Исполнительное производство в отношении иностранного гражданина

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Исполнительное производство в отношении иностранного гражданина». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Марка автобуса КАВЗ 4238-02. Перевозчик ООО Шаров с. Перевозчик ООО ТК Атлант.

Совершение исполнительных действий в отношении иностранных граждан

В связи с реформированием экономических отношений в Российской Федерации, развитием предпринимательской деятельности возникла необходимость разработки эффективной системы принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов.
Закон «Об исполнительном производстве» был принят в развитие Концепции судебной реформы и призван регулировать порядок исполнения судебных актов и иных исполнительных документов. В настоящий момент эффективность исполнительного производства связана с его состоянием. Практика принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов выявила ряд острых проблем, влияющих в итоге на результативность исполнения. Так, например, положения главы IX на сегодняшний день можно считать практически неурегулированными. Однако данная глава содержит две статьи. Попробуем их проанализировать и сделать соответствующие заключения.
Гражданский процессуальный кодекс согласно конституционному положению предоставляет право иностранным лицам, под которыми понимает иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранные организации, международные организации, обращаться в суды в Российской Федерации для защиты своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов.
Федеральный закон «О гражданстве» (ст. 3) и Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (ст. 2) дают сходные определения понятия «иностранный гражданин». Последний Закон более четко определяет понятие «иностранный гражданин». Статья 2 Закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» закрепляет: иностранный гражданин — физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Именно в наличии доказательств гражданства иностранного государства состоит отличие в понимании данного термина в указанных законах. Правовой статус иностранного гражданина становится юридически признанным только тогда, когда тому есть определенное подтверждение.
Под иностранными организациями понимаются юридические лица, а также организации, не являющиеся юридическими лицами по иностранному праву, учрежденные в иностранном государстве, т.е. за пределами Российской Федерации.
Нормативное разрешение иностранным лицам обращаться в суды Российской Федерации для защиты своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов означает предоставление им национального режима. Последнее, в свою очередь, также означает, что на них распространяются нормы российского процессуального законодательства о правоспособности и дееспособности, о правах и обязанностях лиц, участвующих в деле, о судебных расходах и т.д.
Проблемы признания и исполнения судебных решений, имевшие большое значение и ранее, в последние годы приобретают особую актуальность. Выступление в гражданских правоотношениях граждан иностранных государств нередко служит основанием возникновения гражданско-правовых споров. Наличие спора между гражданами приводит к его рассмотрению компетентным органом и принятию им решения. Случаи, когда такое решение должно быть исполнено в пределах территории нашего государства, регулируются национальным законодательством. Так как принцип национального режима распространяется на исполнительное производство, соответственно, иностранные граждане и иностранные организации в Российской Федерации пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами и организациями России, т.е. они также подчинены законам нашего государства. Случаи, когда решение, вынесенное в отношении иностранного гражданина, должно быть исполнено в другом государстве, разрешаются иначе.
Закон «Об исполнительном производстве» содержит также ст. 80 «Исполнение решений иностранных судов и арбитражей». При анализе данной нормы следует учитывать следующее. Поскольку не существует общепризнанной нормы международного права, обязывающей государство признавать и исполнять иностранные судебные решения, то в отсутствие международного договора каждое государство свободно определять, будут ли признаваться и исполняться иностранные судебные акты и при каких условиях.
К объему правовой помощи большинство международных договоров, а также конвенции о правовой помощи относят признание и исполнение решений. Отказ в предоставлении правовой помощи при отсутствии международного договора или национального законодательства, регламентирующих ее оказание, рассматривается как нарушение начал международной вежливости.
Под признанием решений иностранных судов следует понимать согласие судов РФ придать законную силу на территории своего государства решениям компетентных иностранных учреждений юстиции без права на принудительное исполнение, кроме случаев, прямо предусмотренных федеральным законом или международным договором.
Под исполнением решения иностранного суда следует понимать возможность его принудительного исполнения.
Исполнение судебного решения состоит в совершении ответчиком (должником) действий, предусмотренных решением, либо в воздержании от определенных действий по отношению к взыскателю. Совершенно верно замечено В.П. Воложаниным, что «разрешение принудительного исполнения — то же признание, только с более широкими правовыми последствиями». Из сказанного вытекает, что любое решение, которое подлежит исполнению на территории Российской Федерации, должно быть признано.
В настоящее время международной практике известны три возможных способа признания и исполнения иностранных судебных решений, установленных законодательствами различных государств. Первый предусматривает порядок выдачи экзекватуры. В этом случае решения иностранного суда подтверждаются компетентным судом страны, на территории которой он подлежит исполнению, путем вынесения специального постановления о санкционировании исполнения решения. При таком способе в одних государствах решение может быть проверено по существу, в других случаях такая проверка не проводится. Второй порядок предполагает проверку правильности решения. Наконец, для третьего способа свойственна регистрация иностранного судебного решения.
В международных двусторонних договорах и многосторонних конвенциях Российской Федерации о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам упоминается система экзекватуры. Однако поскольку в конвенциях не может быть четко предусмотрен механизм исполнения решений, поэтому важно отметить, что кроме них важное значение при разрешении вопроса о признании и исполнении решений иностранных компетентных органов юстиции имеют и такие нормативные акты, как Федеральный закон «Об исполнительном производстве», Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1988 г. «О признании и исполнении в СССР решений иностранных судов и арбитражей», а также нормы гл. 45 ГПК РФ «Признание и исполнение решений иностранных судов и иностранных третейских судов (арбитражей)».
В договорах о правовой помощи, в том числе в Конвенции СНГ, устанавливается правило, согласно которому решения иностранных государств, вступившие в законную силу и не требующие по своему характеру исполнения, признаются на территориях договаривающихся сторон без специального производства при условиях, к которым относятся отсутствие у договаривающейся стороны ранее вынесенного по этому делу решения, вступившего в законную силу, а также если дело не относится к исключительной компетенции учреждения юстиции этой договаривающейся стороны. Кроме того, в договорах о правовой помощи также содержатся основания для признания и исполнения решений иностранных судов. Таким образом, иностранные решения признаются и исполняются в других государствах на основании наличия международного договора, соглашения или конвенции. В качестве примеров можно рассматривать Минскую конвенцию от 22 января 1993 г., Нью-Йоркскую конвенцию от 10 июня 1958 г.
Но что делать в случаях отсутствия международного договора? В практике международного сотрудничества существует такое юридическое средство, как принцип взаимности.
Взаимность как основание для признания и исполнения решения иностранного суда следует толковать по аналогии с п. 2 ст. 1189 ГК, согласно которому, когда применение иностранного права зависит от взаимности, предполагается, что она существует, если не доказано иное. В отношении признания и принудительного исполнения решений иностранных судов следует вывести следующее правило. Когда признание и исполнение решений иностранных судов зависит от взаимности, предполагается, что она существует, если не доказано иное. Указанный случай, на наш взгляд, нельзя расценить как отсутствие начал международной вежливости, так как международная вежливость может иметь место там, где есть взаимность. Если установлено, что законодательством того или иного государства предусмотрен отказ в признании и принудительном исполнении решений, вынесенных судами РФ, то в признании и принудительном исполнении решений судов такого государства судами РФ может быть отказано.
Применительно к этому случаю можно привести следующий пример. В Определении N 5-Г02-64, вынесенном Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда РФ 7 июня 2002 г., указано: «Ходатайство о признании и исполнении иностранного судебного решения может быть удовлетворено компетентным российским судом и при отсутствии соответствующего международного договора, если на основе взаимности судами иностранного государства признаются решения российских судов. В связи с этим при разрешении настоящего дела суду следует проверить, имели ли место случаи признания решений российских судов судами Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии или по законодательству этого государства такие случаи исключаются».

Отсутствие начал взаимности зачастую не порождает возникновения правовых последствий при вынесении решений, исполнение которых предполагается в суде другого государства. От этого, конечно, в первую очередь страдают участники процесса, на которых прежде всего распространяется законная сила судебного решения. Такие лица, несмотря на то что решение по их делу состоялось, остаются незащищенными.
Так, по решению народного суда г. Хельсинки общий ребенок гражданки РФ и гражданина Финляндии был доверен на попечительство ее отцу, а мать ребенка обязана выплачивать алименты, а также определен порядок общения матери с ребенком. Поскольку мать вывезла свою дочь из Финляндии в Россию, гражданин Финляндии обратился в Санкт-Петербургский городской суд с ходатайством о принудительном исполнении на территории РФ упомянутого решения народного суда г. Хельсинки. При этом он ссылается на то, что мать ребенка отказалась добровольно исполнить решение, а также препятствует ему в общении с дочерью. Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в удовлетворении ходатайства отказала.
Адвокат по доверенности в интересах заявителя в частной жалобе просил об отмене определения городского суда. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ определение городского суда оставила без изменения, а частную жалобу без удовлетворения по следующим основаниям. В силу ч. ч. 1, 3 ст. 1 Указа 1988 г. решения иностранных судов признаются и исполняются в СССР, если это предусмотрено международным договором СССР; решения иностранных судов, которые не подлежат принудительному исполнению, признаются в СССР, если это предусмотрено международным договором СССР или советским законодательством. Суд правильно указал на то, что Россия (как правопреемник СССР) и Финляндия являются участниками Гаагской конвенции по вопросам гражданского процесса от 1 марта 1954 г. Кроме того, между СССР и Финляндией заключен Договор о правовой защите и правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 11 августа 1978 г., вступивший в силу 9 августа 1980 г. и действующий на момент рассмотрения дела.
Однако ни в названной Конвенции, ни в Договоре не предусмотрена возможность принудительного исполнения решения, вынесенного в одном из государств, на территории другого. Договором между СССР и Финляндской Республикой от 11 августа 1978 г. дан исчерпывающий перечень семейных дел, по которым решение, принятое судом одной страны, признается на территории другой (ст. ст. 21, 23), но решения, касающиеся споров о месте проживания и воспитания ребенка (о вверении ребенка в опекунство одному из родителей), Договором не предусмотрены. При таких обстоятельствах суд обоснованно сделал вывод об отсутствии правовых оснований для разрешения принудительного исполнения решения народного суда г. Хельсинки, которым разрешен спор об установлении попечительства над несовершеннолетним ребенком, определен порядок участия другого родителя в его воспитании и взыскании алиментов на него.

Такая практика, как видится, не представляется позитивной, и такие примеры говорят только о том, что эта область правовых отношений требует значительных изменений как на международном, так и национальном уровне.

Вот некоторые наши клиенты

© 2007 — 2020. Консалтинговая группа «Игры разума»

Источник: http://www.iqpravo.ru/postulati/isponitelnoe-proizvodstvo/news_detail.php?ID=1788

Статья 10. Исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных государств и иностранных организаций

Статья 10. Исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных государств и иностранных организаций

При исполнении на территории Российской Федерации судебных актов, актов других органов и должностных лиц в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных государств и иностранных организаций на них распространяются положения настоящего Федерального закона. Иностранное государство пользуется иммунитетом в отношении исполнения решения суда в соответствии с Федеральным законом от 3 ноября 2015 года N 297-ФЗ «О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации».

Источник: https://legalacts.ru/doc/FZ-ob-ispolnitelnom-proizvodstve/glava-1/statja-10/

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ

В результате изучения материалов гл. 12 обучающиеся должны:

знать основные направления международной гармонизации исполнительного производства, особенности принудительного исполнения исполнительных документов, выданных на основании актов иностранных государственных судов, третейских судов и арбитражей;

уметь определять нормы международных договоров и национального нрава, подлежащие применению в исполнительном производстве с иностранным элементом;

владеть навыками толкования и применения норм, регулирующих вопросы принудительного исполнения с иностранным элементом.

Исполнительное производство с иностранным элементом

Шаги нашей страны по направлению к более тесному сотрудничеству с иностранными государствами, участие во Всемирной торговой организации, Евразийском экономическом союзе, иных международных интеграционных объединениях стали факторами, обусловливающими современную экономическую политику России. При этом любая экономическая интеграция должна подкрепляться соответствующими изменениями в юридической сфере, сопровождаться формированием качественно нового правого поля.

Неизбежно любые интеграционные процессы постепенно переходят с межгосударственного (макроэкономического) уровня на уровень взаимоотношений между юридическими и физическими лицами из разных государств, на микроэкономический уровень. Именно на этом уровне решающее значение имеет правовая интеграция, надлежащее правовое регулирование, качественная законодательная база, позволяющая каждому жителю страны, каждому субъекту хозяйственной деятельности воспользоваться благами интеграции, свободно и беспрепятственно реализовать свои права в транснациональном пространстве.

В гл. 1 мы отмечали, что одним из важнейших прав и одновременно гарантией реализации всех иных субъективных прав является право па эффективное правосудие. Право на эффективное правосудие закреплено не только национальным правом всех развитых государств (включая Россию), но и содержится в базовых актах международного права, в том числе в Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. Ключевым элементом механизма реализации права на эффективное правосудие является институт исполнения судебных актов, обеспечивающий реальную защиту и осуществление прав и законных интересов. Развитие транснациональных связей в сфере гражданских, трудовых, семейных, социальных и иных отношений становится причиной возникновения исполнительных производств с иностранным элементом. Иностранный элемент в исполнительном производстве может проявляться в субъектном составе (участие иностранного физического или юридического лица в качестве взыскателя или должника), в предмете взыскания, способе и порядке исполнения (имущество должника, на которое должно быть обращено взыскание находится на территории иностранного государства), в характере исполнительного документа (исполнительный документ выдан иностранным органом либо на основании акта иностранного органа, либо имеет своим основанием международный договор).

Согласно ст. 10 Закона об исполнительном производстве при исполнении на территории РФ судебных актов, актов других органов и должностных лиц в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций на них распространяются положения Закона об исполнительном производстве. Соответствующая норма корреспондирует ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, которая предусматривает, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. Таким образом, принадлежность одной из сторон исполнительного производства к иностранному государству не влияет на порядок принудительного исполнения требований исполнительных документов, предусмотренных ст. 12 Закона об исполнительном производстве, такие лица обладают всеми правами и обязанностями, соответствующими их процессуальному статусу в исполнительном производстве *213 .

В соответствии с ч. 4 ст. 3 Закона об исполнительном производстве если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством РФ об исполнительном производстве, то применяются правила международного договора. Собственно процедура принудительного исполнения в национальных законодательствах, как правило, едина для собственных граждан и организаций и иностранных лиц (как и процедура судопроизводства). Вместе с тем в международно-правовом поле формируются единые принципы и стандарты исполнительного производства (в рамках практики ЄСПЧ, Совета Европы, Европейского союза, СНГ и т.д.), которые реализуются в национальных законодательствах в качестве обязательных или рекомендательных норм («лучших практик») и обычно распространяются на все исполнительные производства как с иностранным элементом, так и без него. Об этом подробнее мы будем говорить в следующем параграфе.

Одним из немногих исключений из общего режима исполнительного производства для всех субъектов является участие в исполнительном производстве иностранного государства, международных организаций и их представителей. Так, ст. 401 ГПК РФ предусматривает, что наложение ареста на имущество, принадлежащее иностранному государству и находящееся на территории РФ, обращение взыскания на это имущество в порядке исполнения решений суда допускаются только с согласия компетентных органов соответствующего государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или федеральным законом. Международные организации подлежат юрисдикции судов в Российской Федерации по гражданским делам в пределах, определенных международными договорами РФ, федеральными законами. Аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представители иностранных государств, другие лица, указанные в международных договорах РФ или федеральных законах, подлежат юрисдикции судов в Российской Федерации по гражданским делам в пределах у определенных общепризнанными принципами и нормами международного права или международными договорами РФ. Статья 251 АПК РФ также предусматривает иммунитет иностранного государства и международной организации в исполнительном производстве в рамках их судебного иммунитета. Так, иностранное государство, выступающее в качестве носителя власти, обладает судебным иммунитетом в части наложения ареста на имущество, принадлежащее иностранному государству и находящееся на территории РФ, и принятию по отношению к нему судом мер по обеспечению иска и имущественных интересов. Обращение взыскания на это имущество в порядке принудительного исполнения судебного акта арбитражного суда допускается только с согласия компетентных органов соответствующего государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или федеральным законом. Судебный иммунитет международных организаций определяется международным договором РФ и федеральным законом. Отказ от судебного иммунитета должен быть произведен в порядке, предусмотренном законом иностранного государства или правилами международной организации.

Арбитражный процессуальный кодекс РФ предусматривает так называемый функциональный иммунитет государства, т.е. распространяет его только на отношения, в которых государство выступает как суверен (носитель власти), а не хозяйствующий субъект. Гражданский процессуальный кодекс РФ в данном случае придерживается концепции абсолютного иммунитета, распространяя его на любые обязательства государства.

Специальные правила об иммунитете иностранных лиц и иностранной собственности, находящихся на территории РФ, предусмотрены и некоторыми международными договорами РФ. Например, в силу ст. 22 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. помещения дипломатического представительства, предметы их обстановки и другое находящееся в них имущество, а также средства передвижения представительства пользуются иммунитетом от ареста и исполнительных действий. Также в соответствии со ст. 31 указанной Конвенции ограничены случаи применения исполнительных действий в отношении дипломатического агента.

Российская Федерация подписала, но пока не ратифицировала Конвенцию ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности 2004 г. *214 , ст. 19 которой регулирует вопросы судебного иммунитета государства в стадии принудительного исполнения после вынесения судебного решения. В соответствии с указанной статьей никакие принимаемые после вынесения судебного решения принудительные меры, такие, как обращение взыскания, арест и исполнение решения в отношении собственности государства, не могут быть приняты в связи с разбирательством в суде другого государства, за исключением случаев, когда и в той мере, в какой:

c)государство прямо согласилось на принятие таких мер, которые указаны:

  • — в международном соглашении;
  • — в арбитражном соглашении или в письменном контракте; или
  • — в заявлении перед судом или в письменном сообщении после возникновения спора между сторонами; либо

d)государство зарезервировало или обозначило собственность для удовлетворения иска, являющегося объектом этого разбирательства; либо

e) было установлено, что собственность непосредственно используется или предназначается для использования государством для иных целей, чем государственные некоммерческие цели, и находится на территории государства суда при условии, что принудительные меры после вынесения судебного решения могут быть приняты только в отношении собственности, которая имеет связь с образованием, против которого было направлено судебное разбирательство.

Статья 11 Закона об исполнительном производстве указывает на то, что порядок исполнения в Российской Федерации решений иностранных судов и арбитражей устанавливается соответствующими международными договорами РФ, процессуальным законодательством РФ и Законом об исполнительном производстве. Как отмечено выше, сам порядок исполнения в соответствии с законодательством об исполнительном производстве един, независимо от национальной принадлежности сторон исполнительного производства. Однако возможны случаи, когда имущество должника находится за рубежом либо на территории иного государства должны быть совершены определенные исполнительные действия, осуществлен сбор информации о должнике, его имуществе и т.д. Так, согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель вправе запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором РФ. Согласно ч. 2 ст. 65 Закона об исполнительном производстве исполнительный розыск осуществляется в рамках возбужденного в Российской Федерации исполнительного производства только в порядке, предусмотренном международным договором. Следует иметь в виду, что в соответствии 1 *215 с принципом суверенитета государств российские органы принудительного исполнения не имеют полномочий на непосредственное совершение исполнительных действий на территории других государства (как и иностранные органы принудительного исполнения на территории РФ), если иное прямо не предусмотрено международным договором. Даже в тех случаях, когда международный договор предусматривает возможность сотрудничества в сфере принудительного исполнения, такое сотрудничество осуществляется, как правило, не посредством выезда должностных лиц на территорию другого государства, а посредством направления запроса о правовой помощи компетентному органу соответствующего государства для совершения определенных действий на территории своего государства. К сожалению, в настоящее время у судебных приставов-исполнителей отсутствуют эффективные международно-правовые инструменты для совершения исполнительных действий в отношении лиц и имущества, находящихся в большинстве иностранных государств, с которыми у Российской Федерации нет договоров о правовой помощи. С учетом указанного Закон об исполнительном производстве прямо предусмотрел в ч. 3 ст. 76, что взыскание на дебиторскую задолженность должника не обращается в случаях, когда дебитор находится в иностранном государстве, с которым Российской Федерацией не заключен договор о правовой помощи. Также п. 7 ч. 1 ст. 46 Закона об исполнительном производстве предусматривает окончание исполнительного производства по взысканию административного штрафа в случае, если должник, который не уплатил административный штраф, является гражданином иностранного государства или лицом без гражданства и на основании судебного акта выдворен за пределы Российской Федерации. При этом и наличие действующего международного договора о правовой помощи не является залогом успешного исполнения требований исполнительного документа в отношении лица или имущества, находящегося на территории иностранного государства. В данном случае неизбежны значительное затягивание исполнения в связи с необходимостью международной пересылки процессуальных документов, расходы взыскателя на привлечение юридических консультантов в государстве исполнения для взаимодействия с местными органами принудительного исполнения, содействия в оформлении необходимых документов и т.д.

Согласно ст. 12 Закона об исполнительном производстве не отнесены к исполнительным документам судебные и иные акты иностранных органов. Исключения из указанного правила могут быть установлены международным договором (например, исполнительные документы белорусских хозяйственных судов, предусмотренные уже упомянутым в гл. 6 Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о порядке взаимного исполнения судебных актов арбитражных судов Российской Федерации и хозяйственных судов Республики Беларусь 2001 г. 1 )- Таким образом, 1 *216 по общему правилу в соответствии с Законом об исполнительном производстве на территории РФ подлежат принудительному исполнению только исполнительные документы, выданные на территории РФ в соответствии с российским законодательством. Вместе с тем некоторые исполнительные документы выдаются в Российской Федерации на основании документов, выданных иностранными юрисдикционными и иными органами, но которые подлежат признанию и исполнению на территории РФ в соответствии с российским законодательством и международными договорами. Прежде всего, речь идет о решениях иностранных судов, иностранных третейских судов (арбитражей).

В соответствии со ст. 409 ГПК РФ решения иностранных судов, в том числе решения об утверждении мировых соглашений, признаются и исполняются в Российской Федерации, если это предусмотрено международным договором РФ. Ходатайство взыскателя о принудительном исполнении решения иностранного суда рассматривается компетентным российским судом. Статьей 412 ГПК РФ установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в принудительном исполнении решения иностранного суда.

О принудительном исполнении решения иностранного суда российским судом выносится определение, на основании которого выдается исполнительный лист. В данном случае полномочия органа, выдавшего исполнительный документ, в исполнительном производстве осуществляет не иностранный суд, вынесший решение, а российский суд, который вынес определение о его принудительном исполнении.

Помимо собственно приведения в исполнение процессуальным законодательством предусматривается признание решений иностранных судов, которые не требуют принудительного исполнения (ст. 413 ГПК РФ). Как отмечается в юридической литературе, признание иностранного судебного решения является пассивным в том смысле, что оно не требует никаких действий от суда, к которому оно обращено. Приведение в принудительное исполнение, с другой стороны, требует от суда, к которому оно обращено, предпринять активные действия по разрешению исполнения иностранного судебного решения в отношении имущества ответчика. Можно себе представить признание без принудительного исполнения, но не принудительное исполнение без признания. При этом нет ни одной правовой системы, в которой на практике иностранные судебные решения подлежат автоматическому приведению в исполнение, без специальных национальных процедур и (или) особых условий приведения в исполнение (даже если это возможно теоретически) *217 .

Процедуры признания и приведения в исполнение иностранных судебных решений предусмотрены в законодательствах большинства стран (Россия в данном случае не стала исключением, предусмотрев судебный порядок приведения в исполнение решений иностранных судов в процессуальных кодексах), а также в целом ряде двусторонних и многосторонних международных договоров (например, Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенной в Кишиневе 07.10.2002).

В АПК РФ предусмотрен аналогичный ГПК РФ порядок признания и приведения в исполнение решений иностранных судов (гл. 31 АПК РФ). Статья 241 АПК РФ предусматривает, что решения судов иностранных государств признаются и приводятся в исполнение в Российской Федерации арбитражными судами, если признание и приведение в исполнение таких решений предусмотрено международным договором РФ и федеральным законом. Однако судебная практика ВАС РФ на определенном этапе пошла по пути констатации возможности признания и приведения в исполнение иностранных судебных решений и без наличия соответствующего международного договора РФ. При этом ВАС РФ ссылался на «общепризнанный принцип международной вежливости, предписывающий государствам относится к иностранному правопорядку вежливо и обходительно, принцип взаимности, предполагающий взаимное уважение судами различных государств результатов деятельности каждого», а также на общие положения международных договоров РФ, не предусматривающих напрямую взаимное признание и исполнение судебных решений *218 .

Решения расположенных на территории иностранных государств третейских судов (арбитражей) подлежат признанию и приведению в исполнение на территории РФ в порядке, аналогичном установленному для признания и приведения в исполнение решений иностранных государственных судов (ст. 416 ГПК РФ, ст. 241 АПК РФ). На территории РФ признаются и приводятся в исполнение арбитражные решения, вынесенные негосударственными институтами на территории почти 150 стран — участниц Конвенции ООН о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г. *219 , в отличие от решений иностранных государственных судов, которые признаются и приводятся в исполнение только в отношении ограниченного круга государств, с которыми у Российской Федерации заключены соответствующие международные договоры (государства СНГ, отдельные государства Европы, Азии, Америки и Африки, в круг которых не входят крупные индустриальные державы, такие как США, Великобритания, Франция и Япония).

Еще раз отметим, что, если иное прямо не предусмотрено международным договором, собственно исполнение иностранных судебных и арбитражных решений, которые были в установленном порядке признаны и приведены в исполнение на территории РФ, осуществляется в общем порядке исполнительного производства, предусмотренном законом для исполнения требований исполнительных листов, выданных российскими судами (в рассматриваемом случае на основании определения суда о признании и приведении в исполнение соответствующего решения), независимо от государства вынесения первоначального решения. Например, Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенная в г. Минске 22.01.1993, предусматривая условия для признания и приведения в исполнение судебных решений государств-участников на территории друг друга, прямо предусматривает в ст. 54, что порядок принудительного исполнения определяется по законодательству страны, на территории которой должно быть осуществлено принудительное исполнение.

Исполнительные документы могут иметь своей правовой основой не только решение иностранного суда или третейского суда (арбитража), но и акты иных иностранных органов, если это предусмотрено международным договором. К таким исполнительным документам относится упомянутый в гл. 6 запрос центрального органа о розыске ребенка, незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации. Вместе с тем в порядке исполнительного производства подлежит исполнению именно запрос российского органа (Минобрнауки России) на основании обращения иностранного уполномоченного органа или заинтересованного лица.

Источник: https://studme.org/79241/pravo/mezhdunarodno-pravovye_osnovy_prinuditelnogo_ispolneniya

Исполнение судебных актов и актов других органов в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций

Данная статья определяет порядок исполнения судебных актов и актов других органов, принятых в отношении иностранцев, лиц без гражданства, иностранных организаций, имея в виду, прежде всего, акты юрисдикционных органов РФ. Вместе с тем этот же порядок установлен для исполнения иностранных судебных и арбитражных решений.

В основе данной нормы лежит положение ст. 62 (ч. 3) Конституции РФ о том, что иностранные граждане, лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных Федеральным законом и международным договором Российской Федерации. Она также является логическим продолжением норм ст. 398 ГПК РФ, согласно которым иностранные граждане, организации и лица без гражданства имеют право обращаться в суды Российской Федерации и пользуются гражданскими процессуальными правами наравне с российскими гражданами. Это означает, что иностранные граждане и лица без гражданства имеют право, в установленном законом порядке, обращаться в службу судебных приставов-исполнителей с заявлением о возбуждении исполнительного производства, участвовать в исполнительном производстве в качестве взыскателя и (или) должника, осуществлять права и исполнять обязанности, предусмотренные Федеральным законом «Об исполнительном производстве». На них распространяются правила об основаниях применения мер принудительного исполнения, об отдельных мерах принудительного исполнения, способах защиты прав взыскателя и должника и т. д.

Таким образом, на иностранных граждан, лиц без гражданства, на иностранные организации на территории Российской Федерации распространяется национальный правовой режим, т. е. общий порядок принудительного исполнения, установленный Федеральным законом «Об исполнительном производстве». Однако если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные федеральным законодательством РФ об исполнительном производстве, то применяются правила международного договора.

Общие правила об исполнительном производстве не применяются в отношении иностранных граждан и международных организаций, пользующихся иммунитетом.

Дипломатический агент (глава или член дипломатического представительства) пользуется иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции государства пребывания, кроме случаев предъявления:

• вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу, находящемуся на территории государства пребывания, если только он не владеет им от имени аккредитующего государства для целей предпринимательства;

• исков, касающихся наследования, в отношении которых дипломатический агент выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя над наследственным имуществом, наследника или отказополучателя как частное лицо, а не от имени аккредитующего государства;

• исков, относящихся к любой профессиональной деятельности или коммерческой деятельности, осуществляемой дипломатическим агентом в государстве пребывания за пределами своих функций (ст. 31 Конвенции).

Никакие исполнительные меры не могут приниматься в отношении дипломатического агента, за исключением трех вышеперечисленных случаев. Возбуждение дела в суде страны пребывания лицом, пользующимся иммунитетом от юрисдикции, лишает его права ссылаться на иммунитет, если, например, к нему будет предъявлен встречный иск. Однако отказ от иммунитета от юрисдикции в отношении гражданского или административного дела не означает отказ от иммунитета в отношении исполнения решения, для чего требуется особый отказ.

Дата добавления: 2015-05-31 ; Просмотров: 1066 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник: https://studopedia.su/17_102680_ispolnenie-sudebnih-aktov-i-aktov-drugih-organov-v-otnoshenii-inostrannih-grazhdan-lits-bez-grazhdanstva-i-inostrannih-organizatsiy.html


Похожие записи:

Добавить комментарий