Минтруд должностные инструкции с учетом профстандарт 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Минтруд должностные инструкции с учетом профстандарт 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Положения школы
  • Документы по коронавирусу
  • Билеты и инструктажи по ОТ
  • Журналы по охране труда
  • Акты и протоколы по ОТ
  • Нормативные документы ОТ

Должностные инструкции по профстандартам

  • Должностные Профстандарт
  • Должностные по ЕКС
  • Должностные заместителей
  • Должностные администрации
  • Должностные учителей
  • Должностные персонала
  • Должностные лаборантов
  • Перечень должностных
  • Охрана труда администрации
  • Охрана труда учителя
  • Охрана труда учебно-вспомогательного персонала
  • Охрана труда обслуживающего персонала
  • Вводный инструктаж для работников школы
  • Техника безопасности классного руководителя
  • Техника безопасности для учащихся
  • Инструктажи для учащихся
  • Охрана труда психолога
  • Техника безопасности в библиотеке
  • Охрана труда в школьной столовой
  • Перечень инструкций по охране труда в школе
  • Кабинет начальной школы
  • Кабинет физики
  • Кабинет информатики
  • Кабинет биологии
  • Кабинет химии
  • Кабинет технологии
  • Учебные мастерские
  • Спортивный зал
  • Кабинет ОБЖ
  • Кружки, студии, секции

Должностные инструкции в школе по профстандарту

  • Должностные инструкции для пришкольного лагеря
  • Инструкции по охране труда для пришкольного лагеря
  • Инструкции для школьного лагеря
  • Инструкции для детей пришкольного лагеря
  • Инструктажи для детей пришкольного лагеря
  • Положения ДОУ
  • Документация по коронавирусу
  • Журналы по охране труда
  • Акты и протоколы по ОТ в ДОУ
  • Нормативные документы ОТ

При подготовке придерживайтесь правил:

  • требования профстандарта указывайте в соответствующем разделе («Квалификационные навыки», «Трудовая функция», «Необходимые навыки и умения» и пр.);
  • обязательно сделайте ссылку на акт, содержащий указанные требования к должности (приказ Минтруда).

При составлении работодатель вправе дополнять ее своими требованиями или требованиями, содержащимися в локальных нормативных актах.

Законодательных требований к оформлению не установлено. Придерживайтесь требований локальных нормативных актов и общих правил документооборота:

  • оформите документ на листах А4 на фирменном бланке (при его наличии);
  • пронумеруйте и прошейте листы, скрепите подписью руководителя и печатью;
  • издайте приказ о введении в действие;
  • на титульном листе укажите дату введения в действие, номер приказа и поставьте подпись руководителя;
  • в тесте документа сделайте ссылку на профстандарт (при необходимости).

Как составить должностную инструкцию с учетом профстандарта

  • если работодатель нашел требования к квалификации своих работников в федеральном законе, ТК РФ, ином нормативно-правовом акте РФ;
  • если работа по определенным должностям, профессиям, специальностям предполагает компенсации, льготы либо ограничения.

Но! Работодатель вправе учитывать не все требования профстандарта, а только требования к наименованию должности (в случаях предусмотренных ч.2 ст. 57 ТК РФ) и требования к квалификации (знания, умения, опыт работы). В остальной части — описание трудовой функции, трудовых действий — по желанию.

Например, работодатель определяет самостоятельно, в каком объеме он возьмет из профстандарта описание трудовой функции для составления должностной инструкции.

Далее в статье читайте рекомендации по внедрению профстандартов. Эти советы актуальны для тех работодателей, кто обязан применять профстандарты, а также для тех, кто хочет ввести их добровольно.

Для внедрения профессиональных стандартов работодателю необходимо создать рабочую группу. Задача группы — разработать план по применению профстандартов у работодателя. Рабочая группа создается приказом руководителя. Количество и состав членов рабочей группы определяет исключительно работодатель. Рекомендуется включать в рабочую группу экономистов по труду или тех работников, которые ответственны за разработку штатного расписания, специалистов по управлению персоналом, юристов, возможно руководителей структурных подразделений. В плане по переходу на профессиональные стандарты подробно необходимо прописать действия, сроки и ответственных за каждый этап лиц.

Первое, что предстоит сделать рабочей группе, это соотнести должности, имеющиеся у работодателя, с профессиональными стандартами. Это самая глобальная и трудоемкая работа, т.к. при этом нельзя опираться только на название должности (профессии) в штатном расписании и название самого профессионального стандарта. Необходимо найти те профессиональные стандарты, которые могут потенциально подойти под должности (профессии) указанные в штатном расписании. Для этого нужно соотносить основную цель профессиональной деятельности по стандарту (графа «Основная цель вида профессиональной деятельности» профессионального стандарта) с целью работы по должности (профессии) у работодателя, дополнительно обращая внимание на графу «Группа занятий» в разделе общих сведений.

После того, как будут соотнесены должности, профессии, которые есть у работодателя, и выявлены профессиональные стандарты, которые подлежат применению, рабочая группа составляет отчет. В отчете надо отразить перечень принятых профессиональных стандартов, по которым есть виды деятельности у работодателя. Этот перечень станет основой для дальнейших действий.

  • Ведение общего воинского учета: новые обязанности и ответственность работодателей
  • Как бухгалтерам и кадровикам пройти бесплатное обучение в Контур.Школе
  • Как правильно вести суммированный учет рабочего времени: 5 основных правил
  • Удобное кресло, тайм‑менеджмент, особые правила для удаленки и текучки: 8 простых советов бухгалтеру
  • Кадровое делопроизводство с нуля. 8 первых шагов
  • 10 советов по составлению графика отпусков. Шпаргалка для работодателя

Порядок применения профессиональных стандартов в 2021 году, в том числе специалистов, педагогов, регламентируется на федеральном государственном уровне ч. 2 ст. 57 и ст. 195.3 Трудового кодекса РФ, а также постановлением Правительства от 27 июня 2016 года N 584, письмом Минтруда России от 4 апреля 2016 года N 14-0/10/В-2253, информацией Минтруда России от 10 февраля 2016 года.

Образцы должностных инструкций, правила составления и утверждения

Профессиональные стандарты лежат в основе определения требований к будущему работнику. Они используются работодателем для правильного названия должности и определения формулы расчета заработной платы.

Знать профстандарты нужно также и соискателям:

  • Представители некоторых профессий могут рассчитывать на льготы и компенсации. Они, в свою очередь, назначаются, если наименование занимаемой должности полностью соответствует названию из профессионального стандарта или квалификационного справочника. При этом сам работник должен соответствовать установленным требованиям.
  • Стандарты также определяют ограничения. К примеру, женщины не могут работать по некоторым специальностям: им запрещено быть матросами на грузовых и пассажирских судах (всего насчитывается 456 подобных профессий, и такой перечень утвержден Правительством РФ). Также в профстандартах прописаны возрастные ограничения: некоторые виды работ не могут выполняться лицами, не достигшими возраста совершеннолетия. Документ определяет и требования к образованию: человек не может устроиться врачом, если у него нет высшего медицинского образования.
  • Профессиональные стандарты позволяют объективно оценить свои возможности. Человек может понять, хватит ли у него знаний и умений, чтобы справляться с работой, на которую претендует.

К сожалению, стандарты разработаны не для всех профессий. Есть такие сферы деятельности, в которых постоянно происходят изменения, из-за чего составить и согласовать перечень основных требований к работникам не представляется возможным.

Профессиональные стандарты лежат в основе образовательных программ, которые предлагают слушателям учебные учреждения. Они нужны для того, чтобы максимально сократить разрыв между теоретическими знаниями и практикой. Вероятнее всего, в ближайшем будущем система присвоения квалификации после окончания учебы перейдет «в руки» независимых центров оценки квалификации: выпускник ВУЗа сможет получить квалификацию только через эту независимую оценку. Предполагается, что таким образом удастся усилить конкуренцию между институтами и университетами, а также побудить учебные заведения более активно сотрудничать с потенциальными и реальными работодателями.

Обязательная форма должностной инструкции законодательством РФ не установлена. Распространена практика, по которой в нее включаются следующие основные разделы:

1. Общие положения.

Здесь чаще всего отражаются:

  • сведения о назначении инструкции;
  • порядок назначения человека на должность, его подчиненность;
  • требования к уровню образования и опыту сотрудника;
  • требования к знаниям и умениям специалиста.

2. Функциональные обязанности.

Здесь фиксируется перечень типичных действий сотрудника, составляющих его работу на занимаемой должности.

3. Права.

Основные права, которые отражаются в документе, чаще всего связаны с доступом человека к тем или иным корпоративным сведениям, а также с возможностями его взаимодействия с другими сотрудниками по различным вопросам.

4. Ответственность.

Здесь фиксируются, как правило, стандартные формулировки — о том, что сотрудник несет ответственность за свои действия в соответствии с законодательством РФ и локальными нормативными актами.

5. Заключительные положения.

Здесь обычно отражается, что:

  • инструкция составлена в 2 экземплярах;
  • сотрудник знакомится с инструкцией и удостоверяет ознакомление с ней подписью.

Утверждается должностная инструкция руководителем предприятия.

Рассмотрим, какие именно формулировки профстандартов могут быть использованы в целях составления должностной инструкции. Полезнее всего будет изучить их в части тех разделов, которые являются в наибольшей степени зависящими от специфики конкретной должности работника («Общие положения», «Функциональные обязанности» и «Права»).

Профстандарт в общем случае содержит (п. 6 методических рекомендаций, утвержденных приказом Минтрудсоцзащиты РФ от 29.04.2013 № 170н):

  • раздел 1, в котором фиксируются общие сведения о позиции, для которой определяются квалификационные требования;
  • раздел 2, в котором содержится описание всех трудовых функций, которые входят в соответствующий профстандарт;
  • раздел 3, в котором отражаются сведения об обобщенных трудовых функциях, а также развернутые характеристики конкретных трудовых функций;
  • раздел 4, в котором отражаются данные об организациях, разработавших профстандарт.

Для нас наиболее полезными будут, очевидно, первые три раздела.

Из раздела 1 профстандарта в целях составления инструкции можно извлечь наименование занятия по коду ОК3 (графа «Группа занятий»). Именно эта графа определяет название должности, для которой составляется инструкция. Также наименование должности по инструкции может базироваться на сведениях в графе «Возможные наименования должностей» подраздела «Обобщенная трудовая функция» раздела 3 профстандарта.

Конкретные требования к уровню образования и опыту по обобщенным трудовым функциям (и для соответствующих им конкретизированных функций) закреплены в третьем разделе профстандарта. Эти требования могут быть включены в раздел «Общие положения» должностной инструкции.

Третий раздел профстандарта также может быть также полезен с точки зрения:

  • формирования перечня функциональных обязанностей сотрудника по должностной инструкции (им может соответствовать перечень «Трудовые действия», установленный для конкретной трудовой функции в профстандарте);
  • формирования перечня знаний и умений сотрудника по должностной инструкции (им могут соответствовать перечни «Необходимые умения» и «Необходимые знания», также установленные для конкретной трудовой функции в профстандарте).

Кроме того, формулировки, приведенные в перечне «Трудовые действия» по профстандарту, могут быть использованы и при составлении раздела «Права» должностной инструкции. Как мы отметили выше, права сотрудника, фиксируемые в инструкции, могут выражаться в получении доступа к определенным данным, а также в возможности взаимодействия с коллегами. Профстандарт вполне может определять и то и другое.

Определять перечни трудовых функций работника, фиксируемых в должностной инструкции, работодатели должны на основе профстандартов для соответствующей должности (либо, если это установлено федеральным законодательством, — в полном соответствии с профстандартом). Решение данной задачи облегчается тем, что современные профессиональные стандарты во многих случаях содержат все необходимые сведения для заполнения разделов «Общие положения», «Функциональные обязанности» и «Права» должностных инструкций.

Узнать больше о применении профстандартов вы можете в статьях:

  • «Наименование должностей по профстандартам (нюансы)»;
  • «Приказ о внедрении профстандартов в организации – образец»;
  • «Профстандарт юрисконсульта на 2020 год».

В июле 2016 года в законную силу вступила ст. 195.3 Трудового кодекса РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ, регламентирующая схему применения профстандартов, использование которых стало обязательным в установленных законом случаях. Подробнее читайте в статье Какие организации обязаны применять профстандарты?

Нужно учесть, что реестр профстандартов содержит не список названий должностей или профессий, а требования к той или иной сфере трудовой деятельности.

Структура профессионального стандарта регламентирована приказом Минтруда России «Об утверждении макета профстандарта» от 12.04.2013 № 147н и отражает:

  • функционал, который может выполнять работник, занятый в той или иной сфере деятельности;
  • то, какую квалификацию он должен иметь;
  • требуемый уровень образования и опыт работы;
  • наименование должности, в рамках которой работник может выполнять данную трудовую деятельность.

Таким образом, профстандарты разрабатываются Минтрудом России, а их регистрацию производит Минюст. Только после этого профстандарт вступает в силу.

Уволить сотрудника в связи с его несоответствием профессиональному стандарту невозможно, поскольку ТК РФ в принципе не предусматривает такого основания для прекращения трудовых отношений.

Не стоит путать это с ситуацией, когда работник не отвечает занимаемой должности или не справляется с поручаемой работой в связи с недостаточным уровнем квалификации. В этом случае, если работодатель считает возможным уволить сотрудника, необходимо официально подтвердить его несоответствие посредством проведения аттестации (см. абз. 4 ст. 81 ТК РФ).

Если работодатель выявляет несоответствие уровня образования требованиям утвержденного профстандарта, он должен организовать для такого сотрудника соответствующее обучение. Работодатели, которые не провели для своих работников предусмотренное профстандартом обучение, могут быть привлечены к ответственности (см., например, постановление 13-го ААС от 30.10.2014 по делу № А56-26857/2014).

***

Итак, профессиональные стандарты в 2020 году обязательны к применению государственными органами и организациями с госучастием. Для юридических лиц с частной формой собственности применение данных правил носит рекомендательный характер, за исключением должностей, пребывание на которых дает работнику право на гарантии и компенсации или влечет некие ограничения.

Уволить сотрудника за несоответствие профессиональному стандарту работодатель не правомочен.

Профессиональные стандарты в РФ 2021 года в соответствии с приказом Минтруда

Профессиональные стандарты разработаны для того, чтобы помочь работодателям, разным сообществам, образовательным учебным заведениям профобразования и прочим организациям, упорядочить и стандартизировать свою деятельность.

Позиция государства изложена в Постановлении Правительства РФ №23 от 22 января 2013 года.

«Профессиональные стандарты применяются:

а) работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;

б) образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;

в) при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.»

Как мы уже сказали, каждое предприятие должно вести свою деятельность в соответствии с профессиональными стандартами и применять их на практике для:

1. Подбора кадров;
2. Руководства и управлением персоналом;
3. Тарификации работ и присвоении разрядов;
4. Установления системы заработной платы с учетом уровня квалификации работника (Эти уровни указаны во втором разделе профстандартов);
5. Разработки должностных инструкций, которые должны полностью соответствовать профстандартам;
6. Аттестации работников, направление их на профессиональную переподготовку и повышение квалификации.

Руководителю как минимум необходимо сделать следующее:

— переделать и привести в порядок все должностные инструкции работников в соответствии с профессиональными стандартами;
— правильно указывать наименование должностей сотрудников в соответствии с профстандартами;
— провести аттестацию;
— определить уровень квалификации работников и направить часть из них на переподготовку в случае, если характеристика должности не соответствует профстандарту. Считается, что если работник не будет соответствовать квалификационным требованиям, то успешно выполнять свои функции на рабочем месте он не сможет.

При проведении проверок инспекторами по труду могут быть проверены любые из этих пунктов. Т.к. наиболее часто проверяют требования охраны труда на предприятии, то необходимо в первую очередь привести в порядок профессиональный стандарт специалиста в области охраны труда, затем стандарты других профессий.

Профессиональный стандарт «Специалист по охране труда» действует с 1 июля 2016 года. Поэтому с этого времени в случае выявления государственным инспектором труда несоблюдения профессиональных стандартов, к работодателю могут быть применены меры инспекторского реагирования, в том числе административные штрафы.

Пункт 1 статьи 5.27 Нарушение трудового законодательства влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 1000 до 5000 руб.; на юридических лиц – от 30000 до 50000 руб.

Пункт 4 статьи 5.27 За повторное нарушение наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10000 до 20000 руб. или дисквалификацию на срок от 1 до 3 лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 10000 до 20000 руб.; на юридических лиц — от 50000 до 70000 руб.

Сейчас наиболее часто подвергаются штрафу должностные лица за доступ к работе сотрудника по охране труда, у которого нет профильного образования или без должной переподготовки по охране труда. (Данное требование прописано как профессиональных стандартах, так и в ЕКСД). Применяйте без проблем профессиональный стандарт «Специалист по охране труда»!

Также советуем почитать:

  • Приказ 1100н по охране труда МЧС
  • Профессиональный стандарт «Специалист по охране труда»
  • Межотраслевые правила по охране труда — что это такое?
  • Понятие охраны труда
  • Психиатрическое освидетельствование что это и как проходит
  • Реестр организаций проводящих специальную оценку условий труда
  • Виды ответственности за нарушение требований охраны труда
  • Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда
  • «Обязанности работника в области охраны труда» что это такое?
  • Обучение «Техносферная безопасность»
  • «Техносферная безопасность» что это за специальность
  • Центр охраны труда Белгородской области официальный сайт
  • Программы обучения по охране труда по профессиям
  • Профессиональный стандарт «Специалист по охране труда»
  • Стандарт специалиста по охране труда 524н
  • Приказ 559н требования к квалификации
  • ЕТКС «Специалист по охране труда»
  • Постановление 1/29
  • ГОСТ 12 0 0 004-90 — имеет статус «недействительный»
  • Выбираем учебный центр по охране труда
  • БГТУ им Шухова дистанционное обучение
  • Дистанционное обучение по охране труда

Профессиональные стандарты (в той части, которые определены законом) обязательны для всех юридических лиц (в том числе бюджетных) и индивидуальных предпринимателей:

1. Если в соответствии с Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках (ЕКС и ЕТКС) или профессиональных стандартов (ч. 2 ст. 57 ТК РФ, п. 6 письма Минтруда от 04.04.2016 г. № 14-0/10/В-2253 (далее – Письмо)).

2. Если Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями (ч. 1 ст. 195.3 ТК РФ, п. 6 Письма). Например, требования к квалификации главного бухгалтера в определенных организациях, установлены законом «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ (п. 4 ст. 7), соответственно, эти требования в профстандарте бухгалтера обязательны для применения.

3. Во всех остальных случаях, эти требования носят рекомендательный характер (п. 6 Письма). Согласно ч. 2 ст. 195.3 ТК РФ, характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена федеральными законами или нормативно-правовыми актами РФ, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.

Образец должностной инструкции по профстандарту

Означает ли это, что раз профессиональные стандарты утверждены приказом Минтруда РФ, то любой профстандарт в части квалификации обязателен для применения?

Для целей применения профессиональных стандартов, под иными нормативными правовыми актами РФ, указанные в ч. 1 ст. 195.3 ТК РФ, понимаются нормативные указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, нормативные правовые акты Банка России, иных органов и организаций, имеющих исключительные права регулирования, которыми установлены специальные требования к работникам, выполняющим те или иные трудовые обязанности (например, приказы Минтранса России, Указания Центрального Банка России, Росатома и т.д.) (п. 8 Письма, п. 2 проекта разъяснений Минтруда РФ, 2016 г.).

Приказы Минтруда РФ, которые утверждают сами профстандарты, хоть и являются нормативно-правовыми актами, но по смыслу ст. 195.3 ТК РФ, не устанавливают обязательные требования к квалификации работников. Иначе, все профессиональные стандарты были бы обязательными и весь смысл внесения ч. 2 ст. 195.3 ТК РФ просто-напросто потерялся бы.

Помимо, обязательного соблюдения требований статей 57 и 195.3 Трудового кодекса РФ,

  • государственные внебюджетные фонды РФ;
  • государственные или муниципальные учреждения;
  • государственные или муниципальные унитарные предприятия;
  • государственные корпорации, компания, хозяйственные общества, более 50% акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной или муниципальной собственности.

обязаны также руководствоваться постановлением Правительства РФ от 27.06.2016 г. № 584.

В указанном постановлении в пункте 1 Правительство РФ отметило, что профессиональные стандарты в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, установленных Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами, актами Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, применяются указанными организациями поэтапно на основе утвержденных планов по организации применения профессиональных стандартов (с учетом мнений представительных органов работников).

Планы, составленными бюджетными учреждениями должны содержать:

а) список профессиональных стандартов, подлежащих применению;

б) сведения о потребности в профессиональном образовании, профессиональном обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании работников, полученные на основе анализа квалификационных требований, содержащихся в профессиональных стандартах, и кадрового состава организаций, указанных в 1 абзаце пункта 1, и о проведении соответствующих мероприятий по образованию и обучению в установленном порядке;

в) этапы применения профессиональных стандартов;

г) перечень локальных нормативных актов и других документов организаций, указанных в 1 абзаце пункта 1, в том числе по вопросам аттестации, сертификации и других форм оценки квалификации работников, подлежащих изменению в связи с учетом положений профессиональных стандартов, подлежащих применению.

Реализацию мероприятий планов необходимо завершить не позднее 1 января 2020 г.

Стоит отметить, что еще до выхода указанного постановления, Минтруд РФ рекомендовал в письме от 12.04.2016 № 14-3/10/П-2108, федеральным государственным унитарным и казенным предприятиям и федеральным государственным учреждениям подготовить, утвердить и направить в федеральный орган исполнительной власти план-график по внедрению профессиональных стандартов до 20 мая 2016 года. Об этом также на одном из семинаров говорила заместитель Министра труда и социальной защиты РФ Любовь Ельцова. В связи с этим, многие учреждения, получили письма от своих вышестоящих органов с соответствующими требованиями. Также Минтруд РФ рекомендовал этим учреждениям ежегодно не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным периодом, предоставлять в соответствующий федеральный орган исполнительной власти отчет о результатах выполнения мероприятий в соответствии с утвержденным планом-графиком.

Согласно п. 3 постановления Правительства РФ от 27.06.2016 г. № 584, органы и организации, осуществляющие функции и полномочия учредителей:

  • государственных внебюджетных фондов РФ;
  • государственных или муниципальных учреждений;
  • государственных или муниципальных унитарных предприятий;
  • государственных корпораций, компаний, хозяйственных обществ, более 50% акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной или муниципальной собственности,

обеспечивают осуществление контроля за реализацией мероприятий планов.

Соответственно, указанные учреждения также будут отчитываться в вышестоящий орган о проведенной работе с профстандартами, увильнуть от этого, судя по всему, не удастся.

В перспективе планируется замена ЕТКС и ЕКС профессиональными стандартами, а также отдельными отраслевыми требованиями к квалификации работников, утверждаемыми законодательными и иными нормативными правовыми актами, которые имеются уже и в настоящее время (например, в сфере транспорта и др.). Но такая замена, по мнению Минтруда России, будет происходить в течение достаточно длительного периода (п. 4 Письма).

Если квалификационный справочник и профессиональный стандарт по аналогичным должностям (профессиям, специальностям) содержат различные требования к квалификации, то каким документом должен пользоваться работодатель?

Работодатель самостоятельно определяет, какой нормативный правовой акт он использует, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (п. 5 Письма).

В своих неопубликованных рекомендациях, Минтруд РФ рекомендует называть должность в соответствии с одной обобщенной трудовой функцией (в рамках одного профстандарта) с учетом специфики работы у конкретного работодателя и ч. 2 ст. 57 ТК РФ («льготные» должности, ограничения).

Если же работник выполняет работу по разным должностям (профессиям), т.е. разным обобщенным трудовым функциям, то наименование должности (профессии, специальности) устанавливается по выполняемой работе более высокого уровня квалификации.

Что необходимо указывать в обязанностях работника, если работодатель принял решение изменить должностную инструкцию в соответствии с профстандартом?

В должностных обязанностях работника работодатель может указывать трудовые функции и (или) трудовые действия, содержащиеся как в одном, так и в нескольких профессиональных стандартах (п. 5 проекта разъяснений Минтруда РФ, 2016 г.).

Ранее Минтруд РФ рекомендовал указывать в обязанностях работника конкретные трудовые действия из профстандарта, относящиеся к определенной трудовой функции из соответствующей обобщенной трудовой функции, которые работник должен выполнять в рамках своей должности с учетом задач и функций конкретного структурного подразделения. Перечень трудовых действий по трудовой функции конкретного профессионального стандарта является минимально необходимым и может быть дополнен трудовыми действиями из другой обобщенной трудовой функции трудовой функции этого же профессионального стандарта в зависимости от условий деятельности работодателя (п. 9 проекта рекомендаций Минтруда РФ 2014 г.).

Сейчас, им конкретизировано, что в должностную инструкцию работника можно добавлять не только конкретные трудовые действия, но и сами трудовые функции, т.е. более обобщенные обязанности.

Кроме, случаев, предусмотренных федеральными законами, с учетом Трудового кодекса РФ, специфики деятельности, работодатель может также:

  • распределять трудовые действия, предусмотренные одним профессиональным стандартом между работниками, занимающими различные должности, имеющими различные профессии или специальности, с учетом применяемых технологий и организации труда (п. 5 проекта разъяснений Минтруда РФ, 2016 г.);
  • расширять перечень трудовых действий по отдельным должностям (профессиям, специальностям) по сравнению с перечнем из профессионального стандарта. Что интересно, если в рекомендациях 2014 года не было конкретизировано, можно ли выдумывать новые трудовые действия от себя, то в не увидевшим свет проекте об особенностях применения ПС для бюджетной сферы уже было отмечено, можно расширять трудовые действия только за счет трудовых функций и трудовых действий из других обобщенных т/ф одного профессионального стандарта или из смежных ПС.

Благородная цель внедрения профессиональных стандартов заключалась не только в том, чтобы повысить качество образования будущих работников, но и также промотивировать работодателей на обучение своих сотрудников, чтобы они соответствовали квалификационным требованиям профстандартов. У нас, как обычно, вышло наоборот. В профессиональных стандартах, работодатели увидели прекрасную возможность уволить любого «неугодного» работника, куда уж тут отправлять его на дорогостоящее обучение. А так как судебная практика пока еще настолько мала, то составить единообразный подход в применении профессиональных стандартов, сегодня даже не представляется возможным.

Как неоднократно пояснял Минтруд РФ, вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для увольнения работников (п. 10 письма Минтруда от 04.04.2016). Такого основания увольнения работников, как несоответствие требованиям профессиональных стандартов, в Трудовом кодексе РФ не имеется.

Но и он же неоднократно напоминал работодателям про возможность увольнения работника, за несоответствие его занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации. А если нет соответствующего профстандарту обязательного образования? Можно ли только на этом основании уволить работника по результатам аттестации? А если закон не требует диплом, но работодатель обязался выполнять требования профстандарта? А если это бюджет, где, как известно, законы применяются с оглядкой на вышестоящие органы? На эти вопросы, как ожидаемо, конкретного ответа министерство не дает.

В своем письме от 04.04.2016 г. в пункте 10, Минтруд РФ ограничился напоминанием, о праве работодателя проводить аттестацию работников. А также приравнял текст из квалификационного справочника к профессиональным стандартам, отметив что, при применении квалификационных справочников и профессиональных стандартов лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы. Разве это остановит работодателя от увольнения работников? Тем более, указанный пункт является правом, а не обязанностью для работодателей.

В принципе, в Трудовом кодексе РФ имеются следующие основания увольнения работников, которые можно подвести под «несоответствие работника профессиональному стандарту»:

  • увольнение работника, в связи с несоответствием его занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации (п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ);
  • увольнение работника, в связи с его отказом от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора (п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, ст. 74 ТК РФ);
  • увольнение работника в связи с нарушением установленных Трудовым кодексом РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ), например, отсутствие соответствующего документа об образовании и (или) о квалификации, если выполнение работы требует специальных знаний в соответствии с федеральным законом или иным нормативным правовым актом (ст. 84 ТК РФ).

Какие профстандарты примут в 2021 году?

Довольно интересное апелляционное определение Ростовского областного суда от 26.05.2016 г. (дело № 33-8683), в котором суд приравнял внедрение профессиональных стандартов в бюджетной сфере отдельной области к изменению организационных условий труда в организации, а увеличение текста должностных обязанностей работника, в пределах обязанностей профессионального стандарта, к конкретизации обязанностей, без изменений трудовой функции работника.

Работодатель объяснил изменение должностной инструкции работника, а соответственно и применение ст. 74 ТК РФ так:

В связи с внедрением в 2015 году в практику работы учреждений социального обслуживания населения профессиональных стандартов в соответствии с Постановлением Правительства Ростовской области от 28.02.2013г. № 107 «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Ростовской области (2013-2018)» в мероприятия по подготовке и внедрению профессиональных стандартов включено оформление и утверждение должностных инструкций работников с учетом профессиональных стандартов.

Судебная коллегия апелляционной инстанции с ним согласилась:

Судом установлено, что в … имело место изменение организационных условий труда, дающее основание работодателю для увольнения работника в случае его несогласия с продолжением работы в новых условиях труда. У работодателя отсутствовала возможность сохранить условия работы в прежнем виде, поскольку назрела необходимость изменения должностных инструкций сотрудников в связи с внедрением в 2015 году в практику работы учреждений социального обслуживания населения профессиональных стандартов, что повлекло необходимость конкретизировать должностные обязанности истицы, соответственно, пересмотреть условия трудового договора с работником (п.1 раздела 1 трудового договора об определении должностных обязанностей специалиста по социальной работе в соответствии с должностной инструкцией).

Изменение указанных условий труда было вызвано изменением организационных условий труда в связи с введением приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.10.2013г. №571н профессионального стандарта «Специалист по социальной работе» и необходимостью скорректировать некоторые обязанности работника без изменения трудовой функции, детализировав его трудовые действия и необходимые знания и умения для выполнения трудовой функции, что не противоречит положениям ст. ст. 15, 57 ТК РФ.

Доводы жалобы об изменении трудовой функции истицы, установленной при её приеме на работу должностной инструкцией, являются необоснованными и опровергаются материалами дела. Сравнительный анализ должностных обязанностей специалиста по социальной работе показывает, что работодателем произведена корректировка существующих у работника обязанностей с уточнением трудовых действий при выполнении указанных обязанностей, что является подтверждением тому, что трудовая функция работника в смысле положений ст. ст. 57, 60, 72 ТК РФ осталась неизменной. Какие-либо обязанности, которые могли бы повлечь дополнительные требования к специальности либо квалификации истицы в должностную инструкцию не вносились, а вводились новые условия выполнения порученной работнику работы.

Судя по всему, все идет к тому, что работодатели бюджетной сферы опять будут массово применять данную статью увольнения, в связи вступлением в силу профессиональных стандартов, как в случае с внедрением эффективного контракта. При этом следует отметить, что суды, как тогда, так и сегодня, также не могут придти к единому мнению, всегда ли можно из-за внедрения чего-либо в бюджетной сфере, например, того же эффективного контракта, применять ст. 74 ТК РФ? Представляется, указанная статья никогда не являлась эдакой палочкой выручалочкой для всех случаев жизни, но как видим, под нее, при желании, можно подвести что угодно.

Должность экономиста может упоминаться не только среди иных вариаций названий должностей, но и в качестве базового наименования специальности. А потому экономист – это не совсем должность, а скорее целая профессиональная сфера деятельности. Экономистом можно работать в различных трудовых областях:

  • в бухгалтерии предприятия;
  • в отделе кадров;
  • по работе с претензиями;
  • по финансовому наблюдению и операциям;
  • по сбыту продукции;
  • по планированию деятельности;
  • по договорам.

С 1 января 2021 года применение профстандартов стало обязательным, согласно указаниям ТК РФ. Однако, профстандарты должны применяться буквально, только если речь идет о должностях, для которых устанавливаются льготы либо какие-то ограничения, или предусматриваются компенсационные выплаты.

Важно! Каких-либо компенсаций, льгот и профессиональных ограничений для профессиональной сферы, к которой принадлежит экономист, Трудовой кодекс не предусматривает. Соответственно, даже если бы профстандарт экономиста был утвержден, применять его было бы необязательно, а только желательно.

В остальных же случаях использование профстандартов лишь рекомендовано трудовым законодательством, поскольку их положения могут быть полезны в следующих случаях:

  • при решении вопросов обучения работников и повышения их квалификации;
  • при проведении аттестации либо переаттестации;
  • при определении размера зарплаты для некоторых должностей;
  • при разработке текстов трудовых договоров и должностных инструкций;
  • при регулировке трудовых функций подчиненного.

Экономисты могут быть наняты в качестве специалиста кадровой службы. В профстандарте кадрового сотрудника предусмотрено 8 базовых функций, шесть из которых подходят специалистам экономической сферы:

  • обеспечение организации труда и оплаты труда;
  • работа над корпоративной политикой предприятия;
  • организация мероприятий по обучению сотрудников и повышению квалификации работников;
  • оценивание и аттестация кадров;
  • поиск персонала и наем работников;
  • ведение кадровых документов.

Данные функции не обременены специальными требованиями, а потому профстандарт не обязателен к применению, а лишь рекомендован. Ни одна из упомянутых функций не предполагает наличия опыта работы до трудоустройства на должность. Для ведения кадровых документов достаточно уровня квалификации 5 и среднеспециального образования, для остальных функций – квалификации 6. Обеспечение фирмы персоналом и аттестация кадров предполагает окончание ВУЗа со степенью бакалавра. Обеспечение оплаты труда, разработка корпоративной политики и обучение сотрудников требуют наличия диплома со степенью специалиста или магистра.

Человеку, владеющему специальностью экономиста-финансиста, разрешается занимать должности («специалист», «ведущий специалист по микрофинансам»), на которых понадобится осуществлять микрофинансовые операции:

  • привлекать финансовое обеспечение микрофинансовых процедур;
  • планировать и выдавать микрозаймы и совершать сопутствующие операции.

В следующей таблице представлены квалификационные требования к финансовым экономистам:

Показатель Специалист по микрофинансам Ведущий специалист по микрофинансам
Уровень по шкале квалификации 5 6
Образование Среднее специальное («Финансы») Высшее профильное (достаточно степени бакалавра)
Опыт работы 1 год в финансовой сфере

Образец заполнения должностной инструкции по профстандарту

Ошибка: Экономист занимает на фирме должность главного экономиста по профстандарту финансового мониторинга. Работодатель не следует данному профстандарту, считая его рекомендованным к применению, а не обязательным.

Комментарий: Следование профстандарту является обязательным в случае, когда экономист занимает должность главного финансового экономиста.

Ошибка: Работодатель полагает, что, поскольку профстандарт экономиста не утвержден, он обязан пользоваться Единым Квалификационным справочником.

Комментарий: Работодатель, принявший на работу экономиста, должен сам определиться, чем пользоваться – ЕКС или профстандартом. Единственное, желательно, чтобы профстандарт был выбран в соответствии с видом деятельности всей организации.

Профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе для выполнения определенной трудовой функции (ст. 195.1 ТК РФ).

При этом в Рекомендациях по применению профессиональных стандартов в организации, утвержденных ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Минтруда РФ, приведены следующие понятия:

  • квалификация – уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника (ст. 195.1 ТК РФ);

  • вид профессиональной деятельности – совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда (Приказ Минтруда РФ от 29.04.2013 № 170н «Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта»);

  • обобщенная трудовая функция – совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном или бизнес-процессе (Приказ Минтруда РФ № 170н);

  • трудовая функция – система трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции (Приказ Минтруда РФ № 170н).

Профессиональный стандарт разрабатывается на вид профессиональной деятельности, в котором обобщенные трудовые функции представляют собой модель (типовое описание) профессии, должности, в которой раскрывается основной набор трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда.

В профстандартах помимо обобщенных и конкретных трудовых функций отражаются возможные наименования должностей, требования к образованию и обучению, способы повышения квалификации, особые условия допуска к работе.

Каждая обобщенная трудовая функция соответствует профессиональной деятельности, которая может быть осуществлена одним работником. То есть обобщенная трудовая функция по сути является должностными обязанностями. А при разработке должностной инструкции работника можно не только использовать не все трудовые функции в обобщенной трудовой функции, но и добавлять свои. Допускается использование нескольких обобщенных трудовых функций, при этом требования к квалификации работника определяются по более высокому уровню квалификации.

Профессиональный стандарт – это не должностная инструкция. В нем описывается профессиональная деятельность, но не стандартизируются должностные обязанности. Права и обязанности работника могут быть установлены непосредственно в трудовом договоре либо в должностной инструкции на основе положений профессионального стандарта.

Профстандарты обязательны только в двух случаях:

1) если по должности (профессии, специальности) законодательством предусмотрены компенсации, льготы или ограничения (ч. 2 ст. 57 ТК РФ);

2) если требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ (ст. 195.3 ТК РФ).

Имейте в виду, что в обоих случаях обязательными являются только требования к квалификации работника (в первом – еще и наименование должности). Остальные положения профстандартов всегда рекомендательные.

Если даже профстандарты не обязательны, работодатель может самостоятельно принять такое решение. В этом случае они станут обязательными.

Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с ч. 1 ст. 195.3 ТК РФ, применяются работодателями в целях:

  • определения трудовых функций работников;

  • разработки штатных расписаний, должностных инструкций работников;

  • аттестации работников;

  • независимой оценки квалификации работников;

  • организации подготовки профессионального образования или обучения работников и их дополнительного профессионального образования.

Для учреждений культуры и искусства пока утверждено восемь профстандартов:

1) «Продюсер в области кинематографии» (Приказ Минтруда РФ от 08.09.2014 № 610н);

2) «Специалист по техническим процессам художественной деятельности» (Приказ Минтруда РФ от 08.09.2014 № 611н);

3) «Хранитель музейных ценностей» (Приказ Минтруда РФ от 04.08.2014 № 537н);

4) «Специалист по учету музейных предметов» (Приказ Минтруда РФ от 04.08.2014 № 521н);

5) «Экскурсовод (гид)» (Приказ Минтруда РФ от 04.08.2014 № 539н);

6) «Специалист по подготовке к производству анимационного кино» (Приказ Минтруда РФ от 25.12.2018 № 843н);

7) «Специалист по визуализации в анимационном кино» (Приказ Минтруда РФ от 25.12.2018 № 842н);

8) «Художник-аниматор» (Приказ Минтруда РФ от 25.12.2018 № 844н).

Все эти стандарты не являются обязательными, поэтому могут применяться работодателем по своему усмотрению.

При внедрении профстандартов работодатели согласно Рекомендациям по применению профессиональных стандартов в организации учитывают следующие требования.

  1. Вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для увольнения работников.

  2. Ответственность и полномочия по принятию кадровых решений считаются ответственностью и полномочиями работодателей.

  3. При отсутствии профессиональных стандартов рекомендуется пользоваться квалификационными справочниками.

  4. Трудовой кодекс предоставляет работодателям право самостоятельно разрабатывать штатное расписание, определять наименования должностей, профессий рабочих и трудовых функций работников в соответствии с уставом организации, устанавливать категории (разряды, классы) с учетом сложности и объема выполняемой работы (трудовых функций).

  5. Профессиональные стандарты применяются работодателями с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных используемыми технологиями и принятой организацией производства и труда и требований нормативных правовых актов, регулирующих вид профессиональной деятельности.

  6. Работодатель вправе проводить аттестацию работников. Так, при применении квалификационных справочников и профессиональных стандартов лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы (если иное не установлено законодательством), но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

  7. Запрещается расторжение трудовых договоров с работниками (увольнение работников) при выявлении несоответствия их квалификации профессиональному стандарту.

  8. При подготовке документов для аттестации работников работодатель может использовать положения профстандарта.

  9. Работодатель сам определяет необходимость подготовки работников (профессиональное образование и обучение) и их дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд (ст. 196 ТК РФ).

  10. Перечень в позиции «Возможные наименования должностей, профессий» описания обобщенной трудовой функции профстандарта не является исчерпывающим или закрытым. Введение в действие профстандарта не обязывает работодателя переименовывать должности в штатном расписании.

  11. При отсутствии в обобщенной трудовой функции профстандарта наименований должностей заместителей руководителей их должностные обязанности и требования к квалификации могут устанавливаться на основе требований, содержащихся в обобщенных трудовых функциях соответствующих должностей руководителей.

  12. В профстандарте могут указываться разные образовательные траектории, и работник может соответствовать требованиям одной из них. Это положение действует и в отношении требований к опыту практической работы, приведенных в профессиональном стандарте.

  13. Применение профстандартов не предусматривает пересмотра системы оплаты труда. При этом в силу Постановления Правительства РФ от 05.08.2008 № 583[2] и Отраслевого соглашения между Минкультуры РФ и Российским профсоюзом работников культуры на 2018 – 2020 годы[3] положения профстандартов следует учитывать при установлении и изменении системы оплаты труда работников.

* * *

В заключение отметим, что соблюдение работодателем требований профстандартов может стать предметом проверки ГИТ. В рамках проверки согласно Приказу Роструда от 13.06.2019 № 160[4] могут быть запрошены документы, подтверждающие соблюдение обязательных требований в части квалификации работников, профессионального стандарта, подготовки и дополнительного профессионального образования работников. Это могут быть трудовые договоры и дополнительные соглашения к ним, ученические договоры, должностные инструкции, документы по аттестации, обучению работников, штатное расписание, планы-графики по внедрению профстандартов, отчет о проведении мероприятий по внедрению профстандартов и др.

Поскольку специальной ответственности за такие нарушения не предусмотрено, привлечь работодателя смогут по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.


[1] «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности».

Профессиональные стандарты, введенные в документальный оборот с 2012 года и ставшие обязательными для многих видов деятельности в 2016 году, потихоньку занимают все больше места в деловой жизни. Растет число профессиональных областей, обеспеченных стандартами – совокупностью характеристик, необходимых для той или иной работы.

Одним из наиболее ожидаемых стал профстандарт специалиста по персоналу. Как он повлияет на политику организации, переходящей на его использование? Является ли его применение непременных или существуют альтернативы? Как пользоваться им наиболее эффективно и в каких сферах? Разбираемся.

Профстандарты: профессиональные стандарты, утвержденные Министерством труда РФ

Документ принят приказом Министерства труда и социального развития РФ № 691н от 06.10.2015 года. Его имя в реестре, приведенном на официальном сайте, где расположены все зарегистрированные стандарты, звучит так: «Профессиональный стандарт «Специалист по управлению персоналом»». В нем 4 стандартных раздела:

  • общий – в нем содержатся признаки, по которым данная специальность отличается от всех остальных;
  • перечисление трудовых функций, которые выделены в данном стандарте;
  • их исчерпывающая характеристика;
  • разработчики – те организации, которые сформировали и «обкатывали» положения профстандарта.

Каждая из представленных общетрудовых функций разбивается на конкретные, к которым и относится тот или иной перечень действий. Всем отдельным функциям присвоен особый цифро-буквенный код:

  • латинская буква соответствует наименованию одной из 8 обобщенных функций (см. табл.);
  • через знак «/» от буквы написаны цифры – двузначный номер конкретной функции (01, 02, 03 и т.д.);
  • далее после точки идет необходимый уровень квалификации (в этом стандарте – 5, 6 или 7).

В тексте профстандарта вы найдете рекомендуемые формулировки названий должностей для кадровиков, выполняющих те или иные функции. Удобно, что по каждой из них приведено соответствие из морально устаревшего, но более привычного Единого квалификационного справочника. В большинстве случаев должности по ЕКС менее конкретизированы относительно профстандарта, например, специалист или инспектор по персоналу, в зависимости от перечня обязанностей, может именоваться «специалистом по подбору персонала», «специалистом по кадровому делопроизводству» или «специалистом по социальным программам».

ВАЖНО! Если в одной должности совмещается несколько функций, то именовать ее следует по той должности, которой присуща более высокая квалификация. Так, если работник кадрового отдела, к примеру, обеспечивает аттестацию сотрудников и ведет соответствующую кадровую документацию, по профессиональному стандарту его должность может быть определена как «менеджер по персоналу».

Работодатель, учитывая специфику работы своей организации и, разумеется, чтя Трудовой кодекс и федеральные законы, вправе:

  • определять объем и наполнение работы для той или иной должности;
  • в связи с этим можно разделять или объединять предусмотренные профстандартом (и, как следствие, должностной инструкцией) обязанности между разными должностями или сотрудниками;
  • увеличить количество ожидаемых от работника необходимых работодателю трудовых действий, если перечисленных в профстандарте ему недостаточно.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! «Выдумывать» новые обязанности сотрудникам просто так нельзя, допускается расширение только за счет переноса из другой обобщенной функции в рамках одного стандарта, либо за счет смежных стандартов, если таковые имеются.

Напоминаем, что для изменения трудовой функции нужно согласие сотрудника и его уведомление в письменном виде за 60 дней. Конкретизация требований изменением функции не является!

Закон говорит об обязательности применения профстандартов с июля 2016 года, когда эта необходимость утверждается в ТК. Федеральных законах или любом другом нормативном акте. Кадровая работа не предусматривает для сотрудников особых льгот, каких-либо компенсаций или ограничений, поэтому применение профессионального стандарта в этой сфере не является обязательным, только рекомендованным.

Несмотря на то, что за неприменение этого профстандарта работодателя никто не оштрафует, им стоит пользоваться. Работодатель оценит удобство этого документа как шаблона для квалификационных требований, источника формулировок для должностных инструкций, пособия для тарификации, в формировании кадровой политики организации и т.п.


Похожие записи:

Добавить комментарий