Катар форма правления форма государственного устройства форма политического режима

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Катар форма правления форма государственного устройства форма политического режима». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

1 категория высшее профессиональное юридическое образование и стаж работы в должности юрисконсульта 2 категории не менее 3 лет. контролю своевременности предоставления структурными подразделениями справок, расчетов, объяснений и других материалов для подготовки ответов на претензии и т. давать структурным подразделениям и отдельным специалистам обязательные для исполнения указания по правовым вопросам;.

Катар форма правления форма государственного устройства форма политического режима

Государство, расположенное в восточной части Аравийского полуострова.
Территория — 11,4 тыс. кв. км. Столица — г.Доха.
Население — около 700 тыс. чел. (1997 г.), в основном арабы.
Официальный язык — арабский.
Государственная религия — ислам.
С VII в. входил в Арабский халифат, затем с XIII в. — управлялся эмирами Бахрейна, с XVI в. — под властью Португалии. С 1871 г. Катар находился под господством Турции, с 1916 г. — протекторат Великобритании. В 1971 г. провозглашена независимость.

Государственное устройство

Катар — унитарное государство.
Действует временная Конституция 1970 г. с изменениями 1995 г. В 1999 г. созван конституционный комитет для разработки постоянного Основного закона. По форме правления Катар — абсолютная монархия. Политический режим — феодально-абсолютистский. Организованная оппозиция в стране отсутствует, деятельность политических партий запрещена.
Согласно Конституции вся полнота законодательной и исполнительной власти принадлежит главе государства — Эмиру, который избирается из своей среды мужскими членами правящей семьи Аль Тани (насчитывает 3000 чел.). Полномочия монарха чрезвычайно широки. Он представляет государство во внешних сношениях, является верховным главнокомандующим вооруженными силами Катара; назначает и смещает гражданских и военных служащих, формирует Совет обороны. Своим указом Эмир может отменить любое решение суда.
Органом исполнительной власти является правительство — Совет министров, который призван помогать Эмиру в осуществлении им его исполнительных функций. Эмир может непосредственно возглавлять правительство в качестве Премьер-министра (в настоящее время этот пост занимает брат Эмира). Эмир назначает министров по рекомендации Премьер-министра и по своему усмотрению может в любой момент сместить их с занимаемых постов. Министры несут перед Эмиром коллективную политическую ответственность, а также индивидуальную ответственность за исполнение своих обязанностей.
В 1972 г. сформирован Консультативный совет (Маджлис аш-шура), состоящий из 35 человек, назначаемых Эмиром. Монарх вправе назначать дополнительно неограниченное число членов, если сочтет необходимым. В соответствии с Конституцией Эмир утверждает и промульгирует законы после обсуждения их в Консультативном совете, однако какого-либо одобрения законопроекта не требуется. Консультативный совет также обсуждает общую политику государства в ее основных сферах и вправе адресовать запрос любому министру по вопросам, находящимся в ведении возглавляемого им министерства.
В 1999 г. катарцы (включая женщин) получили право избирать и быть избранными в Центральный муниципальный совет (29 членов) — совещательный орган по вопросам коммунального хозяйства, транспорта и т.д.

Правовая система Катара основана на мусульманском праве. Согласно Конституции (ст.1) шариат является «главным», «фундаментальным» источником законодательства. В то же время многие отрасли законодательства носят вполне светский характер и следуют принципам романо-германского права.
До начала 1970-х гг. правовая система страны оставалась весьма архаичной, в ней господствовало некодифицированное мусульманское право. С провозглашением независимости был взят курс на интенсивную модернизацию всего государственно-правового здания. В 1971 г. Эмиром приняты Гражданский, Гражданский процессуальный, Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, составленные на основе египетских образцов (см. раздел «Египет»).
Временная Конституция 1970 г. декларировала общедемократические права и свободы личности (равенство, свободу печати, неприкосновенность жилища, частной и коллективной собственности). Однако в современных условиях Катара они в полной мере не реализуются.
Право личного статуса (брак, развод, наследование) остается в Катаре до сих пор некодифицированным, основываясь непосредственно на нормах шариата и доктринах ханбалитской школы мусульманского права.
В качестве принципов экономической политики государства Конституция Катара провозглашает «интересы общества», «общее благо», «процветание страны и всех граждан». В соответствии с этими принципами государство осуществляет прямой контроль над экономикой, обеспечивая ее стабильность. При этом законодательство закрепляет гарантии прав собственности и частного предпринимательства. В регулировании гражданских и коммерческих правоотношений ведущую роль играет Закон 1971 г. о гражданских и торговых отношениях, испытывающий некоторое влияние шариата. Одним из важных источников торгового права является Закон о коммерческих компаниях 1981 г. Иностранные инвестиции регулирует Закон 1990 г., устанавливающий весьма жесткие ограничения для иностранного капитала.
В области интеллектуальной собственности действуют Закон 1978 г. о товарных знаках и Закон 1995 г. о защите интеллектуальной собственности и авторского права.
Высокие доходы от продажи нефти и газа позволили Катару добиться больших успехов в развитии системы социального обеспечения и здравоохранения. Образование согласно Конституции стало обязательным, всеобщим и бесплатным.
Трудовое законодательство не разрешает работникам объединяться в профсоюзы и вести коллективные переговоры, однако забастовки разрешены (в случае, если правительственное посредничество в разрешении трудового спора не увенчается успехом).
Основным источником уголовного права является Уголовный кодекс Катара 1971 г., предусматривающий применение норм шариата к мусульманам за совершение некоторых видов преступлений. Смертная казнь предусмотрена законом за ряд преступлений: убийство; преступления против государства; предоставление ложной информации, если это привело к осуждению к казни невиновного лица; торговля наркотиками рецидивистом.
Правила судопроизводства, предусмотренные УПК 1971 г., Гражданско- и Торгово-процессуальным кодексом 1990 г., существенно различаются в шариатских и общих судах. В уголовном процессе предусмотрены основные процессуальные гарантии. Предварительное заключение сроком более 4дней должно санкционироваться судом.

Судебная система. Органы контроля

До принятия временной Конституции 1970 г. в Катаре не существовало четкого разграничения исполнительной и судебной властей, многие судебные дела решались непосредственно Эмиром. Конституция (ст.65) объявила, что судьи независимы при осуществлении своих полномочий и никто не должен вмешиваться в осуществление правосудия. Произошло также некоторое ограничение компетенции шариатских судов, которые прежде занимались всеми спорами, конфликтами, правонарушениями и преступлениями. В настоящее время они действуют в сфере личного и семейного права, напрямую вытекающего из основополагающих источников шариата. К их ведению относится также рассмотрение таких преступлений, как убийство, изнасилование и незаконные половые отношения, если они совершены мусульманами. Система шариатских судов включает суды первой инстанции и апелляционный шариатский суд (Верховный суд шариата).
Помимо шариатских судов существуют общие уголовные и гражданские суды, к ведению которых относится широкий круг правонарушений и преступлений, а также все гражданские споры. Высшей инстанцией для общих судов является Апелляционный суд. Наряду с общими действуют специальные дорожные и трудовые суды.
Важную роль в разрешении коммерческих споров играет Торгово-промышленная палата Катара.

Источник: https://kommentarii.org/strani_mira_eciklopediy/katar.html

КатарГосударство Катар

Судебная система. Органы контроля

Государство, расположенное в восточной части Аравийского полуострова.

Территория — 11,4 тыс. кв. км. Столица — г.Доха.

Население — около 700 тыс. чел. (1997 г.), в основном арабы.

Официальный язык — арабский.

Государственная религия — ислам.

С VII в. входил в Арабский халифат, затем с XIII в. — управлялся эмирами Бахрейна, с XVI в. — под властью Португалии. С 1871 г. Катар находился под господством Турции, с 1916 г. — протекторат Великобритании. В 1971 г. провозглашена независимость.

Катар — унитарное государство.

Действует временная Конституция 1970 г. с изменениями 1995 г. В 1999 г. созван конституционный комитет для разработки постоянного Основного закона. По форме правления Катар — абсолютная монархия. Политический режим — феодально-абсолютистский. Организованная оппозиция в стране отсутствует, деятельность политических партий запрещена.

Согласно Конституции вся полнота законодательной и исполнительной власти принадлежит главе государства — Эмиру, который избирается из своей среды мужскими членами правящей семьи Аль Тани (насчитывает 3000 чел.). Полномочия монарха чрезвычайно широки. Он представляет государство во внешних сношениях, является верховным главнокомандующим вооруженными силами Катара; назначает и смещает гражданских и военных служащих, формирует Совет обороны. Своим указом Эмир может отменить любое решение суда.

Органом исполнительной власти является правительство — Совет министров, который призван помогать Эмиру в осуществлении им его исполнительных функций. Эмир может непосредственно возглавлять правительство в качестве Премьер-министра (в настоящее время этот пост занимает брат Эмира).

В 1972 г. сформирован Консультативный совет (Маджлис аш-шура), состоящий из 35 человек, назначаемых Эмиром. Монарх вправе назначать дополнительно неограниченное число членов, если сочтет необходимым. В соответствии с Конституцией Эмир утверждает и промульгирует законы после обсуждения их в Консультативном совете, однако какого-либо одобрения законопроекта не требуется. Консультативный совет также обсуждает общую политику государства в ее основных сферах и вправе адресовать запрос любому министру по вопросам, находящимся в ведении возглавляемого им министерства.

В 1999 г. катарцы (включая женщин) получили право избирать и быть избранными в Центральный муниципальный совет (29 членов) — совещательный орган по вопросам коммунального хозяйства, транспорта и т.д.

Правовая система Катара основана на мусульманском праве. Согласно Конституции (ст.1) шариат является «главным», «фундаментальным» источником законодательства. В то же время многие отрасли законодательства носят вполне светский характер и следуют принципам романо-германского права.

До начала 1970-х гг. правовая система страны оставалась весьма архаичной, в ней господствовало некодифицированное мусульманское право. С провозглашением независимости был взят курс на интенсивную модернизацию всего государственно-правового здания. В 1971 г. Эмиром приняты Гражданский, Гражданский процессуальный, Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, составленные на основе египетских образцов (см. раздел «Египет»).

Временная Конституция 1970 г. декларировала общедемократические права и свободы личности (равенство, свободу печати, неприкосновенность жилища, частной и коллективной собственности).

Право личного статуса (брак, развод, наследование) остается в Катаре до сих пор некодифицированным, основываясь непосредственно на нормах шариата и доктринах ханбалитской школы мусульманского права.

В качестве принципов экономической политики государства Конституция Катара провозглашает «интересы общества», «общее благо», «процветание страны и всех граждан». В соответствии с этими принципами государство осуществляет прямой контроль над экономикой, обеспечивая ее стабильность. При этом законодательство закрепляет гарантии прав собственности и частного предпринимательства. В регулировании гражданских и коммерческих правоотношений ведущую роль играет Закон 1971 г. о гражданских и торговых отношениях, испытывающий некоторое влияние шариата. Одним из важных источников торгового права является Закон о коммерческих компаниях 1981 г. Иностранные инвестиции регулирует Закон 1990 г., устанавливающий весьма жесткие ограничения для иностранного капитала.

В области интеллектуальной собственности действуют Закон 1978 г. о товарных знаках и Закон 1995 г. о защите интеллектуальной собственности и авторского права.

Высокие доходы от продажи нефти и газа позволили Катару добиться больших успехов в развитии системы социального обеспечения и здравоохранения. Образование согласно Конституции стало обязательным, всеобщим и бесплатным.

Трудовое законодательство не разрешает работникам объединяться в профсоюзы и вести коллективные переговоры, однако забастовки разрешены (в случае, если правительственное посредничество в разрешении трудового спора не увенчается успехом).

Основным источником уголовного права является Уголовный кодекс Катара 1971 г., предусматривающий применение норм шариата к мусульманам за совершение некоторых видов преступлений. Смертная казнь предусмотрена законом за ряд преступлений: убийство; преступления против государства; предоставление ложной информации, если это привело к осуждению к казни невиновного лица; торговля наркотиками рецидивистом.

Правила судопроизводства, предусмотренные УПК 1971 г., Гражданско- и Торгово-процессуальным кодексом 1990 г., существенно различаются в шариатских и общих судах. В уголовном процессе предусмотрены основные процессуальные гарантии. Предварительное заключение сроком более 4дней должно санкционироваться судом.

Судебная система. Органы контроля

До принятия временной Конституции 1970 г. в Катаре не существовало четкого разграничения исполнительной и судебной властей, многие судебные дела решались непосредственно Эмиром. Конституция (ст.65) объявила, что судьи независимы при осуществлении своих полномочий и никто не должен вмешиваться в осуществление правосудия. Произошло также некоторое ограничение компетенции шариатских судов, которые прежде занимались всеми спорами, конфликтами, правонарушениями и преступлениями. В настоящее время они действуют в сфере личного и семейного права, напрямую вытекающего из основополагающих источников шариата. К их ведению относится также рассмотрение таких преступлений, как убийство, изнасилование и незаконные половые отношения, если они совершены мусульманами. Система шариатских судов включает суды первой инстанции и апелляционный шариатский суд (Верховный суд шариата).

Помимо шариатских судов существуют общие уголовные и гражданские суды, к ведению которых относится широкий круг правонарушений и преступлений, а также все гражданские споры. Высшей инстанцией для общих судов является Апелляционный суд. Наряду с общими действуют специальные дорожные и трудовые суды.

Важную роль в разрешении коммерческих споров играет Торгово-промышленная палата Катара.

Источник: https://scicenter.online/sravnitelnoe-pravo-scicenter/katargosudarstvo-katar-84701.html

Конституционные основы, характеристика формы правления

Главная / Западная Азия / Катар / Конституционные основы, характеристика формы правления — Далее

С 1970 года в Катаре действовала Временная конституция, в которую в 1995 году были внесены поправки.

Постоянная конституция Государства Катар была ратифицирована на референдуме 29 апреля 2003 года, одобрена Эмиром 8 июня 2004 года, вступила в силу 9 июня 2005 года.

Поправок к конституции пока не было принято, так как, согласно конституции Катара, предложения о поправках можно вносить только по истечении 10 лет со дня вступления конституции в силу.

Порядок внесения изменений в конституцию следующий: Эмир или одна треть членов Совета Шуры имеют исключительное право вносить изменения одной или более статей Постоянной конституции Государства Катар. Если большинство членов Совета поддерживает поправку в принципе, то Совет может обсудить её постатейно. Поправка должна быть поддержана не менее двумя третями членов Совета. Вышеупомянутая поправка вступает в силу после одобрения Эмиром и официального обнародования. В случае отклонения поправки она может быть вновь внесена только по истечении одного года со дня её отклонения. Положения, касающиеся государственного правления и его наследования, не могут быть пересмотрены. Положения, касающиеся гражданских прав и свобод, не могут быть пересмотрены, если целью не является предоставление больших прав и гарантий в интересах гражданина. Положения, касающиеся функций Эмира, не могут быть пересмотрены в течение срока его полномочий.

Государство должно поддерживать основные общественные принципы и обеспечивать безопасность, стабильность и равные возможности для всех граждан. Государство должно стараться укреплять дух национального единства, сотрудничества и братства среди всех граждан,

Семья — основа общества. Катарская семья основана на религии, этике и патриотизме.

Государство должно заботиться о молодёжи и защищать её от коррупции, эксплуатации, зла, физического, умственного и духовного пренебрежения. Государство должно также создавать благоприятные условия для развития способностей молодёжи во всех областях с помощью качественного образования.

Государство должно способствовать здравоохранению; предупреждать распространение болезней и эпидемий и обеспечивать лечение в соответствии с законом.

Государство должно содействовать, сохранять и помогать в распространении науки, искусства, культурного и национального наследия и стимулировать научные исследования.

Государство должно гарантировать, стимулировать и прилагать усилия в распространении образования.

Собственность, капитал и труд, а также индивидуальные права с социальной функцией, которые должны регулироваться законом, составляют основу социальной структуры государства.

Частная собственность неприкосновенна; и никто не должен быть лишён своей собственности, если причиной такого решения не является общественная польза и в случаях, закреплённых законом и в установленном порядке, при условии, что лицу произведут компенсацию.

Государство должно гарантировать свободу предпринимательства на основе социальной справедливости и сбалансированного сотрудничества между частной и общественной деятельностью с целью достижения социально-экономического развития, роста производства, общественного благосостояния, повышения уровня жизни и обеспечения возможностей трудоустройства в соответствии с положениями закона.

Граждане Катара равны в гражданских правах и обязанностях.

Все люди равны перед законом, и не должно существовать никакой дискриминации по половому, расовому, языковому или религиозному признаку.

Гарантируется личная свобода, и ни один человек не может быть арестован, задержан, обыскан, его свобода местожительства и передвижения не может быть ограничена, кроме случаев, установленных законом; ни один человек не должен подвергаться пыткам или любому унизительному обращению; и пытка должна рассматриваться как преступление, наказуемое в соответствии с законом.

Гарантируется неприкосновенность частной жизни.

Государство должно гарантировать право граждан избирать и быть избранными в соответствии с законом.

Право граждан собираться гарантируется в соответствии с законом.

Право граждан на объединение гарантируется в соответствии с условиями, сформулированными в законе.

Свобода выражения мнения и научного исследования гарантируется в соответствии с условиями, сформулированными в законе.

Свобода прессы, печати и публикаций должна гарантироваться в соответствии с законом.

Все граждане имеют право на образование; и государство должно пытаться сделать общее образование обязательным и бесплатным в соответствии с законами государства.

Свобода отправления религиозных обрядов должна гарантироваться всем людям в соответствии с законом и требованиями поддержания общественного порядка и морали.

Согласно ст. 8 Постоянной конституции Государства Катар, правление в стране наследственное; рассматривается как традиционная монархия (сайт Министерства иностранных дел Катара). Глава государства — Эмир.

← Назад | Конституционные основы, характеристика формы правления | Вперёд →

  • Главная страница
  • Страны мира
  • Азия
  • Западная Азия
    • Год образования
    • Географическое положение, площадь, границы
    • Население
    • Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
    • Язык
    • Катар в древности
    • Катар в средние века
    • Катар накануне нового времени
    • Приход к власти династии ат-Тани
    • Период британского протектората
    • Катар после провозглашения независимости
    • Катар: нациеобразование
    • Конституционные основы, характеристика формы правления
    • Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
    • Особенности исполнительной власти
    • Эмиры в 1971–2012 годах
    • Главы правительства в 1960–2012 годах
    • Особенности законодательной власти
    • Особенности судебной власти
    • Территориально-государственное устройство
    • Местное управление и самоуправление
    • Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
    • Внутренние конфликты и расколы
    • Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
    • Религия и государство, роль религии в политике
    • Особенности партийной системы
    • Политическая роль военных/силовых структур
    • НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
    • Положение и роль СМИ
    • Положение Катара в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2009 годах
    • Гендерное равенство/неравенство
    • Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
    • Вес в мировой экономике в 1990–2008 годах
    • Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
    • Основные показатели экономики в 1990–2008 годах
    • Военные расходы в 1990–2008 годах
    • Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
    • Внешнеполитические контрагенты
    • Отношения с Россией
    • Попытки неконституционной смены власти или государственных переворотов (начиная с 1974 года)
    • Присутствие на территории страны нелегальных сепаратистских или антиправительственных движений
    • Наличие территориальных претензий со стороны иностранных государств
    • Наличие угрозы терроризма
    • Уровень и характер коррупции
    • Положение Катара в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2009 годах
    • Сокращение численности населения
    • Избыточная миграция
    • Угроза вооружённой агрессии со стороны другого государства
    • Размещение страны в зоне стихийных бедствий
    • Экономические угрозы
    • Угрозы безопасности человека

Оценка качества размещённой на Сайте информации, её актуальности, полноты и применимости — в Вашем ведении и компетенции. Сайт не является средством массовой информации. Аудитория — 16+.

Источник: http://www.hyno.ru/tom2/681.html

7.4. Форма государственного устройства и форма политического режима

Форма государственного устройства — это внутреннее строение государства, административно-территориальная организация государственной власти, определяющая характер взаимоотношений между составными частями государства, между центральными и местными органами власти.

Форма государственного устройства тесно связана с территориальным признаком государства. Она дает возможность понять, из каких территориальных единиц состоит государство, каков их правовой статус и взаимоотношения между собой и центральными органами государственной власти.

Существуют три формы государственного устройства — унитарная, федеративная и конфедеративная.

Унитарное государство — это целостное государство, административно-территориальные единицы которого не обладают признаками суверенитета. Признаками унитарного государства служат:

1) единая система законодательства. Части государства не имеют права издавать свои законы;

2) единая система органов власти. Высшие органы государственной власти осуществляют непосредственное руководство местными органами;

3) единая денежная единица;

4) единая финансовая, налоговая, кредитная система;

6) единые вооруженные силы;

7) единые атрибуты государства (флаг, герб, гимн);

8) составные части государства не обладают признаками суверенитета, т.е. не являются государственными образованиями и не могут проводить самостоятельную политику.

Большинство современных государств — унитарные. Унитарная форма государственного устройства сохраняет государственное единство и обеспечивает эффективность управления. Как правило, унитарные государства — небольшие по территории и имеют однонациональный состав (Франция, Япония, Швеция, Эстония и др.). Однако есть унитарные государства с многонациональным составом населения (Афганистан, Пакистан, Турция, Китай и др.), а некоторые из них, как, например, Китай, представляют собой крупные территориальные образования.

Федеративное государство — это сложное союзное государство, составные части которого представляют собой государственные образования и обладают признаками суверенитета.

Отличительными признаками федерации служат:

1) двойная система законодательства. Составные части государства (субъекты федерации) имеют право издавать свои законы, которые не должны противоречить федеральному законодательству;

2) двойная система органов власти, состоящая из центральных федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов федерации;

3) единая денежная единица;

4) двухканальная финансовая и налоговая система. Субъекты федерации имеют право формировать свой бюджет и собирать налоги, которые не должны противоречить федеральной налоговой политике;

5) двойное гражданство. Наряду с федеральным гражданством существует гражданство субъекта федерации, которое, однако, имеет значение только внутри страны;

6) единые вооруженные силы;

7) субъекты федерации могут учреждать свои атрибуты государственной власти, которые существуют наряду с федеральными;

8) основные ограничения суверенитета субъектов федерации — это запрет на осуществление внешнеполитической деятельности и запрет на выход из состава федерации.

Различают территориальные и национальные федерации. При формировании территориальных федераций учитываются плотность населения, рельеф местности, другие территориально-экономические признаки. Субъекты территориальной федерации имеют значительные ограничения в своих полномочиях (США, Мексика, ФРГ). В национальных федерациях принципом территориального деления служит национальный состав населения данного региона. Национальные федерации строятся на основе добровольного объединения субъектов, что обеспечивает национальный суверенитет и право наций на самоопределение (Югославия).

Россия имеет смешанное территориальное устройство, сочетающее в себе черты и территориальной, и национальной федерации. Национальные государственные образования в составе Российской Федерации представляют республики, территориальными — области, края, города федерального значения. Особый статус имеют автономии — автономные округа и автономная область. Смешанный характер территориального устройства России требует гибкой и продуманной политики со стороны высших федеральных органов власти.

Конфедерация — это государственно-правовой союз суверенных государств, созданный для достижения определенных целей. Конфедерация сочетает в себе признаки международно-правовой и внутригосударственной организации. Государства, входящие в конфедерацию, сохраняют суверенитет во внутренней и внешней политике. Целями объединения служат в основном внешнеполитические проблемы (оборона, внешняя торговля, таможенная политика и т.д.).

Конфедерации характеризуются следующими признаками:

1) конфедерация не имеет единой системы законодательства. В государствах, входящих в конфедерацию, действуют свои законы. Отношения между членами конфедерации регулируются на основе договоров;

2) в конфедерации нет единой системы органов власти. Каждое государство в составе конфедерации имеет свой государственный механизм. Тем не менее создаются общие конфедеративные органы, координирующие решение общих проблем;

3) конфедерация, как правило, не имеет своей денежной единицы, однако пример объединенной Европы показывает, что может быть создана единая денежная система с общей валютой;

4) финансовая и налоговая системы сохраняют специфику в каждой отдельной стране, тем не менее создается общий денежный фонд для финансирования мероприятий, связанных с достижением целей конфедерации;

5) отсутствует гражданство конфедерации, но может быть упрощено перемещение граждан одного государства, входящего в состав конфедерации, на территорию другого;

6) каждое государство сохраняет свои вооруженные силы. Если конфедерация создается для достижения военных целей, то вооруженные силы государств —членов конфедерации объединяются под единым командованием;

7) государства, входящие в конфедерацию, остаются суверенными субъектами международных отношений. Они вправе не при знавать акты, принимаемые конфедеративными органами. Субъекты конфедерации имеют право свободного выхода из состава кон федерации;

8) конфедерации имеют нестойкий характер. По достижении поставленных целей они либо распадаются, либо преобразуются в федерацию.

Большинство конфедераций существовало в XVIII —XIX вв. Это, например, Нидерланды, США, Швейцарский союз, Германский союз и др. На их основе были созданы единые государства. В XX в. конфедерациями были объединение советских республик во время гражданской войны в России, а в середине века — Объединенная Арабская Республика (Египет и Сирия) и Сенегамбия (Сенегал и Гамбия). Последние две просуществовали недолго и распались. В настоящее время признаками конфедерации обладают Содружество Независимых Государств и Европейское сообщество.

Форма политического режима — это совокупность способов и методов осуществления государственной власти. В широком смысле политический режим определяет функционирование всей политической системы. Политический режим выступает наиболее динамичной формой государства. С его изменением, даже если форма правления и форма государственного устройства остаются прежними, может последовать смена курса внутренней и внешней политики. В зависимости от того, какие методы применяются государством для осуществления политической власти, выделяют демократический и антидемократический режимы.

Демократический политический режим обеспечивает защищенность прав и свобод граждан и их реальное участие в управлении государством. Он характеризуется следующими признаками:

1) выборность органов государственной власти, их ответственность перед избирателями;

3) приоритет права во всех сферах государственной и общественной жизни;

4) реальность и гарантированность прав и свобод граждан;

5) политический плюрализм, многопартийность, легальность политической оппозиции;

6) максимальный учет интересов всех слоев населения.

Антидемократический политический режим отвергает равенство во взаимоотношениях государства и личности и устанавливает диктат государства над обществом. Признаками антидемократического режима служат:

1) формирование органов власти невыборным путем или путем псевдовыборов;

2) отсутствие разделения властей, усиление роли исполнитель ной ветви власти;

3) преобладание государства над правом, господство беззакония и произвола со стороны государства;

4) отсутствие реальных прав и свобод (они могут быть декла рированы, но в действительности не исполняются);

5) однопартийная система, господство единой государственной идеологии, запрет политической оппозиции, преследование за инакомыслие;

6) игнорирование интересов населения, отдельных его слоев.

Деление политического режима на демократический и антидемократический не является исчерпывающим. Существует более подробная их классификация.

Разновидностями демократического режима являются либерально-демократический и собственно демократический режимы. Либерально-демократический режим предполагает осуществление власти гуманными и демократическими методами, не допуская действий, направленных на изменение существующего строя. Собственно демократический режим провозглашает и гарантирует народовластие, политический плюрализм, возможность избирать и быть избранным в представительные органы государственной власти.

Антидемократический режим бывает нескольких видов. Тоталитарный режим характеризуется полным вмешательством государства в жизнь общества, вплоть до личной жизни граждан. При авторитарном режиме государство ограничивает свое вмешательство в жизнь общества политической сферой, допуская свободу в искусстве, науке, экономике, т.е. в тех областях, которые не затрагивают интересы государства. Фашистский режим провозглашает превосходство одной нации над другой, происходит милитаризация общественной жизни; государство проводит агрессивную внешнюю политику. Расистский режим основан на идее неравноценности человеческих рас.

В современном мире большинство государств являются демократическими. Демократия — в переводе с греческого «власть народа». Это слово понимается в нескольких значениях. Прежде всего — в смысле народовластия, т.е. такого общественного самоуправления в масштабах всей страны, которое обходится без государственных рычагов воздействия. Речь, по существу, идет о народовластии как идеале, которого сложно достичь. Термин «демократия» используется для обозначения широкого общественного движения — экологического, движения защитников мира, народного фронта, движения за безъядерный мир и др. — как организационный принцип. Поэтому выделяют внутрипартийную, внутрипрофсоюзную демократию и т.д. Но главным образом и чаще всего демократия понимается как разновидность государства.

Одним из признаков демократии в последнем ее понимании служит выборность органов государственной власти. В связи с этим выделяют понятие«избирательная система». В широком смысле под избирательной системой понимают порядок формирования выборных органов государства и органов местного самоуправления. В узком смысле избирательная система — это порядок распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования. Порядок выборов определяется Конституцией и конституционными законами, которые включают в себя нормы избирательного права.

Избирательное право — это совокупность норм, регулирующих формирование выборных органов государства. Термином «избирательное право» обозначается также право граждан участвовать в выборах. Различают активное избирательное право — право избирать, и пассивное— право избираться в состав органов власти.

Принципами избирательного права выступают всеобщность, свобода, равенство, непосредственность, тайное голосование. Всеобщее избирательное право означает предоставление активного избирательного права всем совершеннолетним гражданам страны, а также пассивного избирательного права всем гражданам, удовлетворяющим дополнительным требованиям (избирательным цензам). Избирательного права по Конституции РФ лишены лица, признанные судом недееспособными, и лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы по приговору суда.

Гражданин РФ может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Конституцией государства могут быть установлены избирательные цензы, т.е. условия для получения или осуществления избирательного права. Возрастной ценз — требование закона, согласно которому право участвовать в выборах предоставляется лишь по достижении определенного возраста (в России — 18 лет для активного избирательного права). Ценз оседлости — установленное Конституцией или законом требование, согласно которому получение гражданином избирательного права обусловлено определенным сроком проживания в стране к моменту проведения выборов. Образовательный ценз — требование закона, в соответствии с которым избирательное право (в основном, пассивное) предоставляется только тем гражданам, которые имеют определенный, зафиксированный соответствующим документом уровень образования. Служебный ценз — положения закона, ограничивающие избирательные права граждан по признаку занимаемой должности, профессиональной деятельности или духовного сана. В российском законодательстве цензы оседлости, образования и служебного положения не установлены.

Равное избирательное право означает, что каждый избиратель должен иметь одинаковое число голосов (чаще всего один). Избиратель не может быть включен более чем в один список избирателей. Он голосует лично, и для получения избирательного бюллетеня требуется предъявление документа, удостоверяющего личность избирателя, а в списке избирателей делается отметка о выдаче избирательного бюллетеня.

Участие гражданина РФ в выборах является добровольным. Свободное добровольное участие в выборах означает запрет воздействовать на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также воздействовать на его свободное волеизъявление. Свободное волеизъявление избирателей во время выборов обеспечивается и тем, что проведение агитации в день выборов в помещении для голосования не допускается. Неучастие избирателей в выборах называетсяабсентеизмом.

Избирательное право бывает прямым и косвенным. Прямое избирательное право означает непосредственную подачу избирателем своего голоса за конкретного кандидата или список кандидатов. Косвенное избирательное право означает, что избиратель выбирает лишь членов коллегии (выборщиков), которые, в свою очередь, избирают представителей или каких-либо иных лиц. В России действует система прямых выборов. Важное преимущество прямых выборов заключается в том, что все избираемые органы государственной власти являются непосредственно представительными органами народа.

Тайное голосование — это принцип избирательного права, означающий исключение внешнего наблюдения и контроля за волеизъявлением избирателя. В Российской Федерации всемерно обеспечивается тайна голосования. Избирателю предоставляется возможность использовать особую комнату или закрытую кабину для заполнения избирательного бюллетеня. В этих помещениях во время заполнения избирательных бюллетеней запрещается присутствие кого бы то ни было, включая и членов избирательной комиссии. Бюллетень опускается в избирательный ящик лично избирателем.

В Российской Федерации выборы Президента РФ (в 2004 г.) и Государственной Думы (в 2003 г.) проходят в соответствии с избирательными законами, принятыми в декабре 2002 г. В мае 2005 г. был принят новый закон о выборах депутатов Государственной Думы.

Избирательный процесс в России — это деятельность по подготовке и проведению выборов. Сначала проходит регистрация избирателей, т.е. включение их в список избирателей. Основанием для включения гражданина РФ в список избирателей на конкретном избирательном участке служит его проживание на территории этого избирательного участка.

Органами, обеспечивающими практическую подготовку и проведение выборов, служат избирательные комиссии. В нашей стране к ним относятся Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов РФ, территориальные (районные, городские и др.), участковые избирательные комиссии.

Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто, на основе коллегиальности. При подготовке и проведении выборов избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от государственных органов и органов местного самоуправления.

До выборов кандидаты и их представители имеют право вести предвыборную агитацию. Она представляет собой распространение информации с целью побудить избирателей проголосовать за того или иного кандидата. Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и прекращается за один день до дня выборов.

Голосование — главная стадия избирательного процесса. Оно проводится в выходной день. Голосование осуществляется путем внесения избирателем в избирательный бюллетень какого-либо знака в квадрате либо напротив фамилии кандидата или названия партии, либо напротив фразы «против всех». Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Если избиратель по уважительной причине не может прибыть в помещение для голосования, например по причине болезни, члены участковой избирательной комиссии должны предоставить ему возможность проголосовать вне помещения для голосования. Для этого они выезжают к избирателю на дом с переносным ящиком для голосования.

Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участковой избирательной комиссии на основе поданных избирателями избирательных бюллетеней. После подсчета голосов участковая избирательная комиссия заполняет протокол об итогах голосования и направляет его в территориальную избирательную комиссию. На основании протоколов участковых и территориальных избирательных комиссий окружная избирательная комиссия устанавливает результаты выборов по избирательному округу.

Выделяют следующую классификацию выборов. Всеобщие выборы — это выборы, в которых участвуют избиратели всей страны (например, президентские и парламентские выборы). Частичные (дополнительные) выборы — это выборы, которые проводятся в отдельном избирательном округе по причине досрочного выбытия депутата. Повторные выборы — это второй и последующие туры голосования, которые применяются при выборах Президента РФ.

По времени проведения выборы делятся на очередные и внеочередные. Очередные выборы — это выборы, проводимые в сроки, указанные в Конституции или законе, а также с истечением срока полномочий выборного органа. Внеочередные выборы проводятся в случае досрочного роспуска парламента.

В избирательном праве различают несколько видов избирательных систем. Мажоритарная избирательная система — это система выборов, при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов. Мажоритарная система относительного большинства — это система выборов, при которой избранным считается кандидат, получивший наибольшее число голосов, т.е. больше голосов по сравнению с другими кандидатами. Мажоритарная система абсолютного большинства— это система выборов, при которой избранным считается кандидат, получивший абсолютное большинство голосов, т.е. более половины общего их числа (50% плюс один голос).

Пропорциональная избирательная система — это порядок определения результатов голосования, при котором распределение депутатских мест между партиями, выставившими своих кандидатов в представительный орган, производится пропорционально полученному ими количеству голосов. Такая система применяется на выборах Государственной Думы РФ. В соответствии с избирательным законом, принятым в мае 2005 г., избирательным объединениям, участвующим в выборах, надо преодолеть семипроцентный барьер, т.е. набрать более 7 % голосов избирателей, участвовавших в выборах. Места в Государственной Думе распределяются пропорционально голосам избирателей, поданным за каждое избирательное объединение.

Существуют также смешанные избирательные системы — это избирательные системы, основанные на сочетании двух систем представительства — мажоритарной и пропорциональной. Примером такой системы является система выборов Государственной Думы РФ, существовавшая до принятия избирательного закона 2005 г. Одна половина депутатов (225 человек) избиралась по мажоритарной системе, а другая (225 человек) — по пропорциональной.

1. Дайте определение формы государственного устройства.

2. В чем различие унитарного государства, федерации и конфедерации?

3. Приведите примеры государств из истории и современности, охарактеризовав их по форме государственного устройства.

4. Что такое политический режим?

5. Проведите сравнительный анализ демократического и антидемократического режимов.

6. Приведите примеры государств из истории и современности, охарактеризовав их по форме политического режима.

7. Что такое избирательная система? Объясните понятия активное и пассивное избирательное право.

8. Каковы принципы избирательного права?

9. Охарактеризуйте избирательный процесс в России.

Источник: https://soociety.ru/samouchitel-po-obshhestvoznaniju/7-4-forma-gosudarstvennogo-ustrojstva-i-forma-politicheskogo-rezhima.html


Похожие записи:

Добавить комментарий