Претензии и иски по перевозкам грузов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Претензии и иски по перевозкам грузов». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Есть альтернативный способ решения проблемы суд признает законность сделки, если покупатель или продавец возместят второму супругу стоимость его доли. Удостоверение личности супруга, от которого требуется согласие ;. Суд может удовлетворить требования истца, тогда квартира вернется к изначальному собственнику.

Претензии и иски по перевозкам грузов

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Претензии и иски по перевозкам грузов

Специфика рассмотрения споров по грузовой перевозке заключается в наличии особого претензионного порядка. До предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии. Порядок оформления и выставления претензии предусмотрен транспортными уставами или кодексами.

Претензия — это обращенное к перевозчику письменное требование, возникшее в связи с ненадлежащим исполнением обязательства по перевозке. Например, таким как требование об уплате штрафа или о возмещении убытков в связи с несохранной перевозкой. Только когда претензия будет отклонена (полностью или частично) или при неполучении в течение установленного срока ответа на нее можно предъявить иск. Если претензия не была заявлена, истец лишается права на иск.

Эта обязательная претензионная процедура облегчает получение необходимых доказательств о несохранной перевозке, позволяет транспортным организациям своевременно проводить расследование в отношении допущенных при перевозке нарушений и во многих случаях ведет к урегулированию возникшего спора без обращения в судебные органы, которое потребовало бы дополнительных расходов и времени.

Претензии направляют перевозчику, выдавшему груз в месте его назначения.

Право на предъявление претензии принадлежит:

1) отправителю — при невыполнении перевозчиком обязанности подать транспортные средства

2) отправителю и получателю — при полной утрате груза в зависимости от того, кто из них предъявил документы на груз (грузовую квитанцию, коносамент), при переборе грузовых платежей в зависимости от того, кто из них представит накладную (коносамент).

3) получателю — при недостаче, порче или повреждении груза, а также в случае
просрочки в его доставке против накладной или коносамента

Другие лица, кроме вышеназванных, не имеют право заявить претензию перевозчику. Исключение составляют случаи, когда такое право передается отправителем получателю экспедитору или страховщику в порядке суброгации.

Претензия должна быть не только оформлена в письменной форме. По общему правилу претензии должны заявляться по каждой отдельной отправке. К ней обязательно прилагаются необходимые документы, подтверждающие изложенные в претензии требования (коммерческий акт или жалоба на отказ в его составлении, других актов, обоснования и расчета суммы претензии). Это важно еще и потому, что например, при несохранности груза, установленной в пункте назначения, ответственность за такую несохранность может нести не только перевозчик, но и отправитель груза, допустивший, например, неправильную его погрузку (недовложение мест) или ненадлежащее затаривание груза, вызвавшее его несохранность.

Ответ на претензию перевозчик должен дать в течение 30-ти дней с момента ее получения.
Если говорить об автомобильной перевозке груза в международном сообщении , выполняемой по требованиям КДПГ, последняя прямо не требует от отправителя груза или получателя предъявить претензию до предъявления требований в суде Однако порядок предъявления претензии или рекламации оговорен в некоторых статьях КДПГ:

в случае частичного либо полного повреждения груза, в случае частичной потери груза: если повреждение или потеря являются бесспорными — получателю надо принять груз, сделав заявление о потере или повреждении не позднее, чем в день принятия груза (КДПГ, ч. 1, п. 30);

— если повреждение или потеря незаметны — письменные заявления подаются в течение 7 дней со дня принятия груза; в упомянутый семидневный срок не входят воскресенья и праздничные дни (КДПГ, ч. 1, п. 30);

— в случае задержки срока доставки груза — письменные заявления подаются в течение 21 дня со дня передачи груза получателю (ч. 3, п. 30).

Нарушением порядка и сроков предъявления претензии следует считать следующие случаи:

к претензии не приложены документы, подтверждающие право на предъявление претензии;

претензия предъявлена лицом, не обладающим правом на ее предъявление;

претензия заявлена ненадлежащему перевозчику (фрахтовщику);

претензионные требования объединены с нарушением установленных правил;

претензия заявлена с нарушением установленных сроков.

Что должно быть отражено в претензии?
В претензии должны быть указаны следующие данные:

а) за что именно предъявляется претензия (за полную или частичную утрату груза, повреждение, порчу, просрочку в доставке и т.п.) и краткое обоснование претензии;

б) сумма претензии по каждому отдельному виду требования и каждому отдельному документу с указанием срока удовлетворения требования;

в) подробный почтовый адрес, по которому заявитель претензий желает получить ответ;

г) реквизиты банка, в котором открыт расчетный счет заявителя претензии и номер этого счета;

д) дата составления претензии.

На что должен обратить внимание перевозчик, получив претензию.

Сроки предъявления претензий

Следует обратить внимание на сроки предъявления претензий. Если претензия заявлена за пределами установленных сроков она отклоняется по данным основаниям.

Ведь та же КДПГ категорично обусловливает сроки, в которые лицо может реагировать на невыполнение обязательств перевозчика в тех случаях, если перевозчик привез испорченный груз или потеряна его часть, или задержаны сроки доставки. В случае полной потери груза, то есть если доставка груза не произошла вообще, претензию о полной его потере можно подать в сроки общей давности, потому что в этих случаях день доставки груза не существует. В данном случае претензию можно подать в течение одного года, считая его:

с 30-го дня после истечения согласованного срока доставки, если был определен срок доставки груза, или

с 60-го дня после того, как перевозчик принял груз для перевозки, если не был определен срок доставки груза.

В случае умышленного поведения перевозчика претензии о полной потере груза можно подать в течение 3 лет после истечения тридцатидневного или шестидесятидневного срока соответственно.

О документах, прилагаемых к претензиям

Обратите внимание на документы, подтверждающие или доказывающие обстоятельства, на которые имеется обоснованная претензия, и на которые правомочное лицо указывает в своей претензии.

Упомянутую обязанность правомочного лица подать документы, обосновывающие претензию, в косвенном виде также оговаривает КДПГ( ч. 2, п. 32) «Письменная претензия приостанавливает давность требования до того дня, когда перевозчик письменным заявлением отказывает в претензии и возвращает приложенные к ней документы».

Если претензия подана о повреждении или потере груза, его порче кроме документов, подтверждающих право на предъявление претензии, дополнительно должны быть приложены документы, подтверждающие количество и стоимость груза, а также экземпляр оригинала накладной, если в договоре о перевозке не сказано иначе.

А также расчет суммы претензии. Приложение расчета суммы претензии необязательно, если указанный расчет сделан в самой претензии

К заявлению по претензии за недостачу груза, по которому производятся расчеты между грузоотправителем и грузополучателем с учетом нормированной и фактической влажности, должен прилагается также документ (качественное удостоверение, сертификат и др.), подтверждающий, с какой влажностью груз был отправлен, а также данные анализа о влажности прибывшего груза, если такой анализ производился.

К претензии за порчу скоропортящегося груза, при выдаче которого была произведена уценка или понижение сортности, владелец груза обязан представить справку о том, по какой цене реализован уцененный груз, а если груз еще не реализован, то о перемаркировке груза соответствующим сортом. Справка должна быть подписана руководителем организации и главным (старшим) бухгалтером и заверена печатью.

К претензиям, вытекающим из расчетов по штрафам, должны быть приложены документы, подтверждающие

а) за невыполнение перевозки;

б) об уплате штрафа за просрочку в доставке груза при — товарно — транспортные документы с отметкой в них времени принятия груза к перевозке от грузоотправителя и времени сдачи груза грузополучателю;

в) за несвоевременную подачу подвижного состава в пункт погрузки против согласованного времени — товарно — транспортные документы с отметкой в них времени прибытия автомобиля к грузоотправителю;

за простой автомобилей — товарно — транспортные документы с отметками времени прибытия и убытия автомобилей;

за задержку контейнеров сверх установленных норм — товарно — транспортные документы с отметками грузополучателя о времени получения контейнера и сдачи его автотранспортному предприятию;

за отказ от оформления или за неправильное оформление товарно — транспортных документов и путевых листов — товарно — транспортные документы.

К заявлению по претензиям о возврате штрафов, кроме документов, перечисленных в настоящем подпункте, должен быть приложен документ, подтверждающий уплату штрафа (копия платежного требования, выписка из расчетного счета и т.п.).

Если претензия подана без приложения перечисленных документов, она подлежит возврату заявителю вместе с приложенными документами и с указанием причин возвращения. В данном случае можно говорить о необоснованности претензии.

Ответ на претензию обязателен.

Вне зависимости от того верно или неверно заявлена претензия по порядку и срокам, перевозчик должен ответить на нее.

При молчании в 30-дневный срок претензия считается принятой к рассмотрению.

Признав претензию полностью, перевозчик посылает ответное письмо с решением о признании претензии, и в данном случае документы, обосновывающие претензию, остаются у перевозчика.

Источник: https://gigabaza.ru/doc/103650.html

ПРЕТЕНЗИИ И ИСКИ ПО ПЕРЕВОЗКАМ

Понятие претензионно-искового порядка разрешения споров при перевозках

При нарушении перевозчиком договорных обязательств грузоотправитель, грузополучатель, пассажир вправе защитить свои интересы, используя претензии и иски. Применительно к перевозкам грузов ГК устанавливает правило, в соответствии с которым иску к перевозчику обязательно предшествует предъявление ему претензии (п. 1 ст. 797 ГК).

Процедура предъявления претензии и ее рассмотрения установлена соответствующими транспортными уставами и кодексами, а также правилами перевозок грузов. Только в тех случаях, когда перевозчик полностью или частично отказал в удовлетворении претензии либо вообще не дал ответ в 30-дневный срок, к нему может быть предъявлен иск.

Установленный претензионный порядок дает шанс сторонам, используя упрощенную процедуру, решить между собой спор по существу без обращения в судебные инстанции. Его суть состоит в принятии сторонами исчерпывающих мер к урегулированию возникших разногласий.

Для договорных отношений между перевозчиком и пассажиром обязательный претензионный порядок разрешения споров ГК не предусмотрен. В транспортных законах он решается следующим образом. В соответствии с п. 1 ст. 161 КВВТ до предъявления иска в связи с перевозкой пассажира обязательным является предъявление претензии к перевозчику. УЖТ (ст. 121) и УАТГНЭТ (ч. 1 ст. 39) закрепляют право пассажира на предъявление претензии перевозчику, нарушившему обязательства. ВК предусмотрено право пассажира предъявлять перевозчику не претензию, а заявление, хотя по смыслу оно выполняет роль претензии (п. 1 ст. 125). Не урегулирован претензионный порядок предъявления пассажиром требований к перевозчику в КТМ.

Для перевозчика обязательный претензионный порядок предъявления требований к грузоотправителю, грузополучателю, пассажиру не установлен. Поэтому он вправе сразу предъявлять иски к указанным лицам при нарушении ими обязательств.

Юридическое значение претензионного порядка заключается прежде всего в том, что он является необходимой предпосылкой реализации нрава на предъявление иска. При несоблюдении претензионного порядка заявленное исковое требование судом к рассмотрению не принимается. Следовательно, если претензия не была заявлена, сторона не вправе предъявить исковое требование к перевозчику.

Претензия представляет собой обращенное к перевозчику письменное требование о возмещении убытков в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением им обязательства по перевозке.

Законодатель установил обязательные требования к претензионному порядку. К ним относятся:

  • • предъявление претензии надлежащим заявителем к надлежащему ответчику;
  • • соблюдение сроков предъявления претензии;
  • • надлежащее оформление претензии с приложением необходимых документов;
  • • соблюдение срока и установленного порядка дачи ответа на претензию.

Перечисленные требования распространяются на претензионный порядок как при перевозках грузов, так и при перевозках пассажиров.

Претензионный порядок разрешения споров при перевозках грузов

Рассматривая требование о предъявлении претензии надлежащим заявителем, следует исходить из общего положения, в соответствии с которым право на предъявление претензий принадлежит грузоотправителю и грузополучателю. Вместе с тем нельзя не учитывать того обстоятельства, что транспортные уставы и кодексы неодинаково подходят к решению вопроса, в каких случаях этим правом пользуется грузоотправитель, а в каких грузополучатель.

Так, КВВТ (ст. 162) установлено, что право на предъявление претензии имеют:

  • – в случае несоблюдения сроков доставки груза – грузополучатель;
  • – в случае утраты груза – грузополучатель, грузоотправитель;
  • – в случае недостачи или повреждения груза – грузополучатель;
  • – в случае уплаты провозной платы и иных платежей в размере выше установленного – грузоотправитель, грузополучатель.

По ВК, в случаях утраты груза, его недостачи или повреждения, а также просрочки доставки право на предъявление претензии к перевозчику реализует грузополучатель (ст. 125).

В соответствии с УЖТ право на предъявление претензии, независимо от характера нарушения обязательств, имеет как грузоотправитель, так и грузополучатель. Кроме того, в соответствии с ч. 4 ст. 120 УЖТ такое право предоставляется страховщику, который выплатил страховое возмещение грузоотправителю, грузополучателю в связи с ненадлежащим исполнением перевозчиком обязательств по перевозке. Аналогично этот вопрос урегулирован УАТГНЭТ (ч. 3 ст. 39).

КТМ не конкретизирует вопрос о том, кто вправе предъявить претензию перевозчику. Но он регулирует передачу права на предъявление претензий и исков. В ст. 404 указывается, что передача права на предъявление претензий и исков другим организациям или гражданам не допускается, за исключением случаев передачи такого права отправителем получателю или наоборот, а также отравителем или получателем экспедитору либо страховщику. При этом передача нрава на предъявление претензии и иска удостоверяется переуступочной надписью на коносаменте или ином перевозочном документе.

Претензия должна быть направлена заявителем надлежащему лицу. Транспортные законы указывают, что таким лицом является перевозчик. Однако они по-разному регулируют вопрос о месте предъявления ему претензии. КВВТ устанавливает, что претензия предъявляется перевозчику по месту его нахождения (п. 2 ст. 161). В ВК этот вопрос решается по-другому. В соответствии с п. 4 ст. 124 претензия предъявляется в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения по усмотрению заявителя. УЖТ и КТМ не уточняют место предъявления претензии. Также решается этот вопрос и в УАТГНЭТ, но это единственный транспортный закон, называющий в качестве лица, которому предъявляется претензия, кроме перевозчика также фрахтовщика при нарушении им обязанностей по договору фрахтования.

Большое значение имеет также соблюдение сроков предъявления претензии. Транспортные законы устанавливают разные сроки их предъявления. УЖТ закреплено положение, согласно которому претензии к перевозчику могут быть предъявлены в течение шести месяцев, а претензии об уплате штрафов и пеней в течение 45 дней. Порядок их исчисления следующий. В отношении возмещения за повреждение (порчу) либо недостачу груза срок исчисляется со дня его выдачи; за утрату груза – по истечении 30 дней со дня окончания срока его доставки; за просрочку доставки – со дня выдачи груза. В иных случаях срок предъявления претензии исчисляется со дня наступления событий, послуживших основанием для ее предъявления.

ВК установлен шестимесячный срок предъявления претензии, который исчисляется в отношении недостачи или повреждения и просрочки доставки со дня, следующего за днем выдачи, а в случае утраты груза – через 10 дней по истечении срока доставки. В остальных случаях возмещения вреда претензионный срок исчисляется со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии.

При этом в соответствии с УЖТ и ВК перевозчик вправе принять для рассмотрения претензию по истечении установленных сроков, если признает уважительной причину пропуска срока предъявления претензии (ст. 123 УЖТ, ст. 126 ВК). Эта норма транспортных законов указывает на пресекательный характер сроков предъявления претензии.

Вместе с тем арбитражные суды ориентированы на принятие исковых заявлений при нарушении сроков предъявления претензий. Так, в постановлении Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 № 30 указывается, что «предъявление грузоотправителем, грузополучателем, владельцем железнодорожного пути необщего пользования претензий к перевозчику за пределами сроков, предусмотренных статьей 123 Устава, при условии соблюдения установленного Уставом и правилами перевозок грузов порядка предъявления претензий, не является основанием к возвращению искового заявления. Однако если при рассмотрении иска будет установлено, что дело возникло вследствие нарушения истцом предусмотренных статьей 123 Устава сроков предъявления претензии к перевозчику, арбитражный суд в соответствии с частью 1 статьи 111 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. вправе отнести на истца судебные расходы (в полном размере или в части) независимо от исхода спора» (п. 42).

Таким образом, в соответствии с разъяснениями высшей судебной инстанции нарушение грузоотправителем, грузополучателем закрепленных УЖТ претензионных сроков при соблюдении установленного порядка предъявления претензий не отменяет их права на исковое заявление, а влечет лишь то негативное последствие, что на них могут быть отнесены судебные расходы.

Следует отметить, что такая проблема не возникает при морских, внутренних водных и автомобильных перевозках. КТМ, КВВТ, УАТГНЭТ не выделяется специальный претензионный срок. В них закреплено положение, согласно которому претензия к перевозчику, вытекающая из договора перевозки груза, может быть предъявлена в течение срока исковой давности. ГК срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определенного транспортными уставами и кодексами.

Правовые последствия нарушения этого срока определяются АПК. В соответствии с ч. 2 ст. 115 АПК нарушение срока исковой давности влечет возврат истцу материалов без рассмотрения.

Достаточно конкретны закрепленные в правилах перевозок грузов, правилах оказания услуг по перевозкам пассажиров, багажа, грузов для личных, бытовых нужд требования о надлежащем оформлении претензии и приложении к ней необходимых документов. Претензия должна содержать следующие основные данные: наименование перевозчика, наименование предприятия (организации), заявляющего претензию, изложение обстоятельств, явившихся основанием для претензии, сумма претензии по каждому виду требований и ее расчет, формулировка претензии, банк, в котором открыт расчетный счет заявителя претензии, и номер счета, перечень документов, приложенных к претензии, дата составления претензии и подпись.

Количество документов, прилагаемых к претензии, зависит от того, в связи с каким нарушением обязательств заявлена претензия. Типовой набор прилагаемых документов включает: транспортную накладную, квитанцию о приеме груза, коммерческий акт (акт общей формы), справку об отправке груза, документ об обжаловании отказа перевозчика в составлении коммерческого акта, документ, удостоверяющий количество и действительную стоимость отправленного груза.

Важная роль в подтверждении фактов повреждения, порчи груза, обнаружения груза без документов, несоответствия груза в натуре его наименованию в транспортном документе отводится коммерческому акту. Без этого документа в указанных случаях невозможно заявление претензии. Кроме того, коммерческий акт служит основанием для розыска груза, расследования причин порчи, повреждения грузов, а также для организации мероприятий по недопущению их повреждения впредь.

В этом документе содержатся точное и подробное описание состояния грузов и тех обстоятельств, при которых обнаружена их несохран- ность, данные о том, правильно ли погружены, размещены и закреплены грузы, а также имеется ли защитная маркировка для грузов, перевозимых в открытом подвижном составе.

Коммерческий акт составляется в трех экземплярах (ст. 119 УЖТ) и заполняется без помарок и исправлений. Этот документ подписывает грузополучатель, если он участвовал в проверке грузов, и перевозчик.

В установленные сроки оформленная претензия вместе с приложенными документами направляется перевозчику. Перевозчик обязан рассмотреть поступившую претензию и о результатах ее рассмотрения уведомить в письменной форме заявителя в течение 30 дней со дня получения претензии.

Если претензия отклонена или удовлетворена частично, то в уведомлении перевозчика должно быть указано основание принятого им решения со ссылкой на соответствующие статьи транспортного устава или кодекса. При этом он возвращает заявителю претензию и все предъявленные вместе с ней документы.

Источник: https://studme.org/56195/pravo/pretenzii_iski_perevozkam

Статья 797. Претензии и иски по перевозкам грузов

1. До предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом.

2. Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок.

3. Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.

Вопрос 66. Договор перевозки пассажира и багажа.

Договор перевозки пассажира — это соглашение, в силу которого одна сторона (перевозчик) обязуется перевез­ти другую сторону (пассажира) в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа — доставить и багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на его получение лицу, пассажир в свою очередь обязуется уп­латить установленную плату за проезд, а при сдаче бага­жа — и за провоз багажа.

Договор перевозки двусторонний, возмездный, консенсуальный, публичный.

Стороны договора: перевозчик и пассажир.

Договор перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача багажа — багажной квитанцией. Перевозная плата выражается в тарифах, устанавливаемых транспортными уставами и кодексами.

Багаж хранится бесплатно в течение суток с момента его прибытия. Невостребованный в течение 30 дней багаж под­лежит реализации.

1. перевозить с собой детей до семи лет бесплатно; ручную кладь в пределах установленных норм бес­платно;

2. сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу;

3. занимать место согласно билету;

4. иные права, предусмотренные правилами перевозки.

2. хранить билет и предъявлять его по требованию;

3. соблюдать правила перевозки.

1. предоставить пассажиру место, указанное в проезд­ном документе;

2. доставить пассажира или багаж в пункт назначения в определенные, сроки;

Договоры перевозки могут быть разовыми и длительны­ми. Последние применяются при перевозках городским и пригородным транспортом и заключаются путем приобрете­ния абонементного билета.

Вопрос 67. Договор транспортной экспедиции.

Договор транспортной экспедиции — это соглашение, в силу которого одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и счет другой стороны (клиента — гру­зоотправителя или грузополучателя) выполнить или орга­низовать выполнение определенных договором экспеди­ции услуг, связанных с перевозкой груза.

Договор экспедиции двусторонний, возмездный, консенсуальный, в некоторых случаях реальный (когда экспедитор выполняет экспедиционные услуги с вве­ренным ему грузом).

Стороны договора: экспедитор и клиент (грузоотправи­тель или грузополучатель).

Экспедитором может быть юридическое или физичес­кое лицо, имеющее лицензию на осуществление транспортно-экспедиционной деятельности.

Клиентом по договору может быть любое лицо, заинте­ресованное в получении экспедиционных услуг.

Предмет договора — услуги, связанные с перевозкой груза (по организации перевозок, включая заключение дого­вора перевозки).

Форма договора письменная.

1. организовать перевозку груза определенным видом транспорта и по маршруту, выбранному клиентом или экспедитором;

2. заключить договор от своего имени или имени кли­ента;

3. обеспечить отправку груза и его получение в согла­сованном месте;

4. осуществить иные операции, непосредственно свя­занные с перевозкой.

1. передать грузы для осуществления экспедирования;

2. получить грузы у экспедитора;

3. уплатить предусмотренное договором вознаграж­дение;

4. возместить понесенные экспедитором при исполне­нии договора расходы;

5. предоставить экспедитору документы и другую ин­формацию о свойствах груза, условиях его перевоз­ки и иную информацию, необходимую для исполне­ния договора.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязан­ностей по договору экспедиции стороны несут ответствен­ность в соответствии с гл. 25 ГК РФ.

Вопрос 68. Понятие, основные элементы договора хранения.

Договор хранения — это соглашение, в силу которого одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвра­тить ее в сохранности.

В случае если хранитель — коммерческая или неком­мерческая организация (профессиональный храни­тель), договором может быть предусмотрена обязан­ность хранителя принять на хранение вещь от поклажедателя в предусмотренный договором срок.

Договор хранения двусторонний, возмездный (безвозмезд­ный), реальный (консенсуальный).

Стороны договора: поклажедатель и хранитель.

Покдажедатель — физическое или юридическое лицо, выступающее собственником имущества, титульным вла­дельцем.

Хранитель — физическое или юридическое лицо, име­ющее соответствующее разрешение на такую деятельность.

Форма договора зависит от цены договора (стоимости вещи). В случаях когда стоимость вещи превышает 10 МРОТ, договор заключается в письменной форме.

Хранитель имеет право:

· требовать от поклажедателя взять вещь обратно в предусмотренный для этого разумный срок;

· изменить способ, место и условия хранения, если это­го требуют обстоятельства;

· самостоятельно продать вещь или часть вещей по цене, сложившейся в месте хранения, если возникла реальная угроза их порчи;

· иные права, предусмотренные договором.

· хранить ее в течение срока, а при отсутствии в до­говоре последнего — хранить вещь до востребования;

· обеспечить сохранность вещи;

· не пользоваться переданной на хранение вещью и не предоставлять возможности пользования ею третьим лицам, за исключением случая, когда пользование хра­нимой вещью необходимо для обеспечения ее сохран­ности и не противоречит договору хранения;

· возвратить вещь поклажедателю по истечении срока хранения.

· уплатить хранителю вознаграждение при возмездном хранении;

· при безвозмездном хранении возместить хранителю необходимые расходы, связанные с хранением вещи;

· немедленно забрать вещь по истечении обусловлен­ного срока.

Законодательство выделяет следующие специальные виды хранения:

3. в банке (договор с использованием клиентом индиви­дуального банковского сейфа);

4. в камерах хранения транспортных организаций;

5. в гардеробах организации;

6. в гостинице (за утрату, недостачу или повреждение отвечают гостиницы и подобные им организации);

7. секвестр (хранение вещей, выступающих предметом спора).

Отношения по хранению регулируются ст. 886-926 ГК РФ). По договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем) и возвратить эту вещь в сохранности. В договоре хранения, в котором хранителем является коммерческая организация, осуществляющая хранение в качестве одной из целей своей профессиональной деятельности (профессиональный хранитель) может быть предусмотрено обязанность хранителя принять на хранение вещь от поклажедателя в предусмотренный договором срок. Договор реальный, может быть консенсуальным, возмездным и безвозмездным, односторонне обязывающим и двустороннеобязывающим. Предметом договора являются вещи. Договор заключается на определенный срок, до востребования или без указания срока. Договор хранения должен быть заключен в письменной форме в случаях, указанных в ст. 161 ГК РФ, в соответствии с которой должны совершаться в простой письменной форме, за исключением сделок, требующих нотариальное удостоверение: сделки юридических лиц между собой и с гражданами; сделки граждан между собой на сумму, превышающую не менее чем в десять раз установленный законом минимальный размер оплаты труда, а в случаях, предусмотренных законом, независимо от сумм сделки.

Соблюдение простой письменной формы не требуется для совершения сделок, которые в соответствии со ст. 159 ГК могут быть совершены устно. Договор хранения, предусматривающий обязанность хранителя принять вещь на хранение, должен быть заключен в письменной форме независимо от состава участников этого договора и стоимости вещи, передаваемой на хранение. Передача вещи на хранение при чрезвычайных обстоятельствах (пожаре, стихийном бедствии, внезапной болезни, угрозе нападения и т.п.) может быть доказываема свидетельскими показаниями. Простая письменная форма договора хранения считается соблюденной, если принятие вещи на хранение удостоверено хранителем выдачей поклажедателю: сохранной расписки, квитанции, свидетельства или иного документа подписанного хранителем; номерного жетона (номера), иного знака, удостоверяющего прием вещей на хранение, если такая форма подтверждения приема вещей на хранение предусмотрена законом или иным правовым актом либо обычна для данного вида хранения. Несоблюдение простой письменной формы договора не лишает стороны права ссылаться на свидетельские показания в случае спора о тождестве вещи, принятой на хранение, и вещи, возвращенной хранителем.

Хранитель, взявший на себя по договору хранения обязанность принять вещь на хранение, не вправе требовать передачи ему этой вещи на хранение. Однако поклажедатель, не передавший вещь на хранение в предусмотренный договором срок, несет ответственность перед хранителем за убытки, причиненные в связи с несостоявшимся хранением, если иное не предусмотрено законом или договором хранения. Поклажедатель освобождается от этой ответственности, если заявит хранителю об отказе от его услуг в разумный срок. Если иное не предусмотрено договором хранения, хранитель освобождается от обязанности принять вещь на хранение в случае, когда в обусловленный договором срок вещь не будет ему передана. Хранитель обязан хранить вещь в течение обусловленного договором хранения срока. Если срок хранения договором не предусмотрен и не может быть определен исходя из его условий, хранитель обязан хранить вещь до востребования его поклажедателем. Если срок хранения определен моментом востребования вещи поклажедателем, хранитель вправе по истечении обычного при данных обстоятельствах срока хранения вещи потребовать от поклажедателя взять обратно вещь, предоставив ему для этого разумный срок. Предусмотрено хранение вещей с обезличением.

Хранитель обязан принять все предусмотренные договором меры для того, чтобы обеспечить сохранность переданной на хранение вещи. При отсутствии в нем условий о таких мерах или неполноте этих условий хранитель должен принять для сохранения вещи также меры, соответствующие обычаям делового оборота и существу обязательства, в том числе свойствам переданной на хранение вещи. Если хранение осуществляется безвозмездно, хранитель обязан заботиться о принятой на хранение вещи не менее, чем о своих вещах. Возможно пользование вещью, переданной на хранение. При необходимости изменение условий хранения вещи, предусмотренных договором хранения, хранитель обязан незамедлительно уведомить об этом поклажедателя и дождаться его ответа. Поклажедатель отвечает за убытки, причиненные в связи с хранением вещей с опасными свойствами, если о их свойствах не предупредил хранителя. Хранитель не вправе без согласия поклажедателя передавать вещь на хранение третьему лицу, за исключением случаев, когда он вынужден к этому силой обстоятельств в интересах поклажедателя и лишен возможности получить его согласие. Вознаграждение за хранение должно быть уплачено хранителю по окончании хранения, а если оплата предусмотрена по периодам, она должна выплачиваться соответствующими частями по истечении каждого периода.

Законом предусмотрено возмещение расходов на хранение вещи, а в определен порядок возмещения чрезвычайных расходов на хранение. По истечении обусловленного срока хранения или срока, предоставленного хранителем для обратного получения вещи поклажедатель обязан немедленно забрать переданную на хранение вещь (ст. 899 ГК). При неисполнении поклажедателем своей обязанности взять обратно вещь или уклонении от получения вещи, хранитель вправе, если иное не предусмотрено договором, после письменного предупреждения самостоятельно продать вещь по цене, сложившейся в месте хранения, а если стоимость вещи по оценке превышает 100 установленных законом минимальных размеров оплаты труда, продать его с аукциона в порядке, предусмотренном ст. 447-449 ГК РФ. Сумма, вырученная от продажи вещи, передается поклажедателю за вычетом сумм, причитающихся хранителю, в т.ч. его расходы на продажу вещи.

Хранитель обязан возвратить ту самую вещь, которая была передана на хранение, если договором не предусмотрено хранение с обезличением. Передаются плоды и доходы, полученные за время ее хранения, если иное не предусмотрено договором. Хранитель отвечает за утрату, недостачу или повреждение вещей, принятых на хранение, при наличии вины. Профессиональный хранитель отвечает за утрату, недостачу или повреждение вещей, если не докажет, что это произошло вследствие непреодолимой силы, либо из-за свойств вещи, о которых хранитель, принимая ее на хранение, не знал и не должен был знать, либо в результате умысла или грубой неосторожности поклажедателя.

Убытки поклажедателю возмещаются хранителем в соответствии со ст. 393 ГК, если законом или договором хранения не предусмотрено иное, и в соответствии с правилами ст. 15 ГК РФ. При безвозмездном хранении убытки возмещаются: за утрату и недостачу вещей в размере стоимости утраченных или недостающих вещей; за повреждение вещей – в размере суммы, на которую понизилась их стоимость. В случае, когда в результате повреждения, за которое хранитель отвечает, качество вещи изменилось настолько, что она не может быть использована по первоначальному назначению, поклажедатель вправе от нее отказаться и потребовать от хранителя возмещения стоимости этой вещи, а также других убытков, если иное не предусмотрено законом или договором хранения. В то же время поклажедатель обязан возместить хранителю убытки, причиненные свойствами сданной на хранение вещи, если хранитель, принимая вещь на хранение, не знал и не должен был знать об этих свойствах. Хранитель обязан по первому требованию поклажедателя возвратить принятую на хранение вещь, хотя бы предусмотренный договором срок ее хранения еще не окончился.

Вопрос 70. Договор складского хранения. Складские документы.

Договор складского хранения — это соглашение, в силу которого одна сторона (товарный склад, хранитель) обя­зуется за вознаграждение хранить товары, переданные ей другой стороной (товаровладельцем, поклажедателем), и возвратить их в сохранности.

Договор хранения двусторонний, возмездный, реаль­ный (консенсуальный), публичный.

Стороны договора: хранитель и поклажедатель, ко­торыми могут быть только предприниматели.

Хранитель — организация, осуществляющая в качестве предпринимательской деятельности хранение товаров и ока­зывающая связанные с этим услуги.

Договор заключается в письменной форме в виде следу­ющих документов.

1. Двойного складского свидетельства, которое состоит из складского свидетельства и залогового (варранта). Этот документ удостоверяет право собственности на товар и мо­жет передаваться любому лицу посредством индоссамента, передаточной надписи. Распоряжаться товаром на складе может только лицо, у которого имеются и складское свиде­тельство, и варрант.

2. Простого складского свидетельства, представляющего собой единый документ, выданный на предъявителя, под­тверждающий передачу товара на хранение (выступает цен­ной бумагой). Передача товара осуществляется путем вру­чения этого документа.

3. Складской квитанции, которая представляет собой до­кумент о принятии товара складом с указанием характери­стики товара и не передается в упрощенном порядке друго­му лицу.

Права и обязанности сторон определяются в соответствии с ГК РФ.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

Источник: https://infopedia.su/11x1a70.html

Статья 797. Претензии и иски по перевозкам грузов

1. До предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом.

2. Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок.

3. Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.

Комментарий к Ст. 797 ГК РФ

1. Комментируемая статья устанавливает неразрывную связь между претензиями и исками, вытекающими из договора перевозки грузов. Предусмотренный п. 1 комментируемой статьи претензионный порядок означает обязательную досудебную процедуру урегулирования спора его участниками. Обращение в суд без соблюдения претензионного порядка влечет за собой оставление искового заявления без рассмотрения (ст. 148 АПК). Претензионный (досудебный) порядок урегулирования споров на транспорте существовал в советское время и был сохранен в действующем законодательстве по очевидным причинам: «…транспортные организации имеют в качестве своих клиентов тысячи организаций-грузовладельцев, поэтому при возникновении конфликтов они должны иметь возможность разобраться в сложной документации, объявить при необходимости розыск груза, запросить сведения иных транспортных организаций, участвовавших в перевозке груза, и т.п.». Исходя из тех же причин законодатель устанавливает в п. 3 комментируемой статьи по требованиям, вытекающим из перевозки груза, сокращенный срок исковой давности в один год. Следует отметить, что сокращенный срок исковой давности применяется как к требованиям, которые предъявляются грузоотправителем или грузополучателем к перевозчику, так и к требованиям, которые предъявляются перевозчиком к этим лицам. На железнодорожном и внутреннем водном транспорте введены годичные сроки исковой давности и по договорным требованиям перевозчика к пассажирам (ст. 126 УЖТ; п. 4 ст. 164 КВВТ).

Сокращенный срок исковой давности является существенным ограничением в судебной защите нарушенного права, которое устанавливается законом. Применение такого срока оправданно в отношениях, связанных с перевозкой груза, где обе стороны являются лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность. Для отношений, вытекающих из договора перевозки пассажира, введение сокращенного срока исковой давности комментируемой статьей не предусмотрено. Соответственно, к требованиям пассажиров, вытекающим собственно из договора перевозки пассажира, применяется общий трехгодичный срок исковой давности (иногда на это прямо указывается в транспортных законах — п. 3 ст. 164 КВВТ). Что касается требований, вытекающих из договора перевозки багажа, то на железнодорожном и автомобильном транспорте для таких требований пассажиров прямо установлен годичный срок исковой давности (ст. 125 УЖТ; ст. 42 УАТ). В п. 3 ст. 164 КВВТ РФ, напротив, подчеркивается, что для этих требований существует общий трехгодичный срок исковой давности. Воздушный кодекс РФ хранит молчание по этому вопросу, соответственно, к требованиям из договора перевозки багажа должен применяться общий срок исковой давности.

Специфичными являются правила, установленные для морской перевозки. К требованиям, вытекающим из договора морской перевозки пассажира в заграничном сообщении, по общему правилу применяется двухгодичный срок исковой давности (п. 1 ст. 409 КТМ). Но если перевозчик или пассажир в заграничном сообщении являются лицами российского права, то применяются общие трехгодичные сроки исковой давности (п. 1 ст. 197 КТМ). При каботажном плавании (между российскими портами) также применяются общие сроки исковой давности.

2. Претензионный порядок урегулирования споров может быть установлен только федеральным законом. В принципе в комментируемой статье такой порядок предписывается для перевозок грузов всеми без исключений видами транспорта. Но необходимо иметь в виду, что на морском транспорте в соответствии с п. 1 ст. 43 КТМ РФ предъявление перевозчику претензии является обязательным только в отношении исков, связанных с перевозкой груза в каботаже (т.е. при перевозке между российскими морскими портами) .

———————————
См.: п. 11 Обзора практики применения арбитражными судами Кодекса торгового мореплавания РФ (приложение к информационному письму Президиума ВАС РФ от 13 августа 2004 г. N 81).

В п. 1 комментируемой статьи претензионный порядок предписан только в отношении требований, вытекающих из договора перевозки груза и предъявляемых к перевозчику (тем самым для требований перевозчика к грузоотправителю или к грузополучателю досудебный порядок урегулирования спора не установлен). Претензии предъявляет или грузоотправитель, или грузополучатель. Особым субъектом в претензионных отношениях является страховщик, выплативший страховое возмещение грузоотправителю (грузополучателю) в связи с ненадлежащим выполнением перевозчиком обязательств по перевозке груза. К нему по закону в порядке суброгации переходит право требования к перевозчику, которое может быть реализовано только с соблюдением правил, регулирующих отношения между страхователем и перевозчиком. Следовательно, до обращения в суд страховщик обязан предъявить претензии к перевозчику, если только такая претензия не была предъявлена страхователем .

———————————
См.: п. 47 Постановления Пленума ВАС РФ от 6 октября 2005 г. N 30.

Уступка указанными лицами своих прав на предъявление претензий и исков к перевозчику не допускается, поскольку такая уступка входит в противоречие с сущностью установленного комментируемой статьей порядка .

Что касается претензионного порядка урегулирования споров, вытекающих из договоров перевозки пассажира и перевозки багажа, то вопрос о его обязательности решается в транспортных законах по-разному. На железнодорожном и автомобильном транспорте претензии, вытекающие из договора перевозки пассажира и его багажа, могут быть предъявлены к перевозчику (ст. 121 УЖТ; ст. 39 УАТ). Соответственно, соблюдение досудебного порядка урегулирования в данном случае необязательно. Однако для требований, связанных с перевозкой грузобагажа, предъявление претензий является обязательным (ст. 120 УЖТ). На воздушном транспорте для пассажиров установлена необходимость предъявления или претензий, или неких заявлений (п. 4 ст. 124 ВК). Требование о предъявлении подобных заявлений не может считаться установленным обязательным досудебным порядком урегулирования споров. Необходимость предъявления претензий по требованиям, возникающим из договора перевозки пассажира, прямо предусмотрена на внутреннем водном транспорте (ст. 161 КВВТ).

3. В соответствии с п. 1 комментируемой статьи порядок предъявления претензии к перевозчику устанавливается в соответствующем транспортном законе. Установленный порядок предъявления претензии должен отвечать на три вопроса:

1) кто именно (грузоотправитель или грузополучатель) может предъявлять претензии к перевозчику; 2) какие документы должны прилагаться к претензии и 3) в течение какого срока должна быть предъявлена претензия?

Детальное регулирование процедуры подачи претензии предусмотрено не во всех транспортных уставах и кодексах.

На железнодорожном транспорте предусмотрены, в частности, следующие случаи предъявления претензии (ст. 120 УЖТ):

— утрата груза. Правом на предъявление претензии обладают грузополучатель или грузоотправитель. К претензии должны быть приложены определенный документ с отметкой железнодорожной станции назначения о неприбытии груза, а также документ, подтверждающий факт причиненного ущерба и удостоверяющий количество и действительную стоимость отправленного груза;

— недостача, повреждение (порча) груза. Правом на предъявление претензии обладают грузополучатель или грузоотправитель. К претензии должны быть приложены накладная, выданный перевозчиком коммерческий акт, а также документ, подтверждающий факт причиненного ущерба и удостоверяющий количество и действительную стоимость недостающего, поврежденного (испорченного) груза;

— просрочка доставки груза. Правом на предъявление претензии обладают грузополучатель или грузоотправитель. К претензии должна быть приложена накладная;

— задержка выдачи груза. Правом на предъявление претензии обладают грузополучатель или грузоотправитель. К претензии должны быть приложены накладная и акт общей формы;

— возврат провозной платы в случае несостоявшейся перевозки. Правом на предъявление претензии обладают грузополучатель или грузоотправитель. К претензии должна быть приложена квитанция о приеме груза с отметкой железнодорожной станции отправления о возврате груза;

— другие случаи, включая споры, вытекающие из договора на подачу транспортных средств.

Перевозчик рассматривает претензии в соответствии с Правилами предъявления и рассмотрения претензий, возникших в связи с осуществлением перевозок грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом МПС России от 18 июня 2003 г. N 42.

На внутреннем водном транспорте предусмотрены, в частности, следующие случаи предъявления претензии (ст. 162 КВВТ):

— утрата груза. Правом на предъявление претензии обладают грузополучатель или грузоотправитель. К претензии должны быть приложены квитанции о приеме груза с отметкой перевозчика о неприбытии груза, а также документ, удостоверяющий количество и стоимость отправленного груза;

— несоблюдение сроков доставки груза. Правом на предъявление претензии обладает только грузополучатель. К претензии должна быть приложена накладная;

На воздушном транспорте предусмотрены, в частности, следующие случаи предъявления претензии (ст. 125 ВК):

— утрата груза. Правом на предъявление претензии обладает только грузополучатель. К претензии должны быть приложены накладная с отметкой аэропорта пункта назначения о прибытии (неприбытии) груза или документ об оплате провозной платы и справка перевозчика об отправке груза с отметкой аэропорта пункта назначения о прибытии (неприбытии) груза;

— недостача или повреждение (порча) груза. Правом на предъявление претензии обладает только грузополучатель. К претензии должна быть приложена накладная или коммерческий акт;

Право на предъявление претензии возникает с момента наступления определенных обстоятельств. Так, на железнодорожном транспорте претензии по требованиям об утрате груза могут предъявляться по истечении 30 суток со дня окончания срока доставки груза, претензии о недостаче груза — со дня его получения и т.д. (ст. 123 УЖТ); на автомобильном транспорте претензии по требованиям об утрате груза предъявляются, когда груз считается утраченным, т.е. по истечении 10 дней со дня приема груза при перевозках в городском и пригородном сообщении и по истечении 30 дней со дня окончания срока доставки груза при перевозках в междугородном сообщении (ст. 14 УАТ).

Принципиальное значение имеет вопрос о сроке, в течение которого может быть предъявлена претензия. В комментируемой статье об этом сроке не упоминается. Положения о том, что претензия к перевозчику, вытекающая из перевозки груза, может быть предъявлена в течение срока исковой давности, содержатся в ст. 406 КТМ РФ; в п. 4 ст. 161 КВВТ РФ; в п. 6 ст. 39 УАТ. На железнодорожном и воздушном транспорте установлен иной порядок: общий срок (предусмотрены и сокращенные сроки) для предъявления претензии установлен в шесть месяцев с момента, когда такое право возникает (ст. 123 УЖТ; ст. 128 ВК). Пропуск данного срока на предъявление претензии может быть квалифицирован судом как несоблюдение досудебного порядка урегулирования споров.

4. Право на предъявление иска к перевозчику возникает у лица, имеющего право на подачу претензии, в том случае, если перевозчик не ответил на претензию в течение 30 дней с момента ее получения, а также в том случае, если в ответе содержится полный или частичный отказ в удовлетворении претензии (п. 2 комментируемой статьи). Претензия считается удовлетворенной при фактическом получении заявителем претензии истребуемой денежной суммы. Заявитель претензии в течение годичного срока исковой давности вправе истребовать от перевозчика признанные им суммы в судебном порядке. При этом признание претензии перевозчиком без ее удовлетворения свидетельствует о признании перевозчиком заявленных требований, что влечет перерыв течения срока исковой давности .

Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского «Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта» (Книга 4) включена в информационный банк согласно публикации — Статут, 2003.

См.: Витрянский В.В. Договор перевозки. С. 486 — 487.

В большинстве транспортных законов установлено, что начало течения срока исковой давности по требованиям из перевозки груза начинается с момента возникновения права на предъявление претензии. Таким образом, в течение одного года грузоотправитель или грузополучатель должны успеть и соблюсти претензионный порядок, и предъявить требование в суд . Исключение составляет правило п. 2 ст. 128 ВК РФ, в соответствии с которым начало течения срока исковой давности начинается на следующий день после получения ответа об отклонении претензии полностью или частично, а в случае неполучения ответа — через 45 дней после получения претензии перевозчиком.

———————————
Только для морской перевозки установлено правило, в соответствии с которым течение срока исковой давности приостанавливается до получения ответа на предъявленную в установленном порядке претензию или истечения установленного для ответа срока (см. ст. 407 КТМ РФ; п. 12 Обзора практики применения арбитражными судами Кодекса торгового мореплавания РФ (приложение к информационному письму Президиума ВАС РФ от 13 августа 2004 г. N 81)).

Источник: http://stgkrf.ru/797


Похожие записи:

Добавить комментарий