и кредиту счета 91.01 «Прочие доходы».

Если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам (абз. 5 п. 70 Положения). Неизрасходованные суммы резервов списываются записью по дебету счета 63 и кредиту счета 91.01. При этом на основании вновь проведенной инвентаризации, если задолженность продолжает оставаться сомнительной, создается новый резерв.

В бухгалтерском балансе остатки по счету 63 не показываются, а величина дебиторской задолженности, по которой образован резерв, отражается за вычетом суммы резерва.

При этом на ту же величину уменьшается нераспределенная прибыль (п. 35 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утв. приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н). Таким образом, пользователи отчетности получают достоверную информацию о дебиторской задолженности, которая реальна к взысканию.

Что касается отчета о финансовых результатах, то отчисления в резервы по сомнительным долгам отражаются в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н).

Целью создания этого резерва в налоговом учете является возможность постепенного и равномерного учета затрат, которые возникают в связи с необходимостью списания не погашенной вовремя дебиторской задолженности.

Порядок формирования резервов по сомнительным долгам для целей налогообложения прибыли организаций регулируется статьей 266 НК РФ. В соответствии с пунктом 3 указанной статьи создание резерва по сомнительным долгам является правом, а не обязанностью налогоплательщика, поэтому формирование резервов определяется учетной политикой для целей налогообложения.

Сомнительным долгом для целей формирования резервов в налоговом учете признается дебиторская задолженность контрагента в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией. В письме № 03-03-06/2/150 от 29.09.2011 Минфин России уточняет, что не признаются сомнительными долгами в налоговом учете долги поставщиков (по поставке товаров (работ, услуг) или по возврату аванса), долги заемщиков, а также долги по уплате договорных санкций и оплате переданных имущественных прав (требований).

С 01.01.2017 величину сомнительной дебиторской задолженности в отношении каждого контрагента следует определять за вычетом кредиторской задолженности перед этим контрагентом (п. 1 ст. 266 НК РФ в ред. Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ).

Суммы резервов по сомнительным долгам определяются по результатам инвентаризации дебиторской задолженности, проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода.

Налогоплательщики, уплачивающие авансовые платежи исходя из фактической прибыли, выполняют расчет резервов на конец каждого месяца, остальные налогоплательщики — на конец каждого квартала (п. 3 ст. 266 НК РФ). Суммы отчислений в резервы включаются в состав внереализационных расходов (пп. 7 п. 1 ст. 265).

Величина резерва по сомнительным долгам зависит от срока сомнительной задолженности. При определении величины резерва в расчет принимаются (п. 4 ст. 266 НК РФ):

  • 100 % от суммы сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 календарных дней;
  • 50 % от суммы сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 календарных дней (включительно).

По сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 дней резерв не создается.

Отсчет срока возникновения производится относительно даты, на которую дебиторская задолженность признается сомнительной в соответствии с пунктом 2 статьи 266 НК РФ.

При создании резерва по сомнительным долгам налогоплательщик вправе учесть сумму сомнительной задолженности в размерах, предъявленных продавцом покупателю, включая сумму налога на добавленную стоимость (письмо Минфина России от 24.07.2013 № 03-03-06/1/29315).

В отличие от бухгалтерского учета налоговым законодательством установлено дополнительное ограничение на величину резерва. Напоминаем, что для целей нормирования резерва принимается в расчет выручка без НДС от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав (ст. 249 НК РФ). Что касается внереализационных доходов, то они в расчет норматива не включаются.

Начиная с 2017 года, порядок исчисления предельного размера резерва по сомнительным долгам изменен (ст. п. 4. ст. 266 НК РФ в ред. Федерального закона от 30.11.2016 № 405-ФЗ, далее — Закон № 405-ФЗ). По итогам года, как и раньше, предельный размер резерва не может превышать 10 % от выручки за указанный налоговый период. А вот по итогам отчетных периодов теперь нужно сравнивать две величины и выбирать из них наибольшую:

  • 10 % от выручки за предыдущий налоговый период (например, за 2016 год);
  • 10 % от выручки за текущий отчетный период (например, за первый квартал 2017 года).

На последнее число отчетного (налогового) периода сумма исчисленного резерва сравнивается с суммой остатка резерва, исчисленного на предыдущую отчетную дату:

  • если сумма резерва меньше, чем сумма остатка резерва, то разница подлежит включению во внереализационные доходы;
  • если сумма резерва больше, чем сумма остатка резерва, то разница подлежит включению во внереализационные расходы.

Под остатком резерва понимается разница между суммой резерва, исчисленного на предыдущую отчетную дату, и суммой безнадежных долгов, возникших после предыдущей отчетной даты (п. 5 ст. 266 НК РФ в ред. Закона № 405-ФЗ).

Если организация не вносит изменений в учетную политику за следующий налоговый период в части формирования резервов по сомнительным долгам (т. е. продолжает их создавать), то неиспользованная сумма резервов переносится на следующий налоговый период.

Если резерв на следующий период не создается, то остаток резерва включается во внереализационные доходы (п. 7 ст. 250 НК РФ).

Ввиду различий в правилах определения величины резервов в бухгалтерском учете и для целей налогообложения прибыли могут возникать разницы в оценке:

  • резервов, учитываемых на счете 63;
  • доходов и расходов, учитываемых на счете 91;
  • как следствие — прибылей и убытков, учитываемых на счете 99.

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль», утв. приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н (далее – ПБУ 18/02), эти разницы являются постоянными. Постоянные разницы, зафиксированные на счете 99, учитываются при расчетах по налогу на прибыль за соответствующий период: признается постоянное налоговое ��бязательство (ПНО) или постоянный налоговый актив (ПНА).

Сомневаетесь в должниках? Создавайте резерв!

Организация ООО «Перспектива» (исполнитель) заключила с ООО «Дельта» (заказчик) договор на оказание услуг. Договором установлен срок оплаты за оказанные услуги – не позднее 5 дней с даты подписания акта об оказании услуг.

ООО «Перспектива» применяет общую систему налогообложения, положения ПБУ 18/02, уплачивает НДС. Учетной политикой ООО «Перспектива» для целей налогообложения прибыли предусмотрено формирование резервов по сомнительным долгам.

И в бухгалтерском и в налоговом учете расчет резервов выполняется в конце каждого квартала.

02.11.2015 заказчику оказаны услуги на сумму 150 000 руб. (в том числе НДС 18 %), этим же днем подписан акт. В установленный срок оплата от покупателя не поступила.

Выручка от реализации ООО «Перспектива», учитываемая в целях налогообложения прибыли, составила:

  • за 2015 год – 700 000,00 руб.;
  • за I квартал 2016 года – 250 000,00 руб.;
  • за полугодие 2016 года – 500 000,00 руб.;
  • за 9 месяцев 2016 года – 750 000,00 руб.;
  • за 2016 год – 1 000 000,00 руб.;
  • в I квартале 2017 года выручки нет.

Прежде чем приступать к работе, пользователь должен выполнить настройки бухгалтерской учетной политики и параметров налогового учета. Для рассматриваемого примера в карточке договора с заказчиком необходимо указать срок оплаты по договору, как это показано на рисунке 1.

Для отражения в программе «1С:Бухгалтерия 8» редакции 3.0 операции по реализации услуг заказчику ООО «Дельта» используется стандартный документ учетной системы Реализация (акт, накладная) (раздел Продажи) с видом операции Услуги.

Для того, чтобы задолженность покупателя автоматически включалась в расчет резервов, в форме Расчеты (доступ к которой осуществляется по одноименной гиперссылке из формы документа реализации) реквизит Счет учета расчетов с контрагентом должен принимать значение 62.01 или 76.06.

По состоянию на 30.11.2015 сомнительная задолженность составляет 150 000,00 руб., но срок ее возникновения не превышает 45 календарных дней. Поэтому регламентная операция Расчет резервов по сомнительным долгам за ноябрь не делает движений по регистрам. Не рассчитывается и показатель Резервы по долгам в регистре сведений Доли списания косвенных расходов.

А вот по состоянию на 31.12.2015 срок возникновения задолженности уже находится в интервале от 45 до 90 календарных дней, поэтому при выполнении операции Расчет резервов по сомнительным долгам за декабрь рассчитывается резерв, и формируется бухгалтерская проводка:

Дебет 91.02 Кредит 63
– на сумму резерва, величина которого составляет 75 000,00 руб. (150 000,00 руб. х 50 %).

Для целей налогового учета по налогу на прибыль вводятся суммы в специальные ресурсы регистра бухгалтерии:

Сумма НУ Дт 91.02 и Сумма НУ Кт 63
– на сумму резерва с учетом ограничения, величина которого составляет 70 000,00 руб. (700 000,00 х 10 %);
Сумма ПР Дт 91.02 и Сумма ПР Кт 63
– на постоянную разницу, величина которой составляет 5 000,00 руб. (75 000,00 – 70 000,00 руб.).

Документ Регламентная операция с видом операции Расчет резервов по сомнительным долгам помимо движений по бухгалтерскому и налоговому учету также формирует запись в периодический регистр сведений Расчет резервов по сомнительным долгам, отражающий информацию о сомнительной задолженности и о начисленных резервах в бухгалтерском учете и для целей налогообложения прибыли.

Для документального подтверждения расчета по начислению и корректировке резерва по сомнительным долгам нужно сформировать справку-расчет к регламентной операции.

Это можно сделать:

  • из контекстного меню регламентной операции Расчет резервов по сомнительным долгам;
  • по кнопке Справки-расчеты из формы обработки Закрытие месяца;
  • из раздела Операции —> Закрытие периода, перейдя по гиперссылке Справки-расчеты и выбрав вариант Резервы по сомнительным долгам.

Отчет Справка-расчет резервов по сомнительным долгам можно формировать, выводя отдельно показатели бухгалтерского учета, показатели налогового учета или показатели бухгалтерского учета с постоянными и временными разницами (рис. 3). Показатели выбираются в настройках отчета, доступ к которому осуществляется по кнопке Показать настройки.

Согласно пункту 1 статьи 266 НК РФ (в ред. Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ, далее — Закон № 401-ФЗ) с 01.01.2017 величину сомнительной дебиторской задолженности в отношении каждого контрагента следует определять за вычетом кредиторской задолженности перед этим контрагентом. Однако, ни Налоговый кодекс, ни нормативные акты по бухгалтерскому учету не содержат четкого определения кредиторской задолженности. В бухгалтерском учете под кредиторской задолженностью понимается, по сути, любая начисленная задолженность перед кредитором, включая те обязательства, срок исполнения по которым еще не наступил (ПБУ 9/99, ПБУ 10/99).

В то же время из некоторых норм НК РФ можно сделать вывод, что под такой задолженностью для целей налогообложения понимаются обязательства налогоплательщика, которые не были им исполнены (погашены) в установленный срок (например, п. 18 ст. 250, пп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ).

В пользу этой точки зрения говорит и тот факт, что к сомнительной дебиторской задолженности относятся именно просроченные долги перед налогоплательщиком (п. 1 ст. 266 НК РФ). С одной стороны, логично было бы уменьшать этот сомнительный долг на просроченный долг перед контрагентом.

С другой стороны, до официальных разъяснений или уточнения норм безопаснее включать в кредиторскую задолженность все обязательства, включая те, срок исполнения по которым еще не наступил. Именно такой подход реализован в «1С:Бухгалтерии 8», начиная с версии 3.0.46.19. Для целей автоматического формирования резерва встречной кредиторской задолженностью, уменьшающей сомнительную дебиторскую задолженность в отношении контрагента, считается любая непогашенная задолженность перед данным контрагентом, в том числе, отраженная на счетах:

  • 60.01 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
  • 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»;
  • 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам;
  • 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Обращаем внимание, что в программе сомнительную задолженность может уменьшать только кредиторская задолженность, учтенная по договорам в рублях. Также следует иметь в виду, что теперь в программе сомнительная задолженность для расчета резервов определяется по-новому и в бухгалтерском учете. Поэтому организация должна отразить такое изменение в бухгалтерской учетной политике.

Изменим условия Примера 1 и посмотрим, как с 2017 года меняется расчет резервов по сомнительным долгам, если налогоплательщик имеет перед контрагентом-должником встречное обязательство (кредиторскую задолженность).

В ноябре 2016 года ООО «Перспектива» приобрела услуги у контрагента-должника ООО «Дельта» на сумму 100 000 руб. (в том числе НДС 18 %).

Для отражения поступления услуг от поставщика используется стандартный документ учетной системы Поступление (акт, накладная) (раздел Покупки) с видом операции Услуги. Допустим, кредиторская задолженность перед контрагентом ООО «Дельта» учитывается на счете 60.01.

До конца декабря 2016 года расчет резервов ничем не отличается от расчета, описанного в Примере 1. По состоянию на 1 января 2017 года в отношении задолженности контрагента ООО «Дельта» начислены резервы:

  • в бухгалтерском учете — в размере 150 000,00 руб.;
  • в налоговом учете — в размере 100 000,00 руб.

С января 2017 года величина сомнительной дебиторской задолженности для расчета резервов рассчитывается с учетом встречной кредиторской задолженности и составляет 50 000,00 руб. (150 000,00 – 100 000,00 руб.).

Значит, и в бухгалтерском, и в налоговом учете резервы должны быть скорректированы в сторону уменьшения. При этом, рассчитанная сумма резерва (50 000,00 руб.) теперь не превышает предельную величину в 100 000,00 руб.

Поэтому при выполнении операции Расчет долей списания косвенных расходов в показателе Резервы по долгам регистра сведений Доли списания косвенных расходов фиксируется значение 1,00.

При выполнении операции Расчет резервов по сомнительным долгам за март 2017 г. формируется бухгалтерская проводка:

Дебет 63 Кредит 91.01
– на сумму восстановленного резерва (100 000,00 руб. = 150 000,00 руб. – 50 000,00 руб.).

Для целей налогового учета по налогу на прибыль вводятся суммы в специальные ресурсы регистра бухгалтерии:

Сумма НУ Дт 63 и Сумма НУ Кт 91.01
– на сумму восстановленного резерва (50 000,00 руб. = 100 000,00 – 50 000,00 руб.);
Сумма ПР Дт 63 и Сумма ПР Кт 91.01
– на постоянную разницу (50 000,00 руб.).

На рисунке 4 представлены Справки-расчеты резервов по сомнительным долгам за март 2017 года по данным налогового и бухгалтерского учета с постоянными и временными разницами. При выполнении регламентной операции Расчет налога на прибыль за март, входящей в обработку Закрытие месяца, постоянная разница приводит к признанию постоянного налогового актива на сумму 10 000,00 руб.

Порядок создания резерва следует закрепить в учетной политике. Размер отчислений в резерв следует устанавливать в зависимости от платежеспособности должника и от степени вероятности погашения им долга.

Порядок создания резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете законодательно не закреплен. Поэтому организация разрабатывает способ создания резерва самостоятельно. Например, создать резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете возможно воспользовавшись способом, предложенным в налоговом учете, а именно в пункте 74 статьи 266 Налогового кодекса. Или, как вариант, включить всю сумму выявленного долга в резерв.

Обратите внимание на пункт 70 Положения по бухгалтерскому учету, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н: величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично. Например, если организация в совокупности выявила дебиторскую задолженность по нескольким контрагентам, то создать резерв следует по каждому. То есть, обязательно ведение аналитического учета.

Создание или доначисление резерва по сомнительным долгам отражается проводкой:

Дебет 91.2 Кредит 63

Начисление резерва отражается в бухгалтерском учете на основании бухгалтерской справки.

Как списать невостребованные долги?

Списание задолженности в сумме начисленного ранее резерва отражается в бухгалтерском учете следующей проводкой:

Дебет 63 Кредит 62,76

Обратите внимание, в течении 5 лет сумма списанной задолженности должна быть отражена на забалансовом счете 007. То есть делается запись: Дебет 007. Это делается на случай, если у организации появится возможность ее взыскать.


Похожие записи:

Добавить комментарий