Федеральный закон о гражданской обороне 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Федеральный закон о гражданской обороне 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Инструктаж по гражданской обороне (далее – инструктаж по ГО) является частью системы обучения по гражданской обороне, которая включает в себя:

  1. Вводный инструктаж по ГО

  2. Обучение по ГО:

  • сотрудников рабочих профессий

  • руководителей и специалистов

  • отдельных категорий застрахованных граждан

Остановимся подробнее на том разделе законодательства, который затрагивает инструктаж и обучение сотрудников по теме гражданской обороны и действиям в чрезвычайных ситуациях.

В 2017 году МЧС России ужесточило требования в отношении вводного инструктажа по ГО, который обязателен для проведения на всех предприятиях. Вид деятельности и число сотрудников предприятия при этом значения не имеют.

Законы, которые устанавливают необходимость по организации и проведению вводного инструктажа по ГО:

  • Федеральный закон от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне» (п.1 ст.9)
  • Положение о подготовке населения в области гражданской обороны

(постановление Правительства РФ от 02.11.2000 №841 ред. от 30.09.2019) (п.5)

  • Положение о гражданской обороне в Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 26.11.2007 №804 ред. от 30.09.2019) (п.7)
  • Положение об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях (Приказ МЧС России от 14.11.2008 №687 ред. от 01.08.2016) (п.16.1)

Инструктаж работников организаций и предприятий, по действиям в чрезвычайных ситуациях (далее – инструктаж по ЧС) проводится в организациях на основании следующих документов:

  1. Федеральный закон от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п.1 ст.20 главы V)

  2. Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 №1485 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (п.4).

Инструктаж и обучение по ГО и ЧС: новый порядок 2021

Вводный инструктаж по ГО – это форма подготовки работников в области гражданской обороны.

Специалист, ответственный за проведение инструктажа по ГО, назначается приказом руководителя проедприятия.

  • работник предприятия, уполномоченный на решение задач в области ГО и (или) защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

  • руководитель занятий по ГО

  • непосредственный руководитель организации при условии прохождения им соответствующей подготовки

Вводный инструктаж по ГО может проводить сотрудник, который прошел специальную подготовку по ГО и регулярно повышает уровень своих знаний в этой области. Это может быть специалист, занимающийся только вопросами ГО, или сотрудник, совмещающий несколько функций (например, проводящий вводный инструктаж по охране труда).

Этот инструктаж знакомит нанимаемых работников предприятия с вероятными опасностями, которые возникают при военных конфликтах (или вследствие этих конфликтов) с учетом специфики предприятия и местности, в которой оно расположено.

Вводный инструктаж по ГО проводится для:

  • новых сотрудников, независимо от их образования, трудового стажа по профессии (должности), гражданства;

  • лиц, командированных в организацию на срок более 30 календарных дней

Проведение такого инструктажа обязательно для любых зарегистрированных в установленном порядке организаций, которые используют наемный труд работников.

Инструктаж по ЧС обычно совмещают с вводным инструктажем по ГО, который проводится при приеме сотрудника на работу.

Инструктаж по ЧС – это форма подготовки работников в области формирования правильности и согласованости действий на территории предприятия, при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Специалист, ответственный за проведение инструктажа по действиям в режиме ЧС, назначается приказом руководителя.

Кто имеет право и обязан проводить данный инструктаж:

  • работник предприятия, уполномоченный на решение задач в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

  • руководитель занятий по ЧС

  • непосредственный руководитель организации после прохождения им соответствующей подготовки

Такой инструктаж знакомит новых работников с наиболее вероятными опасностями, которые возникают при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Работнику объясняются способы защиты от опасностей, которые могут возникнуть при ЧС природного и техногенного характера и правила поведения и действий при возникновении ЧС.

Инструктаж по действиям в режиме ЧС проводят для:

  • новых сотрудников, независимо от их образования, трудового стажа по профессии (должности), гражданства;

  • лиц, командированных в организацию на срок более 30 календарных дней.

Проведение такого инструктажа обязательно для любых зарегистрированных в установленном порядке организаций, которые используют наемный труд работников.

Федеральные законы № 28-ФЗ «О гражданской обороне» и № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» однозначно указывают на необходимость проведения организациями обучения работников.

Обучение по гражданской обороне обязательно, и руководители проходят его не реже 1 раза в 5 лет согласно пункту 4 Постановления Правительства РФ от 02.11.2000 № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны».

Обязательное повышение квалификации в области защиты от чрезвычайных ситуаций для руководителей организаций и уполномоченных работников не реже одного раза в 5 лет предусмотрено также пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 04.09.2003 № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

20 ноября 2020 года МЧС России утверждена Примерная программа курсового обучения работающего населения в области ГО 2-4-71-27-11.

Документ предназначен для руководителей организаций в качестве методической основы при разработке программ курсового обучения работников. Цель курсового обучения – повышение готовности работников организаций к умелым и адекватным действиям при угрозе и возникновении опасностей во время военных конфликтов и ЧС, характерным для районов, в которых расположено предприятие.

Для проведения занятий, приказом руководителя организации назначается руководитель занятий.

Учебные группы рекомендуются создавать с численностью до 25 человек.

№ п/п

Наименование тем занятий

Форма занятия

1.

Поражающие факторы источников ЧС, характерных для мест расположения и производственной деятельности организации, а также оружия массового поражения и других видов оружия

Лекция

2.

Порядок доведения до населения сигнала ГО «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией о воздушной тревоге, химической тревоге, радиационной опасности или угрозе катастрофического затопления, о других опасностях и действий работников организации по ним

Лекция

3.

Порядок и правила использования средств индивидуальной и коллективной защиты, а также средств пожаротушения, имеющихся в организации

Тренировка

4.

Действия работников при аварии, катастрофе и пожаре на территории организации

Комплексное занятие

5.

Действия работников организации при угрозе и возникновении ЧС, военных конфликтов, угрозе и совершении террористических актов

Комплексное занятие

6.

Оказание первой помощи

Тренировка

7.

Действия работников организации в условиях негативных и опасных факторов бытового характера

Лекция

Общее количество часов 12

С 1 января 2021 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 №1485 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

В нем подробно перечислены все категории граждан, которым необходимо пройти подготовку в области защиты от ЧС, основные задачи обучения и периодичность обучения для всех категорий населения.

1. Организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне;

проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;

осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; (в ред. Федеральных законов от 19.06.2007 N 103-ФЗ, от 29.06.2015 N 171-ФЗ)

Абзац 5 — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 404-ФЗ)

создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

2. Организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне. (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 404-ФЗ)

Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, за исключением организаций, не имеющих мобилизационных заданий (заказов) и не входящих в перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне федерального органа исполнительной власти, и организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий регионального и местного уровней по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные аварийно- спасательные формирования. (в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 84-ФЗ)

Типовой порядок создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны. (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 404-ФЗ)

3. Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, создают и поддерживают в состоянии готовности локальные системы оповещения. (в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 84-ФЗ)

Граждане Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

проходят подготовку в области гражданской обороны; (в ред. Федеральных законов от 19.06.2007 N 103-ФЗ, от 29.06.2015 N 171-ФЗ)

принимают участие в проведении других мероприятий по гражданской обороне;

оказывают содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области гражданской обороны.

1. Силы гражданской обороны — спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, подразделения Государственной противопожарной службы, аварийно-спасательные формирования и спасательные службы, нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, а также создаваемые на военное время в целях решения задач в области гражданской обороны специальные формирования. (в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 223-ФЗ, от 28.12.2013 N 404-ФЗ)

2. Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования выполняют задачи в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для решения задач в области гражданской обороны воинские части и подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований привлекаются в порядке, определенном Президентом Российской Федерации.

3. Аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования привлекаются для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Нештатные аварийно-спасательные формирования привлекаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с установленным порядком действий при возникновении и развитии чрезвычайных ситуаций, а также для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по решению должностного лица, осуществляющего руководство гражданской обороной на соответствующей территории. (в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 404-ФЗ, от 01.05.2019 N 84-ФЗ)

5. Нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне привлекаются для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по решению должностного лица, осуществляющего руководство гражданской обороной на соответствующей территории. (в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 404-ФЗ, от 01.05.2019 N 84-ФЗ)

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Иные нормативные правовые акты Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Кремль

12 февраля 1998 года

МЧС планирует создать единую систему безопасности в следующем году

Если ранее ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях начиналось с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, то сейчас ведение ГО начинается с момента введения в действие Президентом Российской Федерации Плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации.

Внесены уточнения в координацию деятельности органов управления гражданской обороной и сил гражданской обороны (ст. 4.1. 28-ФЗ), а именно убран межрегиональный уровень. Остаётся федеральный и региональный уровни. При этом последний конкретизируется следующим образом:

Обеспечение координации деятельности органов управления гражданской обороной, управления силами и средствами гражданской обороны, организации информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области гражданской обороны, а также при осуществлении мер информационной поддержки принятия решений в области гражданской обороны осуществляют:

на региональном уровне — центры управления в кризисных ситуациях территориальных органов, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области гражданской обороны, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны.

Правительство Российской Федерации теперь определяет и порядок функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения. Что это за сеть, раскрывается в основных понятиях (см. выше). Кроме обязанностей определять порядок функционирование сети, на правительстве лежит ещё 9 обязанностей, но это и по ныне действующие положения (ст. 6 28-ФЗ).

Можно не создавать и соответственно не поддерживать в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования (сокращённо — НАСФ) организациям:

  1. Эксплуатирующим ОПО III класса опасности, отнесённых в установленном порядке к категориям по ГО;
  2. Не имеющим мобилизационных заданий (заказов) и не входящих в перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по ГО федерального органа исполнительной власти, и организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий регионального и местного уровней по ГО.

Также была уточнена ч.3 этой же ст. 9 28-ФЗ:

Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, создают и поддерживают в состоянии готовности локальные системы оповещения.

Уточнены ч.ч. 3 и 4 ст. 11 28-ФЗ касательно руководства гражданской обороной. Новые фрагменты выделены жирным:

3. Руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) и должностные лица местного самоуправления, возглавляющие местные администрации (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований).

4. Руководители федеральных органов исполнительной власти, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), должностные лица местного самоуправления, возглавляющие местные администрации (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований), и руководители организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.

Теперь нештатные аварийно-спасательные формирования привлекаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций и в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Ранее только в соответствии с установленным порядком действий при возникновении и развитии чрезвычайных ситуаций, а также для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения. Что это за планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, должны знать суровые ГОшники.

На этом изменения в 28-ФЗ «О гражданской обороне» заканчиваются. Переходим к изменениям в Положение о гражданской обороне в Российской Федерации, утверждённое постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 804.

  • Стратегия социально-экономического развития
  • Паспорт региона
  • Районы и города
  • Знаменитые вятчане
    • Знаменитые вятчане
    • Почетные граждане
    • Награды и премии Кировской области
  • Герои Отечества
  • О награждении государственными наградами
  • История и символика
    • История
    • Символика
  • Культурное наследие
  • Великорецкий крестный ход
  • Народные промыслы
    • Народные промыслы Вятского края
    • Дымковская игрушка
  • Средства массовой информации
  • Общественная палата

Можно выделить перечень принципов, соблюдение которых необходимо для защиты населения и государственных ценностей.

  1. Все совершаемые для обеспечения гражданской обороны действия важны для любой страны.
  2. Все вопросы, касающиеся обороны, должны решаться заблаговременно. То есть даже в мирное время боевая техника должна находиться в боевой готовности.
  3. Подготовительные мероприятия должны быть направлены на защиту государства и населения не только от военных конфликтов, но и от катастроф техногенного или иного характера.
  4. Ведение гражданской обороны должно проходить на территории всей страны в целом и каждого региона в отдельности.

Защитные сооружения должны быть созданы в строгом соответствии с установленными планками. Объем каждого такого сооружения должен соответствовать численности граждан, проживающих в определенном регионе страны.

Большая часть существующих сооружений построена для обеспечения защиты населения в случае техногенной катастрофы. Из-за этого у них есть определенный уровень защищенности от радиации.

Пункты управления — это специальные сооружения, располагающиеся в помещении или транспорте. В отдельных случаях такие пункты представляют собой комплексы, где специальные люди занимаются обеспечением безопасности государства и граждан.

Крупный пункт управления предполагает наличие на крыше специально оборудованной площадки, на которую может садиться самолет.

Но такие пункты могут быть и мобильными, чаще всего оборудованными на базе транспортного средства. Чаще всего используются автобусы или поезда.

Можно выделить несколько сигналов, которыми происходит оглашение опасной ситуации и требование искать ближайшее укрытие. В зависимости от типа опасности вид сигнала может быть разным, но важно, чтобы населения района было уведомлено о том, какой именно тип оповещения является обозначением того или иного события.

Чаще всего сигналы передаются через радио или телевидение.

Номер документа: 28-ФЗ
Дата принятия: 12/02/1998
Состояние документа: Действует
Начало действия документа: 19/02/1998
Органы эмитенты: Парламент

Текущая редакция принята: 08/12/2020 документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации № 429-ФЗ от 08/12/2020
Вступила в силу с: 08/12/2020


Редакция от 23/06/2020, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в статью 4.1 Федерального закона О защите населения и территорий от чрезвычайных… № 185-ФЗ от 23/06/2020
Вступила в силу с: 23/06/2020


Редакция от 01/05/2019, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в Федеральный закон О гражданской обороне № 84-ФЗ от 01/05/2019
Вступила в силу с: 29/10/2019


Редакция от 30/12/2015, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения… № 448-ФЗ от 30/12/2015
Вступила в силу с: 30/12/2015


Редакция от 29/06/2015, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в Федеральный закон О гражданской обороне № 171-ФЗ от 29/06/2015
Вступила в силу с: 11/07/2015


Редакция от 28/12/2013, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в статью 14 Федерального закона О защите населения… № 404-ФЗ от 28/12/2013
Вступила в силу с: 10/01/2014


Редакция от 02/07/2013, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу оповещения и… № 158-ФЗ от 02/07/2013
Вступила в силу с: 14/07/2013


Редакция от 23/12/2010

Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «О защите населения…»

Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации»

Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу оповещения и…»

Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданской обороне»

Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения…»

Приказ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий «Об утверждении…»

Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданской обороне»

Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в статью 4.1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных…»

Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Ссылка на Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу оповещения и…

Ссылка на Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в статью 14 Федерального закона О защите населения…

Ссылка на Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в Федеральный закон О гражданской обороне

Ссылка на Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения…

Ссылка на Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в статью 4.1 Федерального закона О защите населения и территорий от чрезвычайных…

Закон о гражданской обороне устанавливает следующие обязанности граждан:

  • прохождение военной подготовки;
  • участие в подготовке мероприятий по гражданской обороне;
  • взаимодействие и оказание помощи органам власти и другим учреждениям в сфере оборонительных мероприятий для гражданского населения.

Гражданская оборона осуществляется в три этапа:

  1. Подготовка. Данный этап заключается в строительстве и подготовке убежищ для населения и формирования резервных сил, обучение населения действиям во время чрезвычайных положений и создание системы оповещения и связи;
  2. Реагирование. На этом этапе, при возникновении опасности, осуществляется эвакуация граждан, предоставление медицинской помощи и решение других ситуационных задач, требующих быстрого реагирования.
  3. Восстановление. На данной стадии производится ликвидация последствий военных действий, природной или техногенной катастрофы и восстановление инфраструктуры.

Возможно, в скором будущем такое хорошо знакомое еще с советских времен понятие, как «гражданская оборона», перестанет существовать и в памяти потомков останется только как название известной рок-группы.

Такая ситуация может произойти в результате радикального реформирования системы ГО, которым занялось МЧС России. Об изменении подходов к гражданской обороне в МЧС стали говорить с тех самых пор, как в России было создано спасательное ведомство, то есть еще с начала 90-х годов.

Так получилось, что система гражданской обороны досталась стране в наследство со времен Советского Союза. И как наследие «холодной войны» она в основном была «заточена» именно под военное время.

А потому не случайно, что, когда МЧС формировалось как ведомство, призванное бороться с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера в мирное время, система гражданской обороны в МЧС не вошла. Она осталась в ведении Минобороны и продолжала там оставаться до тех пор, пока в МЧС не создали свою систему защиты населения. То есть система ГО перешла к МЧС, когда новая система реагирования на ЧС была уже сформирована. До недавнего времени в МЧС России структурно действовали как Департамент гражданской обороны, так и Департамент гражданской защиты. Они зачастую по многим направлениям дублировали друг друга. С приходом в министерство нового руководства оба департамента объединили.

Чтобы изменить систему гражданской обороны, придется в 2020-2021 годах пересмотреть тысячи документов.

Теперь пришло время поменять и пересмотреть тысячи, если не десятки тысяч документов, которые регулируют деятельность всей системы защиты россиян от всех возможных угроз хоть в мирное, хоть в военное время. Об этом на днях говорили на тематической межведомственной конференции, которая и была посвящена именно этой проблеме.

Заместитель главы МЧС Павел Барышев сказал, что объединение двух систем позволит оптимизировать работу и снизить административные барьеры, повысить роль и эффективность гражданской обороны.

Но вот само это понятие все же может кануть в небытие. По крайней мере, в кулуарах форума ее участники говорили, что сам термин «гражданская оборона» звучит слишком милитаристски угрожающе. А хорошо выстроенная уже в постсоветское время региональная система реагирования на ЧС вполне может вместить от ГО все нужное и полезное.

В настоящее время существуют 3 категории по гражданской обороне: особой важности, первая и вторая категория.

Правила отнесения организаций к категориям по гражданской обороне утверждены Постановлением Правительства РФ N 804. Документ определяет порядок отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения. До этого времени действовало Постановление Правительства РФ N1115 «О порядке отнесения организаций к категориям по гражданской обороне».

Отнесению к категориям по гражданской обороне подлежат:

— организации, имеющие важное оборонное и экономическое значение;
— организации, имеющие мобилизационные задания (заказы);
— организации, представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;
— организации, имеющие уникальные в историко-культурном отношении объекты.

Для организаций, отнесенных в 2020-2021 годах к категориям по гражданской обороне, устанавливаются следующие категории по гражданской обороне:

— категория особой важности;
— первая категория;
— вторая категория.

Отнесение организаций к категориям по гражданской обороне производится федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, государственными компаниями, органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с показателями для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне (далее – показатели).

Показатели устанавливает МЧС России по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями и государственными компаниями.

Категория по гражданской обороне устанавливается для организации по наивысшему показателю ее обособленных подразделений вне зависимости от ее месторасположения.

Уточнение перечней организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет, в том же порядке, что и отнесение организаций к категориям по гражданской обороне.

Говоря о задачах гражданской обороны, следует понимать то, что именно означает данное понятие.

Гражданской самообороной называется определенный комплекс мероприятий, которые направлены на осуществление защиты различных ценностей на территории России от опасностей, которые могут им угрожать. Что касается опасностей, то к числу таковых могут относиться военные действия или их определенные последствия. Если говорить о ценностях, то к ним относятся материальные или культурные блага, а также население определенного региона или всего государства в целом.

Процесс начала ведения гражданской обороны определяется тем моментом, когда на определенной территории объявлена война или фактическое начало действий боевого характера.

Говоря об основных целях гражданской обороны, следует понимать, что под данным понятием фигурируют определенные идеи, достижение которых преследуется путем осуществления определенных мер по обороне населения и ценностей государства.

Одной из основных целей данного вида деятельности государства и его органов является обеспечение надлежащей защиты населения от различных нападений со стороны иностранных государств и отдельных формирований. Чтобы достигнуть такой цели, на территории как всего государства в целом, так и отдельных районов должно быть оборудовано необходимое количество защитных сооружений гражданской обороны, в которых обязательно должно быть обеспечено наличие надлежащего количества провизии, медикаментов и средств защиты на случай опасных действий.

Положение о гражданской обороне в Российской Федерации

В числе государственных органов имеются определенные структуры, на которые возлагается непосредственное проведение мероприятий, направленных на обеспечение безопасности населения, а также защиты культурных и материальных ценностей. Все они подчиняются Министерству по гражданской обороне, которое предписывает основные правила поведения и выдает распоряжения в случае наступления военного положения или техногенной катастрофы.

К числу органов, осуществляющих мероприятия по гражданской обороне, относятся специализированные войска, а также общественные организации, которые возлагают на себя обязанности по обеспечению безопасности. Такие гражданские организации могут быть созданы исключительно по принципу территориального деления. В их ведение предоставляются специальные средства защиты, а также техника и определенное имущество. Но гражданские организации не относятся к группе государственных органов.

Структуру органов, осуществляющих непосредственную оборону, составляют и отдельные формирования. К их числу относятся команды связи, отдельные разведывательные штабы, службы, занимающиеся охраной общественного порядка и безопасности, а также формирования, специализирующиеся на аварийно-технической, медицинской, инженерной, противопожарной, противохимической защите.

Отдельное внимание следует уделить определенным объектам, которые имеют место быть в процессе обеспечения гражданской обороны. К числу таковых относятся те транспортные средства, инструменты, здания, а также противорадиационные укрытия, с помощью которых может быть обеспечена безопасность населения и ценностей. Следует отметить то, что, в соответствии с установленными законом требованиями, все эти объекты постоянно должны поддерживаться в надлежащем, рабочем состоянии и быть готовыми к использованию в любой момент и при любой ситуации.

Рассмотрим основные виды объектов ГО, которые чаще всего встречаются на практике.

Что касается защитных сооружений гражданской обороны, то они должны быть сконструированы в строгом соответствии с заявленными планами. Объем места, рассчитанного в них, должен полностью соответствовать численности населения, проживающего в определенном районе.

Если говорить о классификации сооружений защитного типа, предназначенных для обеспечения гражданской обороны, то они имеют определенную классификацию по видам (в зависимости от того, от какого вида катастроф они предназначены).

На деле такие сооружения могут быть как постоянными, так и мобильными, они могут входить в план определенного здания, а также стоять отдельно.

Большинство постоянных убежищ гражданской обороны рассчитаны на спасение людей в случае техногенной катастрофы. В связи с этим, они имеют определенный уровень защищенности от воздействия радиационных лучей — от первой до четвертой степени. Противорадиационные укрытия также способны защищать людей, находящихся в них, от взрывной волны определенной мощности, а также от осколков боеприпасов.

Что касается пунктов управления гражданской обороны, то они представляют собой специализированные сооружения, которые находятся в помещении или в транспортном средстве. В некоторых случаях такие пункты представляют собой целые комплексы, в которых деятельность по обеспечению безопасности государства или определенного региона осуществляют специально обученные люди.

Как правило, такие пункты включают в себя наличие определенного типа связи (независящей от общей линии), центр радиопередачи, источники энергетического и водного снабжения, которые работают автономно, а также сооружения для отдыха сотрудников. В том случае, если пункт управления представляет собой крупный объект, то на его крыше может быть оборудована площадка для посадки вертолетов.

Такие пункты управления могут быть мобильными и формироваться на базе определенного вида транспорта. Как правило, в качестве средства передвижения для такой цели выбираются поезда, автобусы или некоторые виды воздушного транспорта.

1. Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

1.1. Государственную политику в области гражданской обороны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Президентом Российской Федерации на решение задач в области гражданской обороны.

2. Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители.

3. Руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления.

Федеральным законом от 19 июня 2007 г. N 103-ФЗ в пункт 4 статьи 11 настоящего Федерального закона внесены изменения

4. Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.

5. Утратил силу.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ статья 12 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2005 г.

Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 51-ФЗ в пункт 2 статьи 12 настоящего Федерального закона внесены изменения

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 223-ФЗ в пункт 1 статьи 15 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 г.

1. Силы гражданской обороны — спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, подразделения федеральной противопожарной службы, аварийно-спасательные формирования и спасательные службы, а также создаваемые на военное время в целях решения задач в области гражданской обороны специальные формирования.

2. Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования выполняют задачи в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для решения задач в области гражданской обороны воинские части и подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований привлекаются в порядке, определенном Президентом Российской Федерации.

3. Аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования привлекаются для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 223-ФЗ статья 16 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2011 г.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в пункт 3 статьи 16 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Основными задачами в области гражданской обороны являются:

обучение населения в области гражданской обороны;

оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, оказание первой помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;

восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

срочное захоронение трупов в военное время;

разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

1. Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

1.1. Государственную политику в области гражданской обороны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Президентом Российской Федерации на решение задач в области гражданской обороны.

2. Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители.

3. Руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления.

Федеральным законом от 19 июня 2007 г. N 103-ФЗ в пункт 4 статьи 11 настоящего Федерального закона внесены изменения

4. Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.

5. Утратил силу.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ статья 12 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2005 г.

Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 51-ФЗ в пункт 2 статьи 12 настоящего Федерального закона внесены изменения

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Адрес
150000, г. Ярославль
Волжская набережная, 27

Рабочее время
Понедельник—пятница: 8:30–17:30

Телефон:
+7 (4852) 31-40-58
+7 (4852) 40-43-36

Адрес
150000, г. Ярославль
Волжская набережная, 27

Рабочее время
Понедельник—четверг: 8:30–17:30
Пятница: 8:30–16:30

Телефон:
+7 (4852) 31-40-58
+7 (4852) 40-43-36

Статья 5. Полномочия Президента Российской Федерации

Президент Российской Федерации:

определяет основные направления единой государственной политики в области гражданской обороны;

утверждает План гражданской обороны Российской Федерации;

вводит в действие План гражданской обороны Российской Федерации на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в полном объеме или частично;

утверждает структуру, состав войск гражданской обороны и штатную численность военнослужащих войск гражданской обороны, утверждает Положение о войсках гражданской обороны;

осуществляет иные полномочия в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Закон РФ «О гражданской обороне» был принят 26 декабря 1997 года депутатами Государственной Думы. Члены Совета Федерации одобрили законопроект 28 декабря того же года. А в законную силу документ вступил 12 февраля 1998 года.

Состоит закон из 6 глав и 20 статей:

  • Глава 1 — описывает общие положения закона — основные понятия, правовое регулирование и т.д.;
  • Глава 2 — описывает сферу деятельности государственных органов власти, участвующих в гражданской обороне, а также и их полномочия;
  • Глава 3 — указывает на перечень полномочий органов исполнительной власти;
  • Глава 4 — обуславливает руководящие посты по гражданской обороне;
  • Глава 5 — содержит положения и силах ГО;
  • Глава 6 — характеризует заключительные положения.

Данный закон регламентирует задачи, исходя из которых осуществляется правовая защита жителей РФ. Также регулирует правовые основы и полномочия органов государственной власти.

Во 2-ой статье настоящего закона «О гражданской обороне» содержатся следующие задачи:

  • подготовить людей к гражданской обороне;
  • производить меры, направленные на оповещение граждан о надвигающейся угрозе, вследствие возникновения военного конфликта или из-за природной катастрофы;
  • при возникновении риска, для благополучия граждан и материальных ценностей, следует немедленно осуществлять эвакуацию в другие районы, находящиеся вне опасности;
  • предоставить всем гражданам средства индивидуальной защиты;
  • выполнение мер, направленных на световую и иные маскировки;
  • при случившейся чрезвычайной ситуации (военный конфликт, стихийное бедствие), осуществить аварийно-спасательные работы;
  • срочность первоочередного жизнеобеспечения пострадавших жителей;
  • обязанность бороться с пожарами, возникающих из-за военных действий;
  • выявление и проставление маркировки на районы, подвергшиеся радиоактивному, химическому, биологическому заражению;
  • разработка и проведение мероприятий по санитарной обработке жителей, зданий, сооружений, техники, территорий;
  • разрабатывать способы восстановления и поддержания порядка в местах, пострадавших от стихийных бедствий и военных конфликтов;
  • проводить своевременные восстановительные работы для надлежащего функционирования коммунальных служб в военное время;
  • проводить захоронение убитых людей при действиях военного характера;
  • приведение к работоспособности организаций, необходимых для выживания населения;
  • обеспечивание в постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Федеральный Закон № 28 «О гражданской обороне» в 4 статье описывает принципы организации гражданской защиты. В качестве принципов выступают:

  • проведение мер по гражданкой охране — составляет одну из самых важных функций государства для обеспечения безопасности страны в целом;
  • государство подготавливается к потенциальному наступлению чрезвычайных ситуаций заблаговременно в мирное время. Делается это для того, чтобы при неожиданном возникновении опасности государство смогло предоставить защиту;
  • гражданская оборона начинает свою охранную деятельность после объявления Президентом РФ военного положения или с наступлением чрезвычайных ситуаций.

Задачи и принципы Закона «О гражданской обороне» периодически подвергались изменениям, дополнениям и внесением поправок. Последняя редакция законопроекта была принята 30 декабря 2015 года.

Федеральный закон от 12.02.1998 N 28-ФЗ

  • Федеральный закон от 27.12.2019 № 450-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
  • Постановление Правительства РФ от 20.12.2019 № 1733 О внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации
  • Федеральный закон от 27.12.2019 № 451-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон «О специальной оценке условий труда»
  • Приказ Росстата от 12.03.2020 № 118 О внесении изменений в форму федерального статистического наблюдения № 2-ТП (водхоз) «Сведения об использовании воды», утвержденную приказом Росстата от 27 декабря 2019 г. № 815
  • Приказ Минздрава России от 20.11.2019 № 942н О внесении изменения в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 июня 2015 г. № 344н «О проведении обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств)»
  • Приказ Росстата от 24.07.2020 № 412 Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников, потребностью организаций в работниках по профессиональным группам
  • Приказ Росстата от 22.06.2020 № 326 Об утверждении формы федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за травматизмом на производстве и профессиональными заболеваниями

Наша задача — это своевременно и качественно подготовленные документы и экспертные консультации, на основании которых у заказчика нет проблем с контролирующими органами.

Телефон отдела продаж: 8-962-446-5300

Профессиональные риски обязательны

Организация охраны труда

  • СОУТ
  • Обучение
  • Производственный контроль
  • Аудит охраны труда
  • Обучение по охране труда
  • Пожарно-технический минимум
  • Электробезопасность
  • Промышленная безопасность
  • Грузоподъемные механизмы
  • Строительные работы
  • Нефтегазовая отрасль

Настоящее Положение о конфиденциальности и защите персональных данных действует в отношении всей информации, которую сайтах http://арконс.рф и https://arkons.biz/, расположенный на доменных именах http://арконс.рф и https://arkons.biz/, может получить о Клиенте во время использования сайта. Вы можете не предоставлять свои персональные данные, если вы зашли на сайт http://арконс.рф или https://arkons.biz/ с ознакомительными целями, чтобы составить впечатление об услугах представленных на нашем сайте, а также оценить по отзывам качество обслуживания Клиентов нашей компании.


Похожие записи:

Добавить комментарий